Суббота, 23.11.2024
Журнал Клаузура

Мошенничество в духе «Спи скорей, твоя подушка нужна другому» или как великую Татьяну Доронину лишили ее театра

Однажды Сталин приехал на спектакль в Художественный театр. Его встретил лично Станиславский и, протянув руку, представился:

— Алексеев, — назвал он свою настоящую фамилию.
— Джугашвили, — ответил Сталин, пожал руку и направился к своему креслу.

***

Почему важно, чтобы в России власть была близка к искусству? – Думаю, потому что искусство в России нуждается в персональной опеке, а порой в сострадании. Не будь этого сострадания, что было бы с Булгаковым? Сколько творческих проектов отстояла Фурцева? Вы скажете оно было избирательным. Да, не спорю, но даже в этой избирательности была надежда для многих талантливых людей. Ставились «спорные» спектакли. Снимались фильмы, которые шли на полку, но ждали своего часа. Писались книги, которых ждали и переписывали от руки.

Сегодня у великой русской актрисы и художественного руководителя МХАТА имени Горького на глазах у всех отобрали театр, которым она буквально жила. 

В своей серии статей «Исмагил Шангареев: мошенничество, как зеркало социальной реальности», я выбираю сюжеты, в которых трагедия присутствует во всей ее шекспировской полноте (трагедия в семье актера Баталова, например). Случай с Татьяной Дорониной – особый. Театр – это не квадратные метры жилплощади.

По сути то, как ее «ушли» — это особый вид мошенничества, когда большого мастера, легенду превращают в просителя, заставляют кланяться, как в известной песне Шарикова из книги «Собачье сердце».

Актер МХАТа имени Горького Дмитрий Корепин, вступившийся за великую актрису, отмечал в своем интервью, что те, кто совершает это позорное для российской культуры действо все время повторяют «как они ее ждут и любят, хотя на самом деле все с точностью наоборот? Ага, ждут — выбрасывая из ее гримерки иконы, снимая портреты и отнимая у народной артистки личный автомобиль! Это у почетного-то президента! И знаешь, в чем особый цинизм? Они не хотят останавливаться. А я не могу молчать, когда вижу такую подлость, поэтому и дал тебе то интервью, за которое впоследствии получил сначала взыскание, а потом уведомление о сокращении».

Мне все это напоминает коммуналку в описании Зощенко, где соседи только и ждут, чтобы нагадить тому, кто интеллигентней, и, как следствие беззащитней. Но при чем тут мошенничество спросите вы? А в том, что у человека отбирают дело его жизни, наплевав на общественное мнение, на мнение артистов, на мнение зрителей. Что это, если не особый вид мошенничества, подразумевающий присвоение себе творческих функций, которые тебе не по плечу. Великий мошенник граф Калиостро настоящие бриллианты подменял стекляшками. Здесь происходит то же самое — Доронину подменяют Боковым.

В высшей степени странно звучит оценка происходящего во МХАТ им. Горького в рассуждениях Михаила Швыдкого, который долгие годы «руководил культурой». По его словам, в России «не научились» отправлять на заслуженный отдых мэтров сцены. «Все ждем, когда они уйдут биологически. Поэтому процесс этот архиболезненный и сложный», — сказал он, добавив, что в театре актеры зарабатывают немного, а на пенсии им грозит бедность. «Поэтому все держатся за театр, который им дает если не финансы, то силы и значимость. Мне жаль, что так произошло во МХАТе. С Татьяной Дорониной могли бы поступить более элегантно», — сказал он.

Более элегантно — это как? Вывесить объявление в стиле Зощенко «Спи скорей, твоя подушка нужна другому». Не хочется шутить, когда речь идет о трагедии человека, которого любят и помнят миллионы поклонников, ценителей редкого таланта «на грани» …Но иначе не высветишь роль Боякова. Известно, что Булгаков не встречался со Сталиным, но после телефонного разговора с ним должность в Художественном театре получил (Из воспоминаний Е. С. Булгаковой).

Татьяна Васильевна недавно встречалась с Владимиром Путиным, который торжественно вручил ей орден «За заслуги перед Отечеством I степени».

Заслуженный артист России Александр Титоренко рассказал «Газете.Ru», о чем в ходе церемонии вручения государственных наград, которая прошла 21 ноября 2019 года в Кремле, говорила основательница МХАТа им. Горького и его нынешний президент Татьяна Доронина с главой государства Владимиром Путиным.

Примечательно, что когда она рассказала президенту суть вопроса, он не без удивления спросил, а кто такой Бояков? В целом по словам Титоренко Владимир Путин отреагировал на разговор очень благожелательно. Сказал:

«Во всем будем разбираться»

Однако до сих порей не дают спасти ее театр, и становится все очевидней, что новый вариант МХАТА им. Горького она принять не может. Олег Басилашвили отмечал, что «Татьяна Васильевна неотделима от Художественного театра, и к ее слову всегда надо прислушиваться, сказано ли оно громко или тихо. Она великая актриса, гордость российской сцены, театра и культуры».

Наблюдая сегодня как уходят выдающиеся мастера сцены, нельзя не вспомнить, известную фразу Татьяны Дорониной:

«Я требую от жизни того, что требовать нельзя и грех, – справедливости»

Она заслужила справедливость и думаю, что не только в виде высокой правительственной награды, но и возможности жить своим театром, который без нее превращается просто в стены.

Исмагил Шангареев

Цикл статей — «Исмагил Шангареев: мошенничество как зеркало социальной реальности».


комментариев 5

  1. Екатерина

    Да, да…сегодня правят бал не личности, а посредственные и нечистоплотные менеджеры, типа швыдкого. Он и здесь отметился. Когда же он исчезнет из культурного пространства России? А Татьяне Дорониной пожелаю здоровья и терпения.

  2. Инга

    НЕ ВАЖНО, какой возраст у Татьяны Васильевны Дорониной (не мужчине об этом говорить!), она заслужила право возглавлять созданный её силами и талантом театр! И этому быть!

  3. Анатолий Клименский

    Tатьяна Васильевна Доронина — безусловно гран-дама отечественного театра. Но как актриса — она уже не то, что в молодости. Как руководитель театрального коллектива — в лучшем случае — в ряду прочих аналогичных ей гран-дам. Возраст у нее такой, что пора бы ей на честно заслуженный отдых. Что же касается г-на Боякова, то он тоже не навсегда. И вообще, театр — это не то учреждение, из-за которого стоило бы ломать копья.

  4. Алексей Курганов

    Статья конечно сильная, но что толку-то? Да, сегодня времена таких вот бояковых.

  5. Марина

    Временщики,лиходеи и непрофессионалы пролезают во все сферы жизни. Наивно было бы думать,что сферу искусства обойдёт чаша сия… Вся страна развалена ,и летит в тартарары. С лёгкостью необыкновенной эти моральные уроды без совести и чести могут сапожищами растоптать любого. И уже не важно, заслуженного человека топчут или нет.

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика