Суббота, 23.11.2024
Журнал Клаузура

Пять минут или путешествие в школьном мире

Цикл рассказов и статей, посвящённых учителям, о которых необходимо говорить своевременно

Пять минут, согласитесь, милые читатели, это жалкий отрезок времени, отделяющий нас порой от великого и великолепного, заставляет задуматься о целой жизни. Это ничтожное время помогает осознать поступок, попытаться обратить необратимое, решить извечное, труднейшее, организовать и навеять ребёнку деятельность всей его будущей жизни. Как не всем нравится учиться и грызть гранит науки, так и не все шальные-мятежные души после школы вас забудут, поверьте!

В школу идут работать люди не отчаянные и тем более не сумасшедшие, как предполагают некоторые «философы» в меру своей осведомлённости, а следуют на заработок в учебное заведение специалисты с определёнными знаниями и огромным запасом терпения. Нередко терпение единственное, что способно выручить в данный момент воспитательного процесса. Попробуйте сладить с множеством вредных детей, которые часто не желают учиться и вас слушать. Дети – это народ настроения. Чем только не объясняют их гиперактивность: и расположением небесных светил, и электромагнитным воздействием. Конечно, опыт педагога не всегда решает проблему, связанную с обучением и воспитанием подрастающего поколения, иной раз приходят на помощь психолог или заместитель директора. На благоприятную обстановку в школе способны повлиять директор и родители – незаменимые регуляторы. Школьный сюжет, однако, складывается не линейно – это не видеоигра или японская манга, а стечение обстоятельств, кропотливая работа и «мудрость сердца», как назвал одну из своих книг американский классик Генри Миллер, это умение организовать коллектив в одночасье и парировать непредвиденное, это возможность проявить чутьё и воспользоваться своими лучшими качествами.

Работая в школе, кем я только себя не воображаю: всемирно известным воспитателем А.С. Макаренко, агентом 007 Джеймсом Бондом и Дэвидом Снейком из видеоигры «Metal Gear Solid», ведьмаком Геральтом из романа польского писателя А. Сапковского. Бываю одновременно православным старцем и «Железным человеком», которого, помните, играл Роберт Дауни младший в саге о героях-спасителях Земли, созданных популярной студией «Marvel». Многоликий человек – учитель и наставник, у него множество амплуа, как имён и лиц у какого-нибудь невероятного и древнего существа во Вселенной. Столько посвящено художественных произведений, статей и притч учителям – об этом узнаешь, читая заметки в интернете, классиков или Библию. Учитель – это герой положительный заочно, и нет сомнения в том, что ваша миссия на этом поприще должна быть благородной также.

Если вам не хватает экстрима по жизни – в школе вы его найдёте с лихвой, необходимо внимание и общение – я вам настоятельно посоветую оказаться в школьном кабинете или в шумном коридоре. Как бы вы себя не чувствовали в данный момент и о чём бы не думали, на вас легко обрушиться шквал различных вопросов, форматных и не очень, на вас глазеет множество ребят – им интересно каждое ваше движение. Они заметят любую вашу обновку и тонко угадают настроение. Вы для них, как самая любимая книга или запоминающийся фильм. Впечатления о вас живут постоянно и передаются из уст в уста, обрастая легендами. Вы словно картина, которую каждый ребёнок дописывает сам доступными ему средствами, вы – славный образчик, который наделяют невиданными вам ресурсами и смыслами.

Общеизвестный факт: учитель не имеет право появиться в обществе с бутылкой пива. Не должен выражаться нецензурно и поведение, манеры его должны держать планку соответственно. Не может учитель оказаться среди прочего народа в непотребном виде – так уж сложилось традиционно и не нам это менять, милые мои. Превыше всего для настоящего учителя – облик морали и нравственности, поддерживаемый неизменно, как внутренне, так и внешне обязательно.

Надо признаться: я омский писатель! Литературные курсы я не оканчивал, к сожалению, как мой старенький коллега Николай Васильевич Березовский, член Союза писателей России, член Союза омских журналистов, но ведь корочки не дают таланта и усидчивости, согласитесь?! По крайней мере, мне хотелось бы стать человеком, способным запечатлеть силу и образ времени, нанести память об эпохе с помощью нынешних технологий. Это возможно осуществить – если у меня будет время, желание и возможности, достаточно трудолюбия, например. Рабочей нагрузки мне в школе, пожалуй, не занимать, однако старания никто не отменял. Кто вам расскажет о работе современного школьного учителя, если не собственно молодой учитель, увлечённый эпистолярным жанром? Да, я жду случая или момента, когда школа примет очередного педагога, чтобы слегка меня разгрузить. Я потеряю часть прибыли, и накопление пойдёт слабее, но разве счастье измеряется денежными знаками?

Вернувшись домой поздним вечером, я выбираю занятие: готовиться к урокам назавтра, отдохнуть перед телевизором, глядя новенький блокбастер, который скачал накануне или продолжить писать, рассказывая читателям о нашем удивительном мире красок. Глаза слипаются, и мне хочется зевнуть, а ещё – требуют внимания дети и супруга. Куда от них спрятаться? Снова на работу? Неужели мои литературные эксперименты полягут в руинах, как античные города, взятые вандалами? Я хочу преступить к строительству грандиозного проекта – я размышлял о нём долго и прикидывал – но после первой работы я словно бы не нахожу надёжного материала, и план снова превращается в бестолковый эскиз, представляете, как мне должно быть обидно?! Я думаю, что мне никогда не собраться, проживая этой жизнью. Я вспоминаю отрывки из меланхоличной местами прозы американского классика Генри Миллера.

Но я продвигаюсь к заветной цели мелкими шажочками. Как сделать, чтобы угодить всем и не обидеть родных? Вот в этом, отвечу я вам основательно, сущность педагога, его скрытая сила, прямота и хитрость. Школьный учитель, как родитель, часто ходит по лезвию бритвы, потому что дети спрашивают в лоб и не терпят недоверия и слабостей, порой лезут на рожон без всяких на то оснований. Направить работу детского коллектива в нужное русло или примериться с дюжиной ребят иной раз страшно, будто преодолеть труднейшее препятствие. Никто не справится вовремя и не поможет верно, кроме учителя и всемогущего педагога. Я высвобождаю тайную силу и вот: мне гораздо легче. Включен на полную мощность и работает бесперебойно запасной источник энергии доброго Терминатора, защищающего будущего лидера сопротивления и его известную маму.

Дорога каждая минута учебного процесса. Вы отдаётесь образованию целиком и полностью. А в школе, как в жизни и на конкурсе, действуют законы, не поддающиеся иногда простому объяснению. От одного урока или количества детей вы прибегаете к другому – у каждого «гнёздышка» свой настрой и восприятие. Вы готовитесь и настраиваетесь, штудируете массу необходимой литературы, общаетесь с наторелыми педагогами, которые отдали образованию лучшее своё время – у нас в школе до сих пор работают учителя с педагогическим стажем более чем полвека.

Отходят на второй и третий план умно и специально поставленные цели и задачи в тетрадке, когда вы сталкиваетесь с превратностями судьбы в виде и количестве мелких безобразников. Урок разваливается – и вряд ли ребята ухватят хотя бы части из него, вы сердитесь. Ищите виноватого подсознательно, однако нужно лучше организовывать урок, прибегая к более интересным видам деятельности. Признаться, я никогда не думал, что вести урок – искусство. Ну сказал шпане за партами, мол, сделайте – поставлю хорошую оценку. Сидишь себе на мягком стуле возле стационарного и старенького компьютера, тарахтящего, мечтаешь, поглядывая в окно через симпатичные украшения к Новому году, приклеенные скотчем на стекло.

– Почему они балуются, Людмила Анатольевна, я ведь их ругаю? – как-то спрашиваю у самого опытного педагога в нашей школе. Учителя начальных классов. Педагогический стаж у неё – полвека. Представляете?

– Сейчас, Виктор Витальевич, технологии скакнули вперёд, а мы боимся их использовать! – отвечает она добродушно.

Я поражаюсь, насколько здорово выглядит этот человек. На вид ей, невысокой и улыбчивой женщине, не более шестидесяти пяти. К ней в класс родители ведут своих детей с удовольствием – выбирают именно её, потому что знают, как грамотно преподаёт этот педагог. Она ведёт две смены и никогда не жалуется. Её встречаешь в духе – она часто улыбается и делится мыслями. Дети к ней бегут радостные, словно к матери. Я ни разу не слышал, чтобы Людмила Анатольевна повышала голос. Она кроткий и спокойный человек, постоянно обновляющий свои знания с помощью интернета и современной методической литературы. Она главный методист среди учителей начальной школы с того дня, как стала работать в этом учебном заведении.

Остаёшься в уютном кабинете Людмилы Анатольевны с чувством благоговения. Вспоминаешь детство и своего первого любимого классного руководителя. Забегаешь к ней в кабинет хоть на пять минут – увидеть её милое и улыбчивое лицо, услышать новости о том, что она прочитала и что освоила, она делится увиденным и прочитанным впечатлительно. Как любого тематически увлечённого педагога её не интересуют телодвижения в социальной сети и бизнес-маркетинг звёзд эстрады – это пустая трата времени. На столе старейшего омского учителя ожидают звёздного часа наглядные пособия, раздаточный материал текущего урока, кипа проверенных тетрадей и ничего лишнего, если не считать маленьких привезённых из-за границы сувениров от родителей, которые простенько, но со вкусом дополняют численность вещей на учительском столе.

Бывая в её кабинете пару раз в неделю, я провожу урок английского языка в третьем классе. Гляжу на стены, на них – в плакаты в помощь обучающимся начальной школы, в шкафу – также яркая литература для детей. Кулер с водой. В окна, вымытые начисто, видна берёзовая роща – наша школа расположена как будто в середине этого берёзового заповедника. И лишь изредка различаешь тёмные фигурки людей, путешествующих лесными тропами дальше и дальше среди иссиня-белого снега на деревьях и неровной земли. Встаёшь с удобного и мягкого кресла, подходишь к окну, сразу видишь большую деревянную кормушку, установленную на нижней ветке сосны. Этот проект был задан классу к Новому году.

А зимняя природа изумительная здесь на Новой Московке: овеянные снежной туманной пылью сосны на нашей территории школы условно отделены от свободной, берёзовой, линией электропередач, которая протягивается неизвестно откуда и ведёт неясно куда, зато сразу просит не забывать научно технический прогресс и думать о работе, прежде всего.

И на пять минут дети не дают размечтаться о путешествиях или тому подобной желанной дребедени, неожиданно занимающей ваши мысли. Ветви деревьев шевелятся от ветра так близко к окнам, кажется, что они начнут поглаживать стекла, и вы уноситесь вдаль к тем одиноким путешественникам, которые быстро появляются и растворяются в лесу. Уровень шума в классе повышается, вы сразу это замечаете, как если бы кто-то назойливо начал постукивать вам по плечу. Третий класс у Людмилы Анатольевны шебутной – не сказать, что с ними нужен глаз да глаз, но отсутствие внимания дети терпят слабо. Я спрашиваю одного ребёнка за другим, в тайне радуясь, что работы у меня немало и дети любят английский язык, они готовы им жить и постигать новое с вдохновением. Не всем ребятам, к сожалению, удастся поработать в США или рвануть в Англию на стажировку, однако личности из них вырастут цельные, сознательные. Я гляжу в их сияющие глаза и вижу интеллект и доброту. На уроке они словно в источники добычи знаний превращаются – «бурят» предложенный материал с доски или с учебника, мне отрадно замечать их рвения. Я жалею, что урок только 40 минут в общеобразовательной школе, а не полтора часа как в университете.

Радуется душа, когда дети отвечают и готовы к уроку – в начальной школе это частое явление. Дети в началке полны энтузиазма и жажды знаний. Что бы я им не предлагал, им всё интересно и необходимо. Дети не боятся ни самостоятельной работы, ни контрольной – они их словно ждут. Перевод большого текста или его списывание точь-в-точь, тест или блок с множеством упражнений. Затем новые слова на разные темы, фразы-клише, которыми можно легко пользоваться, творческое решение, где они сами имеют возможность придумать задание для класса. Ох, как ребята любят придумывать задания для класса, выходить и читать, работать в качестве учителя, моего заместителя!

О Людмиле Анатольевне Сергеевой, об удивительном учителе начальной школы, я писал ни раз, приносил газеты и журналы со статьями, где её упоминал. Она читает без очков и не склоняется над набором букв, точно ей требуется лупа. У неё мощное биологическое здоровье, завидное для наблюдателей со стороны. Она не разносит сплетни и не участвует ни в глупых обсуждениях. Духовности ей не занимать: когда я спрашиваю, в чём секрет здоровья и работы этого человека в школе, она, улыбаясь, отвечает:

– Работаю с Божией помощью!

Я обнимаю её как маму, и мне становится тепло.

С начальной школой понятно: дети в основном хорошие, потому что маленькие – учителя работают с определённым возрастом невредного ребёнка. Попадаются, конечно, чудаковатые кадры, но эта находка беспокоит в меньшей степени. Начальная школа – это родительский контроль, пёстрый мир, раскрывающийся вам точно роза, радующий притягательной новизной сквозь симпатичные стёкла розовых очков, бодрит ласковый голос педагога. Но что происходит в средней и старшей школе, милые люди? Дети меняются там бесповоротно.

С этим каверзным вопросом я шагаю к Анне Павловне Мильденбергер – учителю ИЗО и черчения, она классный руководитель десятого класса, у многих детей там, образно выражаясь, на голове корона: они самые умные, красивые и успешные, по их мнению, конечно.

Анна Павловна – бесконечно не унывающий человек. Правильный и неотступный. Пусть жёсткий в суждениях, если дело касается воспитания. Педагогический стаж у неё огромный также, чуть меньше, чем полвека она отдала образованию. Анна Павловна слегка помладше Людмилы Анатольевны Сергеевой. Она работает в настроении, спрашивает-требует, как положено по инструкции, и каждый день урок у неё интересный. Я вижу, как она энергично идёт по коридору, несёт кипу учебников и раздаточного пособия разной величины. В трудных условиях эпидемии «Ковида-19» ведь приходится ходить по кабинетам. Совмещёнка восьмого класса с шестым или начальным звеном – для Анны Павловны задача легкоразрешимая. Со стороны она похожа на доброго Терминатора с грудой оружия, когда разносит эту поклажу знаний по кабинетам. Я не успеваю ей помочь дотащить «гранит науки», во-первых, у самого урок, а во-вторых, она двигается стремительно, её не догнать, поймите. Внутренне и внешне она здорово схожа с моим хорошим, как я пишу анонс в сети, специалистом Омской епархии дошкольного сектора – со Светланой Петровной Баранцевой, проводящего мастер-классы и семинары, кажется в разных местах города одновременно.

К Анне Павловне я иду с идеей создания пластилинового мультфильма по моей повести о средневековой Японии о любви ниндзя и войне кланов «Красный лотос» – она берётся за проект сразу, обещая результат в одночасье, поскольку ребята у неё в классе толковые, деятельные. Она регулярно побеждает с детьми в крупных конкурсах, связанных с лепкой и рисованием. В итоге: через несколько месяцев в СМИ пробегает новость о том, что дети из БОУ г. Омска «СОШ № 99 с УИОП» делают пластилиновый анимэ-мультфильм по мотивам повести молодого писателя и учителя Виктора Витальевича Власова. Мне присылает новость об этом известный журналист Владимир Войтович, естественно украсив ей портал «Супер Омска».

– Анна Павловна, что происходит с детьми в средней и старшей школе? – спрашиваю, заходя в её кабинет – оборудованный по последнему слову техники.

– Вырастают, Виктор, этим объясняются перепады настроения и нежелание работать, – рассказывает она охотно, с живой, приятной мимикой на лице. Я слушаю этого замечательного человека и ловлю себя на мысли, что всё в этой учительнице меня радует: хват сильного педагога и славные морщинки в уголках проницательных глаз. Анна Павловна – человек с ядерным запасом терпения, трудоспособности и рвения к творчеству.

Уроки Анны Павловны сочны и зажигательны своими рисунками на доске – для начальной школы, а чертежами они наглядны и непосредственны – для старших ребят. Она вносит в эти карандашные изображения яркую частицу себя, своей души. Бывают, конечно, её уроки тяжелы для восприятия, как десяти килограммовый арбуз для слабака, но кто сказал, что знания достаются легко. Когда этот вечный учитель доходчиво объясняет материал – её понимают лихо и если жалуются, то втихомолку, как и положено младшим по званию. Своим душевно-сознательным потоком объяснения темы она заполняет, кажется, даже самые труднодоступные заколки и пробелы школьной молодёжи. За жизнь она расскажет строго, дежуря в коридоре, как памятник на площади, сделает и замечания по делу, не забалуешь с ней, в общем, – таким вот должен быть учитель для среднего и старшего звена, настойчивым и прямолинейным. Богатство чисел математики, а также измерительных средств геометрии, разнообразие искусства и эстетика русских классиков-романистов – находятся в распоряжении на уроке Анны Павловны, когда она переходит от общего к частному, спрашивая одного ребёнка, затем давая для самостоятельной работы карточку второму.

Впечатлениями о работе А. П. Мильденбергер со мной делится Наталья Викторовна Курьякова – учитель ИЗО и черчения, модуля ОРКСЭ из БОУ г. Омска «СОШ № 83».

– Анна Павловна – педагог старой закалки, этакий зубр от искусства, науки и образования в школе, Виктор. Молодые учителя, верные по призванию, конечно, постепенно сменят нас на этом поприще, однако Анна Павловна – остаётся образцом наставника навек. Не только она представляет костяк омского изобразительного искусства и черчения, не одна она может поделиться в золотом в виде яркого опыта, но и людей таких не очень-то много остаётся, поверь!

Наталья Викторовна Курьякова – педагог воскресной школы при храме в честь Иконы Казанской Божией Матери. Настоятель храма протоиерей Иоанн Бабяк часто равняется на сказанное этим благородным специалистом Курьяковой.

Да, иногда ученики среднего и старшего звена испытывают вас и нас, мечтательных учителей, на прочность, поступая вопреки здравому смыслу, но мы стараемся, затягивающие ремни и мужающиеся педагоги, мы выбираем тактику ведения урока и запал подачи знания. Преподносим ребятам не единственную «инструкцию», разработанную трудами, составленными авторами учебника, а делимся душой и своим характером, который закалит их на последующую жизнь. Свяжет их мысли с нашими выступлениями и поступками на уроке, а их собственную деятельность – с нашими увещеваниями и нравоучениями.

Мне впору создать роман о школьной жизни, о путешествиях обыкновенного учителя в мире школьных кабинетов и коридорах, провести любопытного читателя по извилистому лабиринту души растущего человека и ученика, начиная со скамьи начального образования и заканчивая старшим. Поставить в пример и свои чувства, одолевавшие меня после школы, когда я учился в университете и думал о школе, сравнивая между собой преподавателей разной величины и потребность в изучении той или иной учебной дисциплины.

Впору создать произведение о несгибаемости воли педагогов – звёзд, огней нашего провинциального учебного заведения, отражающихся бесконечным светом во множестве людей и проекций нашего времени.

Виктор Власов


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика