Суббота, 23.11.2024
Журнал Клаузура

Вестник грядущего. 146 лет со дня рождения Николая Константиновича Рериха

Лев Николаевич Толстой был приглашен на выставку выпускников Академии художеств в 1897 году.  В радиальном выставочном зале   у своих полотен выпускники. Лев Николаевич, заложив руки за пояс толстовки, не торопливо, уважительно проходил от картины к картине, всматриваясь в живопись, оценивая тему, поздравляя авторов.

У работы молодого двадцатитрехлетнего художника Николая Рериха он задержался. Прочел название полотна – «Гонец: восстал род на род».

Убеленный сединой старец   в утлом челне торопится к людям с известием, которое может быть изменит всю их прежнюю жизнь.

Толстого заинтересовала эта философская тема, и он обратился к художнику:

«Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесет. Так и в области нравственных требований надо рулить всегда выше – жизнь все равно снесет. Пусть ваш гонец высоко руль держит, тогда доплывет»

Толстой    мудрым     напутственным   словом      благословил молодого художника на всю его дальнейшую творческую жизнь.

А тема «Гонец» прошла через все его творчество. Что же такое волнует художника в этой теме? Образ вестника потому прошел через всю жизнь, что он по сути своей — биографичен.   В 1937 году Всеволод Никанорович Иванов пишет о нем: «И не себя ли …чувствует гонцом  и Рерих, когда он идет по миру, пересаживаясь с корабля на поезд, с поезда на автомобиль, подчас  рискуя своей собственной жизнью? Какая неслыханная сила влечет его за собой, толкает, заставляет обращаться к миру со своими потрясающими душу картинами, со своими глубокими проповедями? Это и есть – подвиг. Это – требование подвига. Это сознание необходимости подвига, для всего живущего.  Из России несет Рерих этот зов, из той удивительной России, в которой всегда главным вопросом человеческого существования было:

— Как жить, чтобы святу быть?

Какую же весть нес русский художник миру? Весть о единстве всех людей, всех существ на Земле, обладающих таинственным даром бытия».

Сам Рерих поясняет: «Началось «Гонцом» — в Третьяковке. С тех пор много было «Вестников» — и в Америке, и в Европе, а теперь «Вестник» останется в Траванкоре.  Ишь, куда заехал!

Доплыл – ведь и этот так же, как и первый, в челне (только на горном озере). Все они разные, из разных народов, с разными вестями. И на конях, и на челнах, и на кораблях, и пешеходами — все они с чем-то неотложным, спешным. Другой «Гонец» прискакал. Другой «Вестник» постучался. Ждут друзья весть. Стучится вестник, и чем необычнее час, тем трепетнее ожидание. Хочу добрую весть!»

Почему такое страстное желание хорошей вести?   Читая его путевые записи, его послания к народу России, и молодому другу, рассуждения о судьбе России, удивляешься, как все высказанное им актуально и сегодня.

Из статьи «Душевность».

«Среди странствий по полям культуры пришлось встретить разнообразнейших людей. Можно их делить по самым разным признакам, но сейчас хочется написать по признаку душевного расположения к русскому народу. Одни думают, что у русского народа совсем нет друзей. Другие, наоборот, считают, что друзей много. И то и другое не определительно. Друзья-то есть, но они очень трудно распознаваемы. Душевная расположенность есть не надуманное, но врожденное качество. Зачем, как многократно русский народ помогал другим народам, и в большинстве случаев никакой ни признательности, ни душевности не происходило. Русский народ отдавал, почти даром огромные свои области, но и эти душевные жесты бывали забыты, и, может быть, умышленно забыты. Одни -по зависти, другие – по невежеству, третьи – по какому-то неизреченному атавизму не проявляли душевности к русскому народу. Одни рассказывали о развесистой клюкве, о медведях на улицах Москвы, другие изобретали клеветы о пожирании казаками мыла, сальных свечек и даже младенцев. Даже и теперь во многих фильмах, как только дело касается русского быта, можно видеть самые неправдоподобные постановки. Иногда, даже невозможно решить, делается ли это по невежеству или же умышленно, по какой-то внутренней враждебности к русскому народу. Большое достижение в том, что сейчас русское искусство и литература в переводах на многие языки широко обошли мир. Все-таки в сознание читателей и зрителей должны проникнуть истинные сведения о русской жизни. Там, где поймут русский народ, там вопреки всяким нелепым атавизмам зародится и душевность»

Из статьи «Не замай!»

«Сколько новых незаслуженных оскорблений вынес народ русский! Даже самые, казалось бы, понятные и законные его действия зло толковались. То, о чем в отношении других стран деликатно умалчивалось, то вызывало яростные нападки иноземного печатного слова. При этом потрясающе было видеть неслыханное вранье, которое никогда не было опровергнуто.

Останется также и то, что победы русские были исключены на Западе из исторических начертаний.

Но не помогло обидчикам русского народа все это кусательство. Всякий, кто ополчится на народ русский, почувствует это на хребте своем. Не угроза, но сказала так тысячелетняя история народов. Отскакивали разные вредители и поработители, а народ русский. В своей целине необозримой, выоривал новые сокровища. ТАК ПОЛОЖЕНО. История хранит доказательства высшей справедливости, которая много раз уже грозно сказала: «Не замай!».

Об этом можно было бы написать поучительное историческое исследование. Будет в нем сказано о том, как народ русский не только умел претерпеть, но и знал, как строить и слагать в больших трудах славное будущее своей великой Родины. Ох, хотели бы стереть с лица земли пятую часть света! Искажаются гримасами враждебные личины, слыша сведения о достижениях русских. Судьба неуклонно слагает великий путь народов русских необъятностей – не замай!»

Из статьи «Русский век».

«Газета «Красная звезда» приводит слова американского «Х.С. Монитора», что грядущая эпоха будет Русским веком. И вот все, что предчувствовалось, все, что казалось, — все становится явью. Русский подвиг, Русский труд, Русская смекалка преобороли все трудности и победно преуспели.

Произошло явление неслыханное в истории человечества. Друзья всемирно наросли. Враги ахнули и поникли. Злые критиканы прикусили свой ядовитый язык. Не только преуспела Русь на бранных полях славы, она успела в трудах и среди военных тягот, теперь же начала строиться и ковать прекрасное будущее. И ведь не сами выдумали такое будущее. Из-за океана увиделось предначертание судьбы русской.  Русский век!»

Еще в начале прошлого века, во время своего путешествия по России и во время археологических экспедиций по древним городам, художника глубоко поразило удручающее состояние разрушающихся исторических памятников, до которых никому не было дела.

Войны, вандализм, бесхозяйственность показали незащищенность культурного наследия.

В 1929 году по инициативе Николая Рериха доктор международного права Г.Г.Шклявер  подготовил Договор о защите культурных ценностей. Рерих пояснял: «Пакт о защите культурных сокровищ нужен не только как официальный орган, но как образовательный закон, который с первых школьных дней будет воспитывать молодое поколение с благородными идеями о сохранении истинных ценностей всего человечества».

Идею поддержали многие известные деятели культуры: Ромен Роллан, Бернард Шоу, Альберт Эйнштейн, Герберт Уэллс…

15 апреля 1935 года в Белом доме документ был подписан представителями США и 21 южно-американского государства. Позже к Пакту присоединилась Индия.

Рерих к этому Пакту создал Знамя Мира – На белом полотне стяга изображены три красных круга, объединенных окружностью. Это символ единства в Вечности прошлого, настоящего и будущего.

На основе этого документа через 20 лет была разработана Гаагская международная конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов, многие идеи Пакта Рериха по-прежнему актуальны.

В 2014 году исполнилось 140 лет со дня рождения Николая Рериха – выдающегося деятеля русской и мировой культуры.  В этот юбилейный год, не только в России, но и во многих странах мира прошли выставки Николая Рериха, которого считают символом культуры и созидания.

Российская федерация отметила юбилей: в Изваре – в имение родителей, в котором прошли 26 лет жизни художника, в Русском музее Санкт-Петербурга, в Музее-усадьбе Н.К.Рериха. 43 года жизни связывают Н.К. Рериха с Россией: здесь он сложился как художник, и получил признание как самобытный художник и ученый. Выставки прошли в рамках года Культуры в Российской федерации.

С огромным успехом прошла выставка картин художника в Нью-Йорке в апреле 2015 года. США. На открытии с обращением выступил секретарь ООН ПАН ГИ МУН, отмечая 80-летие подписания Пакта Рериха.

«В этом году международное сообщество отмечает 80-летие Договора о защите художественных и научных учреждений и исторических памятников – в то самое время, когда основная его идея актуальна как никогда.

Мы видим, что культурное наследие подвергается нападениям в разных частях света, от Мали до Ирака и Сирии. Экстремисты варварски разрушают музеи и исторические памятники, запрещают девочкам посещать школы, и убивают представителей средств массовой информации. Попираются все те символы, которые воплощают свободу мысли и уважения к культурному многообразию.  Подобные действия наносят удар в самое сердце человеческой индивидуальности и гуманистических устремлений.

Подписанный в 1935 году Пакт Рериха заложил основу создания ключевых инструментов международного права, направленных на защиту культурных ценностей, как в мирное, так и военное время, включая, в частности, Гаагскую конвенцию 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта и двух Протоколов к ней (1954г.  и 1999г.)

Конвенция ЮНЕСКО об охране всемирного наследия, принятая в 1972 году, была также вдохновлена идеей Пакта. Больших успехов в защите культурных ценностей добилось и международное уголовное право.

Согласно Римскому статуту уголовного суда, умышленное нанесение ударов по зданиям, предназначенных для целей образования, искусства и науки, а также по историческим памятникам, считается военным преступлением, как во время международных, так и во время региональных вооруженных конфликтов.

Я призываю Правительства и народы во всем мире, объединить усилия, чтобы защитить наше общее наследие и все человечество».

Кира Гаврилова


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика