Воскресенье, 24.11.2024
Журнал Клаузура

«Петербургский ангел» — гений места

14 мая 2020 года ушел из жизни скульптор Роман Иванович Шустров. Он создал «Петербургского ангела», который с 2012 г. в Измайловском саду на Фонтанке рядом с Молодежным театром.

Петербургский ангел представляет из себя создание с двумя крылами под зонтиком, что читает книгу и сидит на спинке деревянной скамьи.

Материальное воплощение питерского ангела – современная Троица русского идеала. Понятие Троицы, как воплощение триединства христианского духовного начала, естественно, позаимствовано из древнеславянского языческого пантеона. Это триединство очень близко русскому сердцу. И мастер тонко почувствовал этот позыв.

Питерская Троица вобрала в себя образ русского просвещенного человека — жителя города, как сакрального средоточия Культуры.

Климат города есть элемент бытия, влияющий на физиологию и мировоззрение и индивидуума, и коллективный разум общества. Н.В.Гоголь в «Шинели», описывая жизнь своего героя Акакия Акакиевича, так характеризовал городскую погоду: «ветер, по петербургскому обычаю, дул на него со всех четырех сторон»  Непредсказуемость даже на текущий день.

История образа ангела уходит корнями в глубину тысячелетий. Напомним, что ангел в переводе с греческого — «вестник, посланник» некой высшей силы. Христианство «приватизировало» многое из античных религий, в том числе и представление об этом бестелесном существе, придумав для них обязательно два крыла. Ангелы стали посланниками Бога, духовными хранителями личности.

Предположу, что одно крыло ангела Шустрова – плод радостей и бед, другое – терпения, как знак обычной судьбы. Впрочем, каждый волен иметь свое представление об этом.

Ангелов, оберегающих Питер немало, некоторые из них – над Петропавловским собором, рядом с апостолом Матфеем на Исаакиевском соборе, фонтан «Колодец ангелов» в Александровском саду, недавний ангелочек в Любашинском саду на углу ул.Замшина и пр. Металлистов, над Александровской колонной (столпом). После Октябрьского переворота 1917 г. городом фактически руководил Г.Е.Зиновьев, прозванный русской интеллигенцией «палачом Петрограда». Он предложил сбросить ангела с колонны, а на его место водрузить бюст В.И.Ленина. И только вмешательство А.В.Луначарского помешало этому варварству.

Наконец, ангел читающий. Предположим, что читает русскую классику, поэзию «золотого» или «серебряного» века. Самым читающим гражданином был советский человек – по международной оценке 50-х годов прошлого века он посвящал чтению 11 часов в неделю, что в 2 раза больше западного человека.

Помню в 60-70-х годах, что читали в любое время и везде: дома, на даче, в транспорте, на работе в обед, в отпуске, мамы на прогулке пока ребенок спит. Редкая семья не имела хорошей библиотеки. Сдавали макулатуру, чтоб иметь редкие книги. Очереди на подписные издания. Выписывали много научно-популярных и художественных журналов.

Хочется отдельно сказать о «притеснении» коммунистами национальных культур. Я много ездил в командировки в 80-х годах. И всегда заходил в книжные магазины в Прибалтике и на Украине. Отделы на местном языке были завалены изданиями, но покупателей там почти не было. Зато в отделах русскоязычных авторов было не протолкнуться.

Предприимчивые люди национальных республик скупали русскую литературу и классику, которую много выпускали там, и пересылали ее по почте в Москву и Ленинград, разумеется, не бесплатно.

Отдельно необходимо сказать о культурной жизни в блокадном Ленинграде. В первую страшную зиму 41-42 г.г. в городе работали 22 библиотеки. Я сам в архиве нашел потрясающий факт жизни Елизаветы Ивановны Мироновой, заведующей библиотекой им. В.Г.Белинского на площади Калинина, которая не прервала своей деятельности в этих нечеловеческих условиях ни на один день! Позднее она была награждена медалью «За оборону Ленинграда», которую очень ценили блокадники.

О.Ф.Берггольц в «Автобиографии», 22.04.-9.05.1952г. вспоминала:

«Первый мой сборник стихов, вышедший Ленинграде с обеими поэмами, примерно в августе 1942 г. – в городе покупали за хлеб, от 200 до 300 грамм за книгу. Выше этой цены для меня нет и не будет»

И еще факт из жизни Берггольц в блокадном городе. О нем поведала писатель В.К.Кетлинская. Ольга Федоровна шла на работу в Ленинградском радио зимой 1942 г. И во тьме споткнулась о труп и упала. Сил подняться не было. И  вдруг она услышала свой голос в репродукторе на крыше здания. Голос читал ее стихи. И этот голос, и свои стихи заставили поэта подняться и двигаться дальше.

В «Автореферате на диссертацию «Эстетические отношения искусства к действительности» Н.Г.Чернышевский отметил:  «Литература и поэзия имеют для нас, русских, такое огромное значение, какого, можно сказать наверно, не имеют нигде…»

И правда, почему мы любим поэзию, а, значит, любим читать?

Давайте оглянемся в нашу историю на несколько столетий. Нашим самым древним музыкальным инструментом были гусли, которые ныне возвращаются энтузиастами, профессиональными и самодеятельными. Гусли делали из самых простых пород  — сосны или ели, лучше яблони или клена. Сзади,  спереди и в центре выбираются резонирующие голосники (отверстия). Натягивались в старину струны из конского волоса (из гривы или хвоста) в количестве от 5 штук.

Гуслисты (старинное название гусляров) распевали былины, бытовые песни, пели при проводах на ратные дела, на княжеских пирах. В редкой деревне или городе не было гуслей.

Христианство жестоко с административным ресурсом завоевывало свое влияние на людей. Византийское церковное пение отличалось от  привычного русского. Но люди привыкли к новшеству.

После православной реформы патриарха Никона в 17 веке народное пение на гуслях стало ненавистно новому храмовому пению. По варварскому указу Никона гусли были собраны и сожжены.

Естественно простолюдины и певцы нашли замену в виде балалаек, гармоней, рожков, бубнов. Развитие народных песен продолжалось. Былины и иное творчество стали передаваться устно.

В 18 веке петровские реформы, в основном, в практической жизни, неизбежно породили и возрождение в культуре —  в становлении своих поэтов, драматургов, композиторов, в том числе и церковных.

«Золотой век» в лице  А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, М.Ю.Лермонтова и других породило поэтическую революцию. Он стал отправной точкой прихода высоких стихов не только в учебные заведения высших слоев общества, но во второй половине 19 века и в школы  простолюдинов.

«Серебряный век» А.А.Блока, С.А.Есенина, В.В.Маяковского и других русских поэтов начала 20 века усилило влияние поэзии на общество.

Советская власть избирательно походила к формированию культуры. Безоговорочно поддерживалось народное творчество. В школьное образование «допускались» лишь поэты так или иначе, близкие по мировоззрению большевикам. А церковь была отстранена от государства и образования, что соответствует светскому государству. Ее прекрасно заменила деятельность хоров, профессиональных и любительских, при дворцах и домах культуры и сельских клубах.

Советская культура, в основном, в 60-70 г.г., достигла своего апогея, в том числе и поэтическая, во все своей многогрангности, стала эталоном и для большинства просвещенных, мыслящих людей, и для рядовых граждан во всем мире.

Но настало время новых экспериментов над народом. Некоторые высшие партийные эшелоны внутри Советского Союза решили поиграть в «рыночную экономику», где давно властвовали транснациональные компании и банки.

Развал советской державы породил и культурный русский коллапс. Этому, естественно, способствовал Запад.  Был сформирован заряд агрессивной пошлости. Умный и коварный враг России З. Бжезинский в своей книге «Великая шахматная доска. Господство Америки и его стратегические императивы» писал о США: «… доминирующая в стране культура больше тяготеет к массовым развлечениям, в которых господствуют гедонистические мотивы и темы ухода от социальных проблем» и «… в области культуры, несмотря на ее примитивность»

В свое время заряду пошлости через рок-музыку, порнографию, низкоуровневой попсу и наркотики удалось погасить студенческий бунт в США и Европе.

Разумеется, не стоить уменьшать большую эстетическую роль великих музыкантов в лице БИТЛЗ, КУИН и ряда других. Но в целом, рок-музыка своими ритмами и пещерными образами развращала молодежь.

Заряд пошлости в виде русского рока, наркоты и попсы был вброшен в среду русской молодежи. Русский рок тоже дал ряд выдающихся талантов. Но в основном, на голову слушателей  был и еще льется музыкальный и словесный, как говорит молодежь, «отстой» Порно не нашло широкого восприятия. При этом Русская православная церковь осталась безучастной к вбросу этой морального яда. И огромная часть молодых людей была отравлена. Был воспринят как свой потребительский образ жизни, чего и добивались реальные хозяева страны.

Верхом пошлости стало появление в жюри песенного конкурса «Голос» таких непристойных «звезд», как Шнур или Нюша и концерты под названием «Шансон года» — «Три аккорда» на 1-м национальном канале ТВ! И где главенствует лидер блатного жанра А.Новиков!

Народное творчество, фольклорные коллективы были оттеснены на задворки  официального культурного пространства. Перестали действовать музыкальные объединения и кружки в домах культуры. Толстые журналы бедствуют.

Но поэзия жива! И живет все плодотворнее! Поэты в 2000-х создали литературные объединения и клубы. Действуют по формуле В.В.Маяковского – «больше поэтов хороших и разных» Они устраивают читки своих стихов и классической поэзии. Я сам участвую в таком клубе при одной из питерских библиотек.

И все-таки еще раз себе зададим вопрос – почему мы любим  поэзию?

Предположим, при создании первого русского государства или империи, по словам известного русского археолога А.Н.Кирпичникова, в процессе формирования русского суперэтноса из племен и народностей Восточной Европы сформировался определенный тип человека, для которого песенно-поэтический строй взаимосвязей на уровне подсознания способствовал сплочению людей. Частотные характеристики исполнения песен и звуки игры гуслей возбуждали готовность к борьбе с врагами или вызывали счастливые реакции в мозгу. Известен феномен музыки Моцарта для лечения больных пациентов.

Ученые из института Макса Планка выяснили, что поэзия доставляет мозгу больше удовольствия, чем музыка. Немецкий нейробиолог Эрнст Пёппель установил, что поэзия вызывает легкий гипнотический эффект. Правое полушарие отвечает за ритм, левое – за словесную составляющую, образуется стереоэффект.

В западноевропейских и американских школах, по отзывам и учащихся, и преподавателей, не уделяется столько внимания литературе и поэзии, сколько это делалось в советской школе. Современное среднее образование в России оставило в программах русскую литературную классику, правда, в урезанном виде.

Детство каждого русского человека начинается с поэзии — А.С.Пушкина, Н.К.Чуковского, В.В.Маяковского, Н.А. Некрасова, А.Л.Барто, С.Я.Маршака, С.В.Михалкова.  В течение жизни нам требуются снова и снова А.С.Пушкин и, конечно, Ф.И.Тютчев и О.Ф. Берггольц, С.А.Есенин и А.А.Ахматова, А.А.Блок и Н.А. Заболоцкий.  Высокая поэзия вошла в нашу плоть и кровь, в наш разум, в наши глубины чувственные и рациональные. У каждого человека свои любимые поэты, без которых не представить своей судьбы

И, «Петербургский ангел» стал воплощением звания — «гений места».

Князев Михаил Александрович

член Российского межрегионального союза писателей

член Санкт-Петербургского союза краеведов

На фото: «Петербургский ангел» и автор статьи М.А.Князев


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика