Серия «Качество аутентичной песенности бардов».
Статья № 24
Пришло время завершения нашей серии статей, посвященных явлению «песни бардов». Мы планировали 24 статьи, а получилось чуть больше – 25 статей (см. табл. 1). Авторский план был скорректирован событиями, на которые мы не могли не отозваться. Мы благодарны редакции журнала «Клаузура», что она позволила нам это сделать.
Вся серия статей была опубликована за два года – с 2018 г. по 2020 г. включительно. Были использованы материалы собрания сочинений[1] автора, а также написаны новые статьи (выделены затемнением в табл. 1). Все использованные материалы прошли актуализацию на современный уровень авторских представлений о явлении «песни бардов» в целом.
Несмотря на то, что каждая наша статья была посвящена своей теме, мы все время говорили об одном – об особенном отношении и выстраивании достоверной культурной оценки явления «песни бардов». Такое действие возможно только на основе теоретического умозрения, направленного на организацию закономерной укладки культурного следа рассматриваемого явления. Без теоретического умозрения здесь не обойтись и мы заявили здесь комплексную теоретическую модель «Песенность бардов». Такая модель проявила новую сферу преставлений о песне вообще – сферу «Фундаментальное Песневедение Бардов». Обнаружение этой сферы представлений и деятельности можно считать важным следствием финализацией наших теоретических представлений, а может и высшим их достижением. Название новой сферы стало прототипом для названия этой статьи.
Таблица 1. Состав статей серии «Качество аутентичной песенности бардов» с выделением «линий теоретических представлений» и «участков контура действия».
Конечно, культурная осторожность говорит нам, что надо было бы назвать нашу статью более осторожно, начав с уровня «основы», но мы будем считать эту оговорку достаточной для того, чтобы читатель не сетовал на нас за несоблюдение известных правил культурной мимикрии.
1. Финализации и возможности ее культурной трансляции
Говоря о финализации теоретических представлений, мы подразумеваем тот факт, что у нас уже есть основательные достижения в выстраивании правдоподобных понятийных цепочек, как: 1) «начало явления → конец явления → культурный след»[2]; 2) «волны активности песнетворчества ↔ волны заполнения мейнстрима акцентной песенности» [3]; 3) «часть ↔ целое»; 4) «песенная практика ↔ теория ↔ возврат теории в песенную практику»; 5) «действительное → аутентичное → идеальное»; 6) «ситуационный (случайный) список песен → РИМП[4] ↔ золотой список песен»[5]; 7) «ситуационный список бардов → табель о рангах у бардов»; 8) «целеустремленный план ↔ теоретический анализ фактических результатов»[6]; 9) «алфавизм → архивное нормирование → музеология»[7]; 10) «первичное ↔ повторяемое ↔ экранное» [8]; 11) «песенный жанр → другое → Авторская культура песен бардов» [9].
Культурная трансляция любых результатов имеет не один вариант выбора, а целый ряд – от компактного описания на основе формальных языков современной математики до повествования на разговорном языке широкого употребления. Наш читатель вряд ли смог бы воспринять наше описание на языке математики, но, с другой стороны, употребление разговорных упрощений быстро выводит размер текста за границу формата «статья». Что делать? — Выбрать наиболее актуальную линию рассмотрения. Такой линией нам представляется линия № 6, соответствующая известной проблеме «Золотой список песен». Именно этой линии мы и посвятим нашу статью.
2. Проблема «Золотой список песен»
Любители песен бардов, время от времени, пытаются выделить из всего массива известных им песен то, что можно было бы устойчиво называть «песенная классика бардов» или «золотой список песен бардов». Однако это им не удается. Их желание наталкивается на барьер сложности достижения желаемой цели.
Может быть достижение такой цели по силам более осведомленным людям – организаторам и членам жюри песенных фестивалей и слетов, держателям песенных архивов, руководителям авторских мастерских или гитарных школ КСП[10], ученым из сектора науки «Авторская песня»?- Нет, им тоже это не по силам. Здесь необходимы особенные знания – знания об образе явления «песни бардов» в целом. Такой образ можно получить только в результате специальной исследовательской деятельности, требующей создания оригинального умозрительного инструментария.
Выполнена ли уже такая деятельность?- Да, она выполнена из позиции «теоретик песенности бардов» и мы имеем здесь приоритет. Никто кроме нас пока этого не сделал. Тем самым, проблема «Золотой список песен бардов» впервые получила решение.
2. 1. Сложность проблемы и пути ее решения
Откуда возникает сложность рассматриваемой проблемы? – Дело в том, что в круг рассмотрения обязательно вовлекаются особенности истории песенной практики бардов и прежде всего множественность отношений «первичное ↔ вторичное»[11]. Любой «список песен» является не просто перечнем песен или их авторов, в нем содержится результат учета множества типов отношений[12], возникающих естественным образом в историческом потоке явления «песни бардов».
Учет множества отмеченных отношений требует специальных теоретических исследований. С какой целью? — Чтобы построить «адекватную организационную модель золотого списка песен» – списка песен, в который песни попадают не случайно или ситуационно, а закономерно – на основе доказательно обоснованной процедуры.
Следует сразу отметить, что уже в исходной позиции ясно, что «золотой список песен» должен быть «прошит» линиями особенности песенности бардов. Но если полагать такие особенности как сюжетно-тематические линии то смысл поиска «золотого списка песен» разваливается как некая особенная цель. Именно поэтому мы имеем до сих множество песенников из песен бардов, но не имеем «золотого списка песен» явления «песни бардов». Именно поэтому песни бардов не втискиваются в пространство понятие «песенный жанр», сюжетно-тематические разнообразие таких песен даже признается «особенной вокальной литературой».
Разработаны ли сегодня представления об особенности «песен бардов»? – Нам известны здесь только два представления: 1) узкое понимание[13]. Песни бардов – это песни поющих поэтов. Если текст песни не удовлетворяет требованиям «быть профессиональной поэзией», то рассматриваемая песня не из сферы «песни бардов». Главное требование к песне – соблюдение правил текстовой поэтики; 2) широкое понимание[14]. Песни бардов – это триединая песенность на основе синкретики трех песенных линий: самодеятельная песня, бардовская песня, авторская песня-1. Главное требование к песне – нести песенность бардов.
Отталкиваясь от «узкого понимания», известный поэт Дм. Сухарев составил «Антологию авторской песни»[15]. По сути это можно считать только неудачной попыткой построить «золотой список песен» у бардов. Там приведено 600 текстов от 200 профессиональных поэтов и бардов-поэтов. Представления уважаемого Дм. Сухарева о явлении «песни бардов» в целом, толкнувшие его на создание массивной Антологии, весьма сомнительны для практиков такой песни. Главная ошибка в том, что преобладает линия «дедукция» (от авторской идеи) при сильно упрощенном соблюдении линии «индукция» (восхождение путем эмпирических обобщений).
Отталкиваясь от своего индивидуального понимания[16], известный архивист песен бардов Р. Шипов составил «Антологию бардовской песни»[17]. Здесь мы видим 600 песен от 100 бардов. Здесь мы видим снова желание построить «золотой список песен» бардов просто опираясь на личный опыт человек, который много лет собирает песенный архив явления «песни бардов» и занимается выпуском песенников этого направления. Однако, мы можем только отдать должное многолетним альтруистическим усилиям Р. Шипова. Здесь сделана методологическая ошибка того же типа, что и у Дм. Сухарева – нет доступа к правдоподобному образу явления «песни бардов» в целом.
Какие же представления можно и нужно использовать сегодня, устремляясь к созданию «золотого списка песен» у бардов? — Можно и нужно использовать результаты линии «широкое понимание» (см. выше).
2. 2. Введение в методологическую разметку проблемы
Мы стоим на том, что список уровня «золотой список» не угадывается, а закономерно выстраивается, как результат деятельности в позиции «теоретик песенности». Разворот мышления такого деятеля – разворот методологически контролируемого потока исследовательского мышления, свойства которого подробно изучает и аккумулирует известный сегмент культуры «Методологическая культура мышления» [18]. Такая культура, в применении к любой теме, ведет к уровню «фундаментальные результаты». Она помогает строить то, что получило название «методологическая разметка темы» (методологический конфигуратор, методологический план, реперно-рамочное маркирование, культурное нормирование и т.п.). Как выглядит такая разметка для выбранной темы? — Наш вариант ответа приведен ниже.
А. Примеры результатов поиска «золотого списка»
Попытки построить «Золотой список у бардов» делались не однократно. Это делали, например: 1) архивисты песен; 2) составители сборников песен; 3) участники и консультанты студий звукозаписи; 4) исследователи песен от науки; 5) заинтересованные частные лица.
Можно указать на различные примеры результатов поиска, опубликованных в Интернет, как то: 1) «Золотая кассета от Дм. Сухарева»; 2) «Табель о рангах у бардов от Вл. Новикова»; 3) «Бардовские эшелоны от Р. Шипова»; 4) Программы концертов с названием «Классика бардовской песни»; 5) Учебно-ознакомительные программы «Классика бардовской песни» для детей; 6) План-программа серии аудиозаписей «Российские барды: классика бардовской песни»; 7) РИМП бардов от С. Орловского» [19].
Здесь же используются и синонимы понятию «золотой список песен», например: а) «золотой фонд песен»; б) «песенная классика»; в) песни «бардов – классиков».
Выше мы говорили уже о понятии «антология», но обратимся к нему еще раз в прямой речи от известного барда А. Дулова: «… Подлинную классику может построить только историческое время. Что не будет предано забвению, то и станет классикой. Составляйте то, что при вашей жизни возможно – разные версии антологии песни. Сначала выбирайте масштаб охвата явления и застолбите его списком ярких авторских персоналий, потом ранжируйте этот список по степени известности каждого автора, далее установите представительскую рамку – диапазон количества песен для каждого ранга. Остальные ограничения получите от издательства, где захотите издать свою антологию…»[20].
Широкую известность получили три антологии песен бардов: 1) «Антология авторской песни» и «Антология песен бардов», о которых мы уже говорили выше; 2) антология лауреатских песен Грушинского фестиваля[21].
Б. Общие представления о модели «Золотой список»
Что же стоит за понятием «золотой список песен бардов»? – Понятно, что это не тождественно понятию «классика песен бардов», состав которой формирует только историческое время.
«Золотой список песен» бардов – список песен, несущих отличительные черты песенности бардов, с максимально возможным охватом таких черт такой песненности. Такой список обладает рядом свойств, как то: а) представительное целое (охватывает множество явления «песни бардов» в целом); б) достаточность разнообразия (фиксирует достаточное разнообразие песенности явления «песни бардов»); в) достаточность различения (дает возможность для устойчивого различения «свой-другой-чужой» – различения «песен бардов» от песен любого другого направления); г) оптимизированная версия (сжатая версия) – достаточное разнообразие зафиксировано с минимально возможными повторениями одного и того же качества); д) ступенчатая версия (фиксация произошла с заведомо известным повторением одного и того же качества).
Тем самым, можно предложить простое определение «золотого списка песен бардов» в следующем виде:
Определение № 1. Золотой список песен бардов – это список песен, в котором хотя бы ступенчато фиксируется достаточное разнообразие, отличающее песенность бардов от любых других песенных направлений.
Мы обращаем внимание читателя, что главным «инструментом» формирования искомого списка есть представление о «качестве песни» (песенности) вообще и о «песенности бардов» в частности. Например, если «песенность» выстроить по линии «поэтическое качество текста песни», то можно получить, как вариант, уже известную «Антологию авторской песни» Дм. Сухарева. Хотя, более точно и правильней дать другое название такой антологии – антология поэтических текстов «Авторской песни». Уважаемый Дм. Сухарев не создал оригинальную модель качества песни, а использовал уже известные представления из сектора филологии «Анализ поэтических произведений». Но дело в том, что еще в 1968 известный искусствовед-социализатор песен бардов В. Фрумкин высказал оригинальную мысль, что к песне нужно подходить с особенной «песенной позиции», решая важнейшую проблему особенного качества песен бардов «Песенная синкретика» [22].
Следовательно, новым подходом в поисках «золотого списка» будет тот подход, который получит в свое распоряжение инструмент оценки качества песни от теоретического обобщения опыта самой же песенности бардов. Отсюда и следует второе важное определение рассматриваемой темы, а именно:
Определение № 2. Качество песни (песенность) – это качество, определяемое на основе оригинальной теоретической модели, позволяющей оценивать песню в целом из самой же песенности, не разбирая ее на составные части.
Кто же может разрабатывать теоретические модели в обществе тех людей, которые интересуются песнями бардов? — Это могут сделать только «теоретики песенности бардов». Теоретики от сектора официальной науки «Авторская песня», с 1984 г. по сегодня, никакой новой модели оценки качества песни не разработали. Значит вся надежда на так называемых «кардинальных теоретиков песен бардов» или участников «теоретического песневедения бардов», которые изучали песни бардов более активно, с большим масштабом охвата и глубиной – примерно с 1970 г. по сегодня. Такая модель создана автором статьи, носит название «Триединая песня». Она ориентирована на изучение песни через деятельность ее аутентичного исполнителя. «Золотой список песен бардов» приобретает здесь другое название – РИМП – множество песен, направляющее деятельность исполнителя песен к уровню «аутентичный исполнитель песен бардов». Зафиксируем это содержание в виде третьего определения:
Определение № 3. Золотой список песен бардов – это ступенчатое РИМП у бардов, содержащее маркировку по шкале песенного качества на основе теоретической модели «Триединая песня» и обслуживающий деятельность «аутентичный исполнитель песен бардов».
В. Золотая база песенности бардов
Как может быть устроен искомый список? Что положить в основу его организации? Какое множество особенностей песенной практики бардов он должен в себе концентрировать и объяснять? — Это фрагментный пример списка важных вопросов, которые очевидно возникают перед соискателем поиска, напрягающим не просто любительскую сообразительность, а включающим исследовательское мышление на уровне «методологическая культура мышления» [23].
Архивисты песен бардов напоминают каждому соискателю поиска, что результаты должно представить (оформить) в виде таблицы, содержащей хотя бы 6 колонок: 1) название песни по первой строке; 2) фамилия и инициалы автора текста; 3) фамилия и инициалы автора музыки; 4) год создания песни; 5) фамилия и инициалы автора исполнительской подачи; 6) фамилия и инициалы лучшего исполнителя песни. Заполнить такую таблицу не сложно, но как доказать, что это именно «золотой список песен»?
Наши исследования показывают, что список требований к информационной модели «золотой список» можно представить в виде матрицы (см. табл. 2). Ответы на эти требования нами найдены (см. табл. 3).
Таблица 2. Матрица требований (сигнальное поле) к информационной модели «Золотой список у бардов».
Таблица 3. Признаковое поле «золотой базы песен у бардов».
Таблица 3 связывает в себе три организационных структуры: 1) «Табель о рангах у бардов» [25]; 2) РИМП[26]; 3) аудиоархив песен[27]. Она описывает организационную модель «золотого списка песен» у бардов. Такая модель – это «золотая база песенности бардов». Здесь собраны вместе песни и доказательный механизм достоверности такого собрания песен. Управляющим центром является таблица РИМП, соединительную роль выполняют ссылки в ее специальных колонках.
Здесь напрашивается новое четвертое определение:
Определение № 4. «Золотой список песен у бардов» храниться в «золотой базе песенности бардов».
Кто отвечает за чистоту и актуальность «Золотой базы песенности бардов»? — Отвечают те, кто назвался «теоретиком песенности бардов». Комментирование же содержания песен, которым в основном заняты ученые сектора науки «Авторская песня», ничего такого не предполагает и практически не связывает себя с обязательным возвратом в практику явления «песен бардов». Они изучают это явление как «культурный труп».
Напомним читателю, что все начинания, имеющие своим началом теоретическую деятельность в «Культурном следе КСП», никогда не мыслили себя в отрыве от потребностей песенной практики, строили теоретическую деятельность для понимания стихии такой практики и посильной помощи ей.
Г. Начало «Табеля о рангах» у бардов
Нам известен не один вариант, а несколько[28] вариантов списка с названием «Табель о рангах у бардов», выстроенных исследователями и архивистами песни. Преобладающим[29] принципом здесь был принцип «у меня так получилось». Мы уже писали[30], что простое собирательство не приводит автоматически к уровню «теоретическое видение темы».
Особенное внимание читателя мы хотели бы обратить на совпадения списков известного «архивиста песен бардов» Р. Шипова и ученого исследователя «Авторской песни» доктора филологических наук Вл. Новикова. В обеих списках на первом месте стоит группа «барды-основатели» из 8 человек, а именно: М. Анчаров, Ю. Визбор, Вл. Высоцкий, А. Галич, А. Городницкий, Ю. Ким, Н. Матвеева, Б. Окуджава. Почему именно они? – Шипов Р. пишет так: « … Все они принадлежат к первому поколению «бардов-шестидесятников», каждый из них по-своему первый. У бардов-шестидесятников всегда за кадром оставался мотив, побуждающий людей к единению. Мотив тоски, одиночества преодолевался в пределах одной песни. Они словно знали рецепт выживания в бездуховной атмосфере…»[31]. Новиков Вл. получил[32] такой список совсем на другой основе – на основе внимания только к «песням поющих поэтов», имеющих яркие филологические особенности, которых он расположил рядами: 1) Б. Окуджава, В. Высоцкий, А. Галич; 2) М. Анчаров, А. Городницкий, Ю. Визбор, Н. Матвеева, Ю. Ким.
Однако, нам представляется, что «отцами – основателями» (экранными авторами исторической волны песнетворчества) русской бардовской песни в русской культуре второй половины 20 века являются все же только два человека Б. Окуджава и М. Анчаров. Они были теми, с которых началось песенное подражание «писать и исполнять песни по-бардовски» – «как Б. Окуджава», «как М. Анчаров». Именно эти два барда начинают цепочку «первичное ↔ вторичное». Без точного указания такого начала невозможно построить то, что мы отметили как «золотая база песенности бардов».
Е. Подобие структуре «пространства поиска»
Изучение линий поисковой устремленности песенной практики бардов показывает нам, что такой поиск часто происходит внутри пространства, имеющего некую устойчивую структурную опору. Опережающие фронтиры поисковой деятельности имеют тенденцию к обозначению мишени поиска, которая расположена внутри смысловых областей, имеющих долговременное константное название. В нашем представлении это три области (см. рис. 1): гимника (все отдано выразительности воодушевленного прорывы), акапела (все отдано выразительности живого певческого голоса человека), картинное (все отдано выразительности состояния созерцания того или иного образа).
Нам представляется, что структура «пространства поисковой активности бардов» подобна структуре «пространству культурного следа бардов», а значит и структуре «золотого списка песен бардов».
Рис. 1. Три структурные опоры «пространства поисковой активности бардов» и «пространства «культурный след бардов»». Области, обозначенные цифрами являются разными сочетаниями качеств трех главных областей: гимника, картинное, акапела.
Д. Организация пространства отношений «часть↔ Целое»
«Золотая база песенности бардов» позволяет разносторонне работать с информацией о песенности явления «песни бардов», строя широкое разнообразие целевых вопросов. Например, могут быть получены такие варианты «золотого списка песен», как: 1) для явление «песни бардов» в целом и отдельно по волнам внутренней динамики[33] явления; 2) песни одного структурного уровня («гимника» или «акапела» или «картинное») для явления «песни бардов» в целом и отдельно по волнам внутренней динамики явления; 3) именная траектория барда или группы бардов для явления «песни бардов» в целом и отдельно по волнам внутренней динамики явления.
3. Финализация выводит к новизне
Когда говорят, что теоретические представления достигли фазы финализации, то это значить, что теоретический инструментарий выверен до уровня, когда его можно использовать для получения новых знаний об изучаемом явлении. Мы приведем здесь только два примера подобной новизны: 1) возможность аналитического оперирования Целым; 2) возможности оперировать графическими образами.
3. 1. Оперирование явлением «песни бардов» в целом
Ярким примером такой возможности является образ «мейнстрима акцентов песенности» (см. табл. 4). Он построен на основе графика частотного распределения акцентов песенности для всех песен бардов из РИМП.
Такое частотное распределение показало, что из 96 возможных вариантов акцента песенности у бардов в песенной практике явления «песни бардов» использован 71 акцент, 25 акцентов остались не использованными.
Таблица 4. Информационный образ «мейнстрима акцентов песенности» в явлении «песни бардов» в целом. Всего использован 31 вариант из 96 возможных.
3. 2. Лучевые когнитивные диаграммы
В истории явления «песни бардов» есть песенные фестивали, которые, по нашему мнению, можно назвать «веховыми фестивалями», дающими отсчет в подведении масштабных итогов песенного качества. Речь идет об ответе на вопросы типа: 1) Констатация. Мы включены в поток особенной песенной культуры? 2) Диагноз. Туда ли движемся в песнетворчестве, куда хотелось бы? 3) Анализ. В какой части всё так, а где не так?
Представляется вполне естественным, в качестве «веховых фестивалей» (реперных пунктов истории), выбрать всего четыре фестиваля из истории явяления «песни бардов», а именно: 1) фестиваль «бардовской песни» (1968 г., г. Новосибирск); 2) фестиваль самодеятельной песни «Гамбурский счет» (1979, Ульяновск); 3) всесоюзный фестиваль «самодеятельной песни» (1986 г., г. Саратов); 4) всесоюзный фестиваль «авторской песни» (1988 г., г. Таллин). Сами названия фестивалей показывают, что мы здесь имеем дело с исторической линией «бардовское → самодеятельное → авторское».
В этой статье мы обращаем внимание читателя только на один фестиваль, проходивший в г. Саратове. В фестивальное жюри этого фестиваля входил известный бард Б. Окуджава, который несколько позже публично заявил, что: «… наша авторская песня умерла». Давайте посмотрим на фестивальные мероприятия в русле возможных причин такой констатации.
Построим две когнитивные диаграммы – для концерта почетных гостей и заключительного концерта участников фестиваля (лауреаты, дипломанты, гран-при). Эти диаграммы показаны на рисунке 2.
Рис. 2. Целостный образ песенности[34], прозвучавшей на концертах почетных гостей (слева) и заключительном концерте участников фестиваля (справа) в г. Саратов. Где (по лучам): с – самодеятельная песня, а – авторская песня-1, б – бардовская песня, р – равноакцентная песня[35], п – пограничная зона, в — вне акцентного поля «песни бардов».
Простое рассматривание рисунка 2 указывает на значительно отличие качества песенности, представленной на концертной программе почетных гостей и участниками заключительного концерта. В чём эти различие? — Их несколько, а именно: 1) диаграмма слева пятилучевая, а справа – шестилучевая; 2) существенно разная концентрированность на акцентах песенных линиях триединой песни явления «песни бардов»: а) слева – главный акцент на линию «самодеятельная песня»; б) справа – всего понемногу[36]; 3) в песенность концертной программы участников фестиваля попала не только «песня бардов», но и ее «пограничный слой», а также песни не из культурного следа «песни бардов». Можно считать, что остро заточенного фестиваля, ориентированного на звучание песенной линии «самодеятельная песня» не получилось. Причина? — Нам представляется, что это произошло из-за высокой размытости понимания отборочными жюри[37] термина «самодеятельная песня», который был подменен простым интервально-понятийным отрезком с концами «не профессиональная самодеятельность в области создания песен» и «любое яркое творчество в песенной форме». Ни о каком строгом соблюдении культурной линии «первоисточник → последователи» говорить не приходится. Вряд ли уровень фестиваля можно отнести к уровню «заточенный[38] на песенность бардов». Поэтому Б. Окуджава имел полное право указать на факт явного отклонения от культурного следа явления «песни бардов», к которому он принадлежал. А принадлежал он, как показывают наши исследования, к линии «бардовская песня»[39], которой было очень мало (см. рис. 1) на фестивале в г. Саратов.
Резюме
Успешная финализация новых теоретических представлений позволяет заявить о новом секторе культурной деятельности «Фундаментальное Песневедение Бардов». Рабочий инструментарий такой деятельность проиллюстрирован на трех примерах: 1) решение проблемы «Золотой список песен бардов»; 2) возможность аналитического оперирования Целым; 3) возможности оперировать графическими образами.
«Золотой список песен бардов» это то, что храниться в «золотой базе песенности бардов», которая включает в себя три организационных структуры: 1) «Табель о рангах у бардов»; 2) РИМП; 3) аудиоархив песен.
Авто статьи собирает «Золотой список песен» на основе принципа достаточного разнообразия песенности явления «песни бардов» в целом. Такой список представляется ему как множество песен РИМП (сегодня это 1268 песен от 317 бардов), в котором каждая песня маркирована «акцентным маркером триединой песенности бардов» (строкой из трех букв: «с, с, С, С» – самодеятельная песня, «б, б, Б, Б» – бардовская песня, «а, а, А, А» – авторская песня-1). Все явление «песни бардов» имеет не более 96 вариантов записи такой строки. Уже состоявшаяся практика использовала 71 вариант, 25 вариантов остались не использованными. В акцентном мейнстриме использован 31 вариант.
Привила формирования «Золотого списка песен у бардов» обслуживают позицию «аутентичный исполнитель песен бардов» и указывают ему путь роста от уровня «начинающий исполнитель песен бардов».
В статье сформулированы 4-е основных правила рассматриваемой проблемной темы, а именно: 1) Золотой список песен бардов – это список песен, в котором хотя бы ступенчато фиксируется достаточное разнообразие, отличающее песенность бардов от любых других песенных направлений; 2) Качество песни (песенность) – это качество, определяемое на основе оригинальной теоретической модели, позволяющей оценивать песню в целом из самой же песенности, не разбирая ее на составные части; 3) Золотой список песен бардов – это ступенчатое РИМП у бардов, содержащее маркировку по шкале песенного качества на основе теоретической модели «Триединая песня» и обслуживающий деятельность «аутентичный исполнитель песен бардов»; 4) «Золотой список песен у бардов» храниться в «золотой базе песен у бардов».
Примечание:
-
Орловский С. Собраний авторских сочинений в 19-ти томах. Нюрнберг, Самиздат ИКНСЧ, 2018.
-
Линия движения по «большой» и «внутренней» хронологиям явления.
-
Линия «Динамические волны явления».
-
Здесь и далее это аббревиатура от названия «референтно-исполнительское множество песен» – множество достаточности разнообразия акцентов песенности явления «песни бардов».
-
Это отношение подразумевает, что может быть несколько вариантов «золотого списка песен», но все они формируются с обязательным участием песен из РИМП.
-
Наши теоретические модели позволяют оказывать помощь организаторам любых песенных фестивалей и слетов с практически любой формой их организации (песенный перекресток, песенные мастерские, бенефис, ярмарка талантов и т.п.).
-
Линия «Музей Бардов».
-
Линия изучения «именной оригинальности песенности барда»: в своей волне активности песнетворчества, во всем явлении, в волнах заполнения мейнстрима акцентной песенности и др.
-
Линия возвышения культурной оценки явления «песни бардов».
-
Аббревиатура от названия «клуб самодеятельной песни». Близкие аналоги: «клуб авторской песни» (КАП) и «клуб бардовской песни».
-
Здесь же «основатели ↔ последователи», «исходное ↔ развитое», «начальное ↔ зрелое» и т.п.
-
Например, таких как: а) «элемент ↔ элемент». Пример – «бард № 1 ↔ бард № N»; б) «элемент-группа». Пример – «бард № 1 ↔ барды волны № N»; в) «группа-группа»; Пример — «барды волны № 1 ↔ барды волны № N»; г) «группа-целое». Пример — «барды волны № N ↔ все барды в Целом».
-
На таком понимании настаивает ученый филолог В. Новиков и известный бард-поэт А. Городницкий. В свое время известный бард-поэт В. Долина даже заявила, что она пишет «литературную песню», а не бардовскую. Такой подход не учитывает песни с простым текстом, которых немало у бардов и которые любимы любителями «песен бардов». По сути, здесь идет учет только одной из трех линий «песен бардов» – линии «авторская песня-1».
-
Выстроено нами на основе многолетней кропотливой процедуры эмпирического обобщение всего массива песенности явления «песни бардов».
-
Дм. Сухарев. Авторская песня. Антология. Екатеринбург, изд. «У-Фактория», 2002. — 604 с.
-
«При отборе предпочтение отдавалось песням, прошедшим проверку временем, ставшим классикой этого вида искусства. Наряду с творчеством основоположников бардовской песни – Михаила Анчарова, Юрия Визбора, Владимира Высоцкого, Александра Галича, Александра Городницкого, Юлия Кима, Новеллы Матвеевой, Булата Окуджавы – в книге представлены и песни авторов последующих поколений» (цитата текста Р. Шипова, написанного им во введении к его Антологии).
-
Шипов Р. «Антология бардовской песни» М.: Эксмо, 2006.
-
Например, «СМД-методология» от Г.П. Щедровицкого или созданная нами оригинальная методология «Фронтирно-антропоническое мышление».
-
Результаты исследовательской работы автора статьи.
-
Из прямой речи А. Дулова, в одной из частных бесед с автором статьи. Способ формирования антологии, предлагаемый А. Дуловым, не является доказательным, а отражает только сложившуюся практику создания антологий.
-
Антология авторской песни. Серия «ГИТАРА ВРЕМЕНИ»: «Грушинский» (Фестивальная летопись 1968-2000 гг.).
-
Мы имеем в виду конференцию по проблемам самодеятельной песни в подмосковном хозяйстве «Петушки». Здесь В. Фрумкин, в своем докладе, подчеркнул, что не следует сводить анализ песни только к «анализу поэтического качества текста песни» или «музыковедческому анализу вокальных произведений», или «анализу возможностей для профессионального исполнителя песни». Песню надо не разбирать на составляющие части, а изучать как целое – как собственно «песенность».
-
О содержании такой культуры мы не раз писали в наших статьях в журнале «Релга».
-
Последний раз мейнстрим акцентной песенности, в ХХ веке, был полностью заполнен в 1983 году.
-
Здесь работает информация двух таблиц и одного директория: 1) список бардов (сегодня 317 имен); 2) ранговые группы явления в целом; 3) директория, в которой в именных разделах находится информация или ссылки на информацию в Интернет о каждом барде из списка бардов.
-
Две больших таблицы: 1) ступенчатый РИМП-А (1268 песен от 317 бардов, накопитель достаточного разнообразия песенности бардов; разнообразие песенности не сквозное, а только внутри песенности каждого барда); 2) ступенчатый РИМП-Д (примерно 2000 песен от 317 бардов, дополнение известными песнями, допустимо дублирование разнообразия песенности по каждому барду).
-
Архив состоит из четырех секторов: 1) корень (аудиозаписи песен бардов, входящих в группу лидеров); 2) слой (аудиозаписи песен бардов, создавших «слой песен»); 3) единичное (аудиозаписи песен бардов, вошедших в РИМП-А с одной или несколькими песнями); 4) ансамблетека (аудиозаписи песен, которые можно петь ансамблем или хором).
-
Эшелоны авторов от Р. Шипов, алфавитный указатель авторов в проекте Е.Г. Евдокимова и др.
-
Список доктора филологических наук Вл. Новикова опирается на «филологический бардовский счет». То есть, «основатели» – это те, кто имеет ту или иную яркую признаково-филологическую особенность. Например: Е. Клячкин – мастер элегии, А. Галич – мастер сатиры и т.п.
-
Орловский С. Разница между опорами «Алфавизм» и «Теория песни». Сетевой научно-культурологический журнал «RELGA» 15 [303] 30.12.2015.
-
Антология бардовской песни. Автор-составитель Р. Шипов — М.: Изд-во Эксмо, 2006.
-
Сборник «Авторская песня». Изд. «Олимп». 1997.
-
Волны песнетворчества, волны заполнения мейнстрима акцентной песенности, волны оригинальности песенных акцентов.
-
Орловский С. Контурно-акцентный графический образ песенного следа бардов. Статья, 2016. См. авторское собрание сочинений, т. 8.
-
Песня бардов триедина, но когда все три лини одинаково акцентированы, то она становиться «равноакцентной».
-
Здесь с равноакцентными песнями помог дуэт почетных гостей С. и Т. Никитиных, которые выступили в заключительном концерте.
-
Чтобы попасть на всесоюзный фестиваль в г. Саратов, претенденты должны были пройти отборочные туры у себя в городах и в республиках.
-
Термин ввел В.И. Ланцберг.
-
В песенном следе Б. Окуджавы в нашем РИМП доминируют акценты песенности этой линии.
1 комментарий
Александр Зиновьев
01.10.2020Был знаком в Орловым и где-то в моём Архиве лежат все журналы с этим прекрасным исследованием ПЕСНИ! Культуры авторской (бардовской) песни.