Пятница, 22.11.2024
Журнал Клаузура

Цветы Татьяны Левицкой

Татьяна Левицкая, московский художник, яркий представитель русского нонконформизма 70-80 годов. В конце 60-х годов она начинает “заливать“ свои холсты нитроэмалью, получая необычные, ассоциативно наполненные композиции с неожиданными цветовыми решениями.

Почти не прикасаясь к поверхности холста или бумаги, одной текущей из банки линией или пятном, она получала такие изображения, в которых можно было увидеть то дом у реки, то разрушенную церквушку, то бурное море, а то и вполне узнаваемые портреты друзей и знакомых.

В дальнейшем Левицкая стала использовать и другие текучие материалы, по свойствам близкие ее любимой нитроэмали, работа с которой давала ощущение сотворения чуда. Однако, такая манера никак не укладывалась в узкие рамки соцреализма, а картины не могли попасть на официальные выставки в стране Советов…

Вместе со своим мужем Борухом (Б.А. Штейнбергом), известным художником и активным участником движения неофициальных художников за свои права, Татьяна Левицкая оказывается участницей таких громких событий, как “Бульдозерная выставка” в 1974 году, последовавших после ее разгрома выставок в Измайловском парке под открытым небом, а также первой официально разрешенной, почти бесцензурной, выставки, уже под крышей, в Доме Культуры на ВДНХ (1975 год). Это сделало имена художников-нонконформистов известными искусствоведам и коллекционерам как в СССР, так и за рубежом. В 70-80х годах Татьяна Левицкая вместе с другими художниками, такими как О.Рабин, В.Немухин, Д.Плавинский, А.Зверев, Е.Рухин, И.Вулох, Д.Краснопевцев, А.Харитонов, Б.Свешников, М.Чернышов, М.Одноралов, В.Яковлев, участвует в неофициальных “квартирных выставках” в мастерских художников московского “андеграунда”.

Первая персональная выставка Татьяны Левицкой состоялась в Дюссельдорфе в 1970 году. Были и другие, но путешествовать за границу СССР могли только работы, а таким художникам, как Борух и Татьяна путь туда был закрыт. Только в 1990 году открылись для всех границы и крупнейшей выставкой за рубежом стала выставка их работ в музее “Хауc Людвиг” в Саарлуи (ФРГ), на которую они смогли полететь…

Работы Татьяны Левицкой находятся в частных коллекциях и музеях России, Франции, Германии, США, Бразилии, Канады, Швеции, Нигерии, Венесуэлы, Греции и др.

Она продолжает работать и участвовать в выставках современного искусства в России и других странах

…И штиль навещал их – и вал штормовой

И все их моря навестили…

«Земля была в них»

Пауль Целан

Работы Татьяны Левицкой теперь можно рассмотреть уже как прекрасные произведения, возникшие  в постперестроечный период в нашей стране, обеспечивший возможность путешествовать и показывать свои произведения не только в России. Творчество художницы можно рассмотреть в некоей библейской проекции, соотносимой с культурой текста – «В начале было Слово и с Слово было у Бога». В семье Татьяна все были поэтами – её тесть Аркадий Акимович Штейнберг известный поэт и переводчик, её муж художник и поэт Борух (Борис Аркадьевич Штейнберг). Поэтому хочется начать с её работ в области оформления книги.

Используя оригинальные техники, художница в своем творчестве следует во многом традициям русского авангарда. Так в 2004 году она иллюстрировала книгу поэта Пауля Целана. Поэта необыкновенно трагической судьбы. Который известен в России в переводах Ольги Седаковой.

Эта книга, созданная художницей, продолжает в известной степени традиции знаменитой «Помады» Алексея Кручёных. В оформлении книги Татьяна использует всё тот же приём локальной заливки контрастным цветом, который характерен для всего ее творчества.

Прекрасным и тонким стало оформление книги своей подруги Виктории Лепко «Вчерашние цветы», художница выстаивает книгу как страницы альбома гербария, словно вспоминая Пушкинские строки «Цветок засохший, безуханный, в забытой книге вижу я…».  Сама книга выполнена в традициях альбомной культуры «Золотого века», где стихотворение соседствовало с перовой виньеткой, наброском профильного портрета, оброненным невзначай цветком…

Мой голос одинок в разноголосье звуков,
Я там, где тишина — в сердечной глубине.
Мой инструмент — душа, родившаяся в муках,
И тихие слова, что я пою тебе

Но, несомненно, самым сильным направлением в творчестве художницы является живопись «Цветов и птиц», рождённая традициями «нео-конфуцианства». Работая в этой традиции в технике монотипии, автор не вкладывает в свои небольшие картины тех символических понятий, которые несет в конфуцианство, заимствуя лишь композиционные приёмы и медитативность. Её цветы и птицы, просто образы некоей внутренней свободы, выношенной автором. Травы, цветы и птицы Татьяны Левицкой это мощное проявление жизненных сил природы, сил земли, предвестие полёта, даже, когда птица находится в покое и созерцании. Это растения и животные Эдема, прекрасные проявления жизни, как бы до Грехопадения.

В сборнике Пауля Целана «Роза никому» есть слова, словно посвященные цветам Татьяны «как скудные розы шиповника, так они раскрываются», но цветы Левицкой некий щедрый дар Господу!

Серия «Красное и черное», эпический цикл, посвященный земной любви, Библейскому сюжету «Грехопадения». С акцентированием контрастных цветов и скульптурной роденовской пластикой. Вместе с тем, художница уподобляет прекрасные тела натурщиков цветам, застывшим в  вакхическом танце, созданным некогда Матиссом.

Одно из излюбленных изображений, постоянно повторяющихся, которым Татьяна верна и в которых узнаваема — пейзажи с небольшими белыми храмами. Дань пейзажной лирике художников шестидесятников. В этих пейзажах словно слышатся слова отца мужа Татьяны Левицкой Аркадия Акимовича Штейнберга, теме дороги к храму:

Благословляю все плоды земли,
Благословляю травы и цветы –
За то, что для тебя они взросли,
За то, что их не оттолкнула ты.

Портреты мужа-художника Боруха (Бориса Аркадьевича Штейнберга), отдельная тема творчества Татьяны Евгеньевны. Они семья единомышленников, вместе прошедшие период гонений на искусство андеграунда, вместе участвовали в знаменитой «Бульдозерной выставке», ознаменовавшей новый этап развития русского советского искусства.

Я научился жить средь сновидений, 

Создав себе свой одинокий мир

То был ковбоем бесконечных прерий,

Или по Нилу в утлой лодке плыл.

Я был везде, где только мне хотелось,

Я был хозяин над самим собой,

Не замечая, как кругом варились

Чужие судьбы в месиве густом,

Что в ней варились все без исключенья,

Что миллионы гибли в лагерях,

Что продавались дивные творенья,

И стройки возникали на костях.

 

Я только мальчик с карими глазами,

Мечтающий когда-нибудь создать,

Большую книгу с разными стихами,

И о еврейском горе рассказать.

Небольшая форма произведений избранная Татьяной – несомненная дань романтизму, которая в принципе свойственна русскому нон-конформизму, вкладывавшему в небольшой формат произведения неизмеримо больше смыслов, идей и даже профессионализма. Соцреализм был описателен и поверхностен, не имея фундаментального представления о метафизической сущности творчества, повинуясь лишь приказу ангажемента и формальной дидактики. В её картинах есть элемент случайного, ведь краска, разлитая на картон или холст таит в себе непредсказуемость.

Произведения художницы есть в коллекции Леонида Прохоровича Талочкина, теперь находящейся в Третьяковской галерее.

Татьяна Вендельштейн


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика