7 и 8 сентября на ул. Чаплыгина, 1А — премьерные дни. Первые зрители увидят постановку Алёны Лаптевой «Старший сын» по одноимённой пьесе Александра Вампилова.
Сравнивать – дело неблагодарное, тем более в искусстве, а уж разные жанры и подавно. Тот, кто думает, что знаменитая кинокартина Виталия Мельникова со звёздным составом может помешать смотреть новую постановку в Театре Табакова, очень ошибается.
А, впрочем, стоит только спектаклю начаться, никаких сравнений даже не возникнет. Исполнитель роли Сарафанова заслуженный артист России Сергей Беляев на этот вопрос смотрит просто: «Евгений Павлович Леонов создавал этот образ в кино, а я – в театре, это разные вещи. В чём преемственность? В русской актёрской школе».
Сергей Беляев (Сарафанов) и Артур Касимов (Бусыгин)
Интересна история появления этой постановки. Дипломный спектакль в Театральной школе Олега Табакова, поставленный Алёной Лаптевой, имел успех неординарный, и театр решил поручить своей актрисе и режиссёру (первой постановкой Алёны стали «Ночи Кабирии» — ремейк знаменитого фильма Феллини – в 2017 году) сделать новую версию на исторической сцене уже не со студентами, а с молодыми артистами.
Из спектакля в спектакль благополучно «переехал» Сергей Беляев – он не впервые становится центром действа молодых, в его арсенале Вукол Бессудный из постановки Виталия Егорова «На бойком месте», а прочие роли распределили между молодняком первого и последующих выпусков.
«Мне эта пьеса, — говорит Алёна Лаптева, — очень нравится тем, что написана для молодых, здесь очень много очень хороших, очень больших, настоящих, полноценных главных ролей практически для всех артистов этого замечательного возраста, когда они только начинают своё движение вперёд. И, мне кажется, «Старший сын» даёт им очень хороший старт к каким-то дальнейшим большим главным ролям».
И это правда. Вопреки вопросам журналистов – близок ли вам ваш герой конца 60-х прошлого века, молодые актёры отвечают своей игрой – искренней и проникновенной.
Павел Шевандо (Сильва) и Арина Автушенко (Макарская)
«Мой герой мне симпатичен, – рассказывает исполнитель роли Бусыгина Артур Касимов. – У меня тоже нет отца, может, потому видел схожесть. Он — прекрасный человек, человек, который может в себе что-то поменять, отталкиваясь от людей – это дорогого стоит, не все люди могут себе это позволить».
И вообще в ареале Сарафанова-старшего если не меняются, то проявляются все. А потому что человек с открытым нараспашку сердцем, человек, сохранивший душу ребёнка, такой, который любит всех, любого человека, кем бы он ему ни приходился не проявлять других не может.
Арина Автушенко (Макарская) и Павел Чернышов (Васенька)
«А это и есть главное для меня в этой истории, — делится Алёна Лаптева, – как чужой человек, абсолютно незнакомый может стать тебе родным. Сарафанов – тот, кто может открыть своё сердце любому человеку. Замечательная реплика в финале: «Вы все мои дети». Таких людей на сегодняшний момент, наверное, единицы. Если б к этому стремилось человечество, было бы, наверное, великое счастье. Пьеса в этом отношении невероятно глубока и она для любого возраста».
А ещё Сарафанов говорит:
«Каждый человек родится творцом, каждый в своём деле, и каждый по мере своих сил и возможностей должен творить, чтобы самое лучшее, что было в нём, осталось после него».
Вот он, созданный Сергеем Беляевым, и творит ораторию сердца, успешно обходя рифы семейных неурядиц. Очень гармоничная оратория – она ведь у него не в нотной папке. И в одной из её тем каждый из зрителей – нет-нет, да сможет увидеть себя.
И замечательно, что театр продолжает определённые Олегом Павловичем традиции – молодёжь играет много и увлечённо, равняясь на старших коллег, которые преподают уроки собственным примером.
Артур Касимов (Бусыгин) и Наталья Попова (Нина)
«Играть вместе со студентами на одной сцене, — утверждает Сергей Беляев, – прекрасная табаковская практика, поэтому и театр наш с его традициями сохраняется, и мы движемся вперёд. Олег Павлович очень был бы рад тому, что сейчас происходит на наших двух сценах, мы делаем всё, чему он нас учил, и не позволим нас сдвинуть в иную сторону и сами не сдвинемся. Он правильно делал – ему мало было быть очень успешным артистом, он создал свой курс, потом театр, теперь ещё школу, и дальше будет ещё лучше».
По словам художественного руководителя Театра Табакова Владимира Машкова, «Старший сын» — очень точная и очень правильная работа для развития Табакерки и молодых актёров. «Мы существуем в пространстве русской психологической актёрской школы, — говорит он, — и то, что ребята исследуют – несомненно, во всяком случае, у меня во время прогонов несколько раз перехватывало горло от точности, от узнаваемости. Ещё очень ценно, что этот спектакль является продолжением той важнейшей работы, которую мы ведём не только в театре, у нас Школа – это наш источник. Поэтому у нас и спрос друг с друга и с актёров больше, мы все, так или иначе, педагоги. А это огромная ответственность, ведь как существуешь в театре ты, так будут существовать и твои ученики. Это абсолютно другое существование театра, поэтому я очень рад, что наш эксперимент — то самое соединение Школы, театра и замысла».
Фото Ксении Бубенец
На фото к статье: Сергей Беляев (Сарафанов)
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ