Кодекс Ответственности
02.11.2020Мир в конце двадцатого века погрузился в хаос. В США не кончается бунт, «бессмысленный и беспощадный» — только ли расовый? И в демократической партии заговорили о «социализме» с американским лицом. Во Франции – не прекращается вялотекущее движение «желтых жилетов» Тысячи представителей Африки и Азии любыми путями проникают в Европу, стремясь существовать не хуже «коренных» европейцев, надеясь на подачки в виде пособий. Продолжается терроризм со стороны мусульманских радикалов.
Пандемия коронавируса довела до предела бессмысленность и безысходность царства старого мира с абсолютизацией материальных ценностей.
Человечество словно уперлось в какую-то невидимую стену, не осознавая дальнейшего пути. Куда движемся?
Еще каких-нибудь пятьдесят лет назад было все понятно – налицо два пути:
– США, как образец капитализма с блистательным обществом потребления и «примитивной» культурой, которая «больше тяготеет к массовым развлечениям» по выражению З.Бжезинского
— Советский Союз, строящий социализм с коммунистической целью, живший бедновато, но обладавшей великой культурой на зависть всему миру.
Эти сверхдержавы договаривались, и мир был спокоен
Предательство и убожество целей и средств верхушки последних лет советской системы и гигантская помощь Запада развалили державу, чреватую совершенством.
И, оказалось, что мирового лидера нет, не столько экономического, сколько мировоззренческого. Крах западных ценностей ускорила пандемия коронавируса.
Надежды на вытягивание мира на идеалы будущего с помощью обветшалой рыночной экономики и технических технологий – цифровых, нано и прочих — ничего кардинально не решают. Разрыв между «золотым» миллиардом и остальным миром усугубляется. Так называемая элита в любом обществе все более обогащается и презирает «неудачников», ибо те лентяи, пьяницы и бездари, как считают «избранные».
И вдруг в 2018 г. заговорил Генри Киссинджер, известный американский политик, идеолог западного мира:
«…в Советском Союзе действительно рождался новый человек… Этот человек был на ступень выше нас…»
ИА «Панорама», октябрь 2018 г.
В 2020 г. сошлись две даты – 150-летие со дня рождения В.И.Ленина и 100-летие его речи на 3-ем съезде комсомола. Характерна обстановка произнесения этой речи. 1920 г., практически разбито белое движение. Молодые бойцы Красной Армии, пропахшие порохом и конским потом, ждут, что вождь их настроит на дальнейшую борьбу со старым миром. А он провозглашает воистину сакральную цель: «Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которое выработало человечество» Если заменить слово «коммунистом» на слово «личностью» это вселенский призыв на все времена.
В продолжение этого воззвания Н.К.Крупская с одержимостью, присущей большевикам, доказывает необходимость прихода книги в каждый дом и добивается этого. Это и было осуществлено на практике. Союз стал самой читающей страной в мире.
Да, СССР — величайшее в истории человечества государство с правом республик на самоопределение и реальной дружбой народов. Обращение «Товарищ» было кодом Человека будущего. Да, участие широчайших масс в управление государством. «Кухарки», получив образование, стали управлять колхозами, заводами, стали членами советов всех уровней, стали управлять спустя годы космическими кораблями – и как управлять! Да, плановая экономика, да, сложная коллективизация, да неслыханная индустриализация.
Но определяющим стало вовлечение советского народа в культурную вселенную страны и мира! Моя мама рассказывала, что в 30-х годах предприятия выкупали места в театрах, чтоб трудящиеся ходили на спектакли! А про доступность музеев, библиотек, выставочных залов, шедевров архитектуры, в тех же пригородах Ленинграда, можно и не говорить.
В текущем 2020 г. мудрый аналитик А.А.Вассерман заявляет, что «мир движется в сторону советской системы управления, а именно к коммунизму» («Политпазл», 17.09.2020).
Но что такое – ленинский призыв к познанию мира, т.е. к чтению, к посещению театров, музеев, библиотек и, конечно, к научным исследованиям – это и есть Культура в ее комплексном понимании. А Культура это, прежде всего, Ответственность.
Отвечая на вопрос , что он считает главным в советской системе, академик Е.П.Велихов ответил – «Культ знаний»
В городе на Неве 16 октября текущего года ушел из жизни А.Н.Кирпичников, великий русский ученый, руководитель археологической экспедиции в Старой Ладоге с 1972 г., мыслитель глобального масштаба, радетель и защитник русской культуры. Вот с чем он обращался к нам, соотечественникам: «В новых условиях приватизации и рыночных отношений ценности России оказались практически беззащитными». (Кирпичников А. Н. 1998. Время собирать камни. О сбережении памятников истории и культуры». Санкт-Петербург: ИПК «Вести)
Мыслящие, просвещенные люди задумываются – как же перевести человеческие инстинкты — а человек, как известно, на 75 процентов животное — в подчинение разуму. Советский Союз не решил этой задачи, потому, прежде всего, морально разрушился.
Как сделать так, чтобы материальные стимулы перестали быть определяющими?
И тут мы вступаем в пространство Культуры, в пространство Ответственности. Обратимся к нашим наставникам, которые предлагали свои идеи для образования и воспитания, прежде всего, элиты России прошедших времен.
В Пушкинском лицее курс «Право естественное», вел профессор А.П.Куницын. О нем писал А.С.Пушкин в «Лицейской годовщине 19 октября 1825 г.»:
Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена…— [1]
Вот некоторые положения книги лицейского профессора:
— «…Справедливость есть непременная и необходимая цель Права…»
— «…Внешняя свобода человека ограничивается только свободою других людей…»
— «Преимущество телесных и духовных сил не дает человеку права унижать тех, кои таких совершенств не имеет…»
Вот это последнее наставление имеет огромное значение, не столько правовое, сколько нравственное.
А.П.Куницын преподавал не только в Царскосельском Лицее, но и в других учебных заведениях того времени. Его учениками были и лицеисты, и ряд представителей дворянства, ставшие известными государственными деятелями, например, будущий канцлер А.М.Горчаков, а также некоторые декабристы.
Принципы справедливости и высокой морали не могли не сказаться на поведении и государственных решениях. И дело даже не только в мышлении декабристов, но и поколений, пушкинского и последующих. Это, в конечном счете, привело к отмене крепостного права.
Правовой и моральный свод Куницына и есть Кодекс Ответственности, в первую очередь, для представителей власти всех уровней и предпринимателей, от действий которых зависят существование, здоровье и жизнь миллионов людей.
Это тот путь выстроения способа жизни, при котором и можно достигнуть превосходства моральных ценностей над материальными. Да этот путь воспитания долог и сложен. И потребует не одного поколения при постоянстве образования и наставления в виде курса Кодекса Ответственности, начиная со школы.
Аналогом свода Куницына был Моральный кодекс строителя коммунизма, как отголосок христианских заповедей. Но жизнь кардинально изменилась. Иллюзии преимущества частного бизнеса, многопартийного устройства государства и потребительских ценностей пока живы в современной России.
Сегодня актуален не столько культ знаний, сколько культ Ответственности. Дети и родственники представителей власти, чиновников любых уровней и бизнеса, оканчивая школы, тем более высшие учебные заведения, «заболевают» проказой презрения к рядовым членам общества. Забывая, что постоянно зависят от них, начиная от рождения и до самого последнего дня. Но история показывает, что именно действительно выдающиеся личности были очень близки к народу.
Вот основные положения Кодекса Ответственности:
— Культура – национальная идея России. Культура — это, прежде всего, Ответственность!
— создание и воспитание через семью, учебные заведения, СМИ и Интернет такой моральной атмосферы в России, при которой каждый человек относился бы к людям так, как он хотел, чтоб относились к нему.
— сохранение и развитие семейных ценностей, присущих народам России с древних времен, памяти о предках, уважение и действенную помощь старшему поколению, привитие молодежи любви к труду.
— осуществленное равенство во всех ипостасях между женщинами и мужчинами. Именно женщины являются воплощением Личности Ответственной.
— сохранение и развитие традиций, лучших образцов архитектуры всех времен и поддержка градозащитных общественных организаций своих «малых Родин» — деревень, городов, мегаполисов — которые переданы нам предками, старшим поколением, ветеранами Великой Отечественной войны и блокадниками.
— понимание государством и обществом элементарной истины – в России с ее гениальным народом, великими технологиями и необозримым богатством полезных ископаемых могут быть богатые, но не должно быть бедных. Частный успех есть возможность реализации амбиций в действенной помощи культурным и экологическим программам, детям с тяжелыми и неизлечимыми болезнями и инвалидам
— защита и совершенствование «зеленых легких» мест жительства, страны и планеты: скверов, садов, парков, лесов. Это поддержка активности жителей по их сбережению.
— экология города в действии: воспитание детей в семье, с детского сада и школы в заботе о чистоте своего дома, подъезда, улицы, города. Первая обязанность — не мусорить. Требуются современные мусороперерабатывающие технологии с минимумом отходов и запахов.
— воспитание с рождения желания помогать и заботиться о братьях наших меньших – о животных, прежде всего, домашних.
— понимание унизительного положения разума, когда показатель успехов индивидуума сводится к материальным благам. Неизбежна смена парадигм с потребительской на ответственную.
Размышлял:
Михаил Александрович Князев
член Российского межрегионального союза писателей
член Санкт-Петербургского союза краеведов
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ