Цвет в живописи и свет мысли
30.07.2020
/
Редакция
Воздух, звук и солнечный свет подобрались к окну.
В итоге воздух остался за окном, звук проник наполовину,
и только солнечный свет пробился сквозь стекло.
Это говорит о величии света.
Фэн Цзицай
Книга Преснякова Максимильяна «Свет и изображение. Некоторые вопросы, касающиеся искусства» поделена на две части: «Поэтическая» и «Фантастическая». Названия этих очень разных по объёму разделов создают лишь некоторые смысловые акценты, как бы отвлекая читателя он научной подоплёки обсуждения и серьёзности темы, в особенности в совокупности с подзаголовком: «симфония» как бы выстраивающим неожиданный жанр повествования. Симфония, как «полёт мысли», выраженной в словах… Игра или стройная концепция автора? В издании можно обнаружить попытку найти тонкую грань между спекуляциями на тему света, в том числе художественными, а также последовательным осмыслением и искренностью вѝдения художника. Мистика света – это лишь наше неполное представление о нем, и эти пробелы частично можно восполнить, благодаря знакомству с этой книгой.
Работа над текстом началась за пару лет до проведения Первого Московского Международного фестиваля «Круг света». Тогда же появилась и первая редакция книги, к публикации которой было предпринято несколько безуспешных попыток. Писатель решил, что это лишь знак продолжить работу, которая была завершена к 2013 году. На сегодняшний день многие авторы и организаторы различных международных проектов обращаются к данному направлению. Получается, Пресняков прозорливо занялся темой света, ставшей интересной в масштабе не только страны…
Обозначу лишь некоторые интересные моменты… Например – образ «дыхания света», благодаря которому опознаются и создаются нестандартные образы и новые измерения обыденного. Дыхание света ассоциативно базируется на «менее тонком», но всё же не столь однозначно физико-физиологическом феномене «дыхании цвета» в живописи. Это можно сказать, филигранное искусство, наделяющее свет и цвет движением на полотне. Художники-импрессионисты показали и отчасти осмыслили только небольшую часть аспектов этого феномена, а интеллектуально выстроенная система Жорж-Пьера Сёра проложила путь в живописи только к некоторым принципам построения изображения, используемым позднее оптически активным искусством. Но с другой стороны – условно-графическая даже чёрная линия как траектория рисующего инструмента и линия внимания так же может трактоваться как «движение света» уже не в условной поперечности, а в условной же продольности его массива-образа. Свет в отличие от цвета неизобразим в живописи? Максимильян Пресняков демонстрирует в серии своих программных живописных работ, что это не так.
Художник говорит не о двойственной, а о тройственной природе света: «материальное начало – сверхтонкое начало – неуловимое начало». Хотя в зависимости от контекста обсуждения систематизации могут быть различными. Светоносность согласно изложенному – явление гораздо более глубокое, чем просто формальная зримость. Автор рассматривает три «начала» на примере устроения храма. В целом, это необычный, изящный взгляд на вещи, но в то же время по-научному обоснованный и в чём-то поражающий выводами.
Автор книги удачно проецирует и проводит параллель природных физических явлений с человеком, его внутренним «я». Пресняков рассмотрел концептуальные вопросы явления света и его структуры, по своему их объединил, упорядочил и выдвинул несколько гипотез, в своих рассуждениях произвольно переходя от научных и мировоззренческих идей к ассоциативно-поэтическим и обратно, имея в виду допустимость этого в выбранном жанре.
Книга представляет собой необычное сочетание научного, художественного и литературного обозрения. Приводятся примеры различных направлений в искусстве, связанных с этой темой; даны разъяснения на частные вопросы; описаны физические опыты, проведенные самим автором. Макетная установка, разработанная автором в 1986 году, представлена в виде колеса с четырьмя или восьмью перекладинами, установленным на ось. По существу в этой конструкции нет ничего принципиально нового, но вопрос состоит в том, на что обращать внимание при работе этого устройства. Во время вращения при взгляде на некоторые области данного «колеса» появляется «явление светимости, возникающее как эффект на уровне физиологии, как нервная реакция». При более глубоком наблюдении и специфически настроенном внимании выявляется внутриперцептивная светимость – светимость другой природы. Эксперимент предполагает возможное продолжение с изменениями различных элементов: скорость, цвет фона и спиц, толщина спиц-перекладин и пролёт между ними, наличие нескольких вращающихся колес. Художник именует видимые эффекты «темпоральными муарами». Но главное не это, а целый ряд неоднозначностей в трактовках, касающихся темы света, на которые он обращает внимание.
Стремление вырваться на свет – естественное желание множества, а стремление – познать свет – дар, предоставленный единицам… Неуловимый свет в сфере искусства после прочтения книги, возможно, для кого-то откроет свои тайны и воплотится в новом изображении… Данный труд может быть крайне полезен для художников, фотографов, физиков, психологов, философов… и людей, желающих заглянуть чуть дальше очевидно изученных вещей…
Марина Челик
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ