Суббота, 23.11.2024
Журнал Клаузура

«Сам черт не разберет»

Как известно, народная речь содержит в себе представления о жизни и нравственные принципы общества. В том числе, его религиозные воззрения, игравшие в истории  столь активную роль. Особенно информативны устойчивые словосочетания с яркой образностью — фразеологизмы, в которых зафиксирован духовный опыт народа.

В богатом составе русских фразеологизмов, созданных фантазией народа, немалое место занимают образные словосочетания с упоминанием нечистой силы из церковной мифологии -чертей. Причем, в этих фразах черти зачастую оказываются носителями  положительных качеств  – ума, ловкости, находчивости и т.п. Например:

«Вот так спрятал! Теперь ни один черт не найдет»

Здесь явно выражено восхищение  ловкими действиями человека, уподобленными необычайным способностям чертей.

Порой о чьей-либо смелости, решительности в поступках говорят:

«Ему сам черт не брат!»

А если в каком-то деле трудно разобраться, употребляют фразы «здесь сам черт голову сломит», «сам черт не разберет». Есть и выражение «сам черт ногу сломит» — о большом беспорядке в доме. В обоих случаях предполагается, что черти умственно способны  и ловки в гораздо большей степени, чем люди. Интересно отметить, что словечко «сам» характеризует уважительное отношение к черту — этому традиционному противнику Бога. Часто можно услышать фразу «Черт возьми!» со значением возмущения, удивления и даже восторга по какому-то поводу. Люди тем самым связывают свои эмоциональные переживания с той же нечистой силой: «Черт возьми! Никогда не видел ничего подобного».

Но бытуют и фразеологизмы, где отражается исконно негативное отношение к чертям: «Принёс же чёрт этого типа!» или «Какой чёрт занес меня в это гиблое место!», «Чёрт попутал меня искать легких денег». В них тоже выражается представление о могуществе чертей, умеющих подчинить людей своей воле.

Известно  выражение «чёртова дюжина», употребляемое в популярной песенке Пепиты из оперетты «Вольный ветер» («Чёртову дюжину детишек растила дома матушка моя…»). Как видим, русскоязычные граждане постоянно находятся в контакте с воображаемой нечистой силой, даже не сознавая этого. «Черти» у них просто с языка не сходят. Очень  выразительны такие  фразеологизмы, что и обусловливает их живучесть и распространенность.

Между тем, деятели церкви всегда предупреждали верующих о недопустимости самого упоминания в речи чертей и бесов. В основе такого запрета лежит древнее суеверие, гласящее, что упоминание черта может вызвать его появление с самыми печальными последствиями (помяни черта, он и появится). Священники пытались воспитать у людей страх и неприязнь к «нечистой силе». Но вопреки предписаниям руководства РПЦ, в русском языке,  как мы убедились, существует и активно  употребляется   большое число  образных выражений  с упоминанием чертей.  Интересно отметить, что в сознании народа часто черти были связаны с попами. Например, в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» будущий вождь восстания Пугачев говорит своему товарищу:

«Молчи дядя, поп в гостях — черти на погосте»

Это значило, что надо быть осторожным и не говорить лишнего при посторонних.

Таким образом, мнения церковного клира были, мягко говоря, не столь уж авторитетны для большинства русскоговорящих граждан. Они до сих пор пренебрегают в своей речи запретами отцов церкви и словно поступают наоборот. Как говорится, «чёрта лысого» тем, кто навязывает свою мифологию народу.

Аркадий Цоглин

г. Саратов


комментария 2

  1. Александр Зиновьев

    Собственно вполне так написать — ни один ЧЁРТ мне (нам) не сделал НИЧЕГО плохого! Собственно как и хорошего! А почему — да потому, что ЧЕРТЫ — придумка, их выдумали люди для неких эмоциональных отвлечений от СЕРОГО быта. А вот священники всех мастей, ну кто с нами контактирует и с нас на своё житие бытие деньги выманивает (и с Государства) — эти вполне могут быть и хорошими и плохими! Вот лично я их вижу совершенно несчастными, потому как они ступили на стезю обманов!
    Но, простите, не нами придумано, а теми, кто был во те годы чёрен разумом и готов был верить во что угодно и кому угодно!

  2. Диана

    Статья смело разрушает стереотипы восприятия «богохульской» фразеологии, исследует истоки возникновения многих пословиц и поговорок. Благодаря беспристрастному взгляду исследователя, многие фразеологизмы с упоминанием чертей теперь не только «реабилитированы», но и открылись нам новыми гранями и смыслами.

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика