Пятница, 22.11.2024
Журнал Клаузура

История одной школы как знак истории России

Рецензия на книгу В.В. Овчинникова «Ольгинская гимназия, или Повесть о вековой истории Новооскольской средней школы № 1 (Подольск: Типография «ИМИДЖ-ПРЕСС», 2019. 144 с.)

Конечно, конечно, написать историю школы, всего одной, задача и простая, и непростая. С одной стороны, надо знать эту историю школы во всевозможных ее подробностях, а с другой стороны, нужно полнокровно осветить и современную жизнь, да при этом так, чтобы по возможности никого не обидеть. Вспоминается, что еще Максим Горький в 20-х годах прошлого века призывал писать истории заводов, больниц, учреждений, да только призывы эти в большинстве случаев так и остались призывами. Вот почему мы искренне приветствуем выпуск этой книги – книги, посвященной Ольгинской гимназии (сейчас это Новооскольская средняя школа № 1 в Белгородской области).

Рассказ начинается издалека. Автор подробно характеризует альфу и омегу народного образования в Новооскольском уезде.

«Чтобы наш уважаемый читатель мог представить себе состояние школьного дела более века с четвертью тому назад, обратимся к некоторым цифрам. В городской и уездных школах (в 1870 г. их было 19, по одному двухклассному училищу в Велико-Михайловке сведений не сохранилось)  было всего 1133 учащихся, из них 1087 мальчиков и всего 46 девочек. Следует отметить, что девочки учились только в пяти школах. Число детей в отдельных школах колебалось от 25 до 170 учащихся. Обучение в уезде вели 33 преподавателя: 16 законоучителей, 13 учителей и 4 помощника»

(с. 10).

И далее рассказывается о трудностях организации этого дела. В книге помещены фотографии, что весьма показательно, например, фотография Новооскольской женской прогимназии. И здесь же даны имена подвижников просвещения, в частности В.П. Мятлева, много перенявшего из наследия Ф.В. Раевского, предводителя дворянства. Книга написана профессиональным историком. В.В. Овчинников поднял колоссальный материал по выявлению драматургии образования с маленькими победами, большими проблемами, откатами и движениями вперед. Представлены зарплаты учителей, рассказано, как и какие препятствия преодолевались. Говорится, в каких районах дела обстояли благополучнее, нежели в соседних районах. И здесь же цифры, цифры, с которыми не поспоришь.

Повествование плавно приближается к открытию Новооскольской женской гимназии, подлинную историю которой представить сейчас трудно. Но изысканиями историка установлено, что в 1905 году не только заканчивается строительство нового здания Новооскольской женской гимназии, но и происходит ее официальное открытие. Имена августейших особ давались чрезвычайно малому числу вновь построенных гимназий.

«Здесь важно, чтобы они обязательно финансировались из сбережений детей Императора Николая II… Княжна с радостью отнеслась к возможности поддержать такую инициативу дворянства…»

(с. 19).

Вообще княжна Ольга отличалась большими способностями не только в учебе. Она свободно и естественно чувствовала себя в седле, ее нередко можно было встретить в костюме сестры милосердия, она по несколько часов в день работала в Царскосельском госпитале, ухаживая за ранеными. Воевало и ее имя: на одном из вагонов была надпись: «Имени Ея Императорского Высочества Великой Княжны Ольги Николаевны Передовой Санитарный Поезд № 164/14».

Дальше повествование идет про эту главную школу (гимназию).

«В гимназии было немало работы, а поэтому ежегодно нанималось немало обслуживающего персонала и в физический кабинет, и для переплета книг, и для обеспечения освещения, и для настройки рояля, рубки дров, починки мебели и даже для набивки ледника льдом. Денег расходовалось немало. Только на хозяйственные нужды ежегодно требовалось до 12150 руб. Часть из них шла из личных средств Великой Княжны Ольги»

(с. 22-23).

И здесь же идут фамилии, фамилии. «И все же кое-что нам удалось найти совершенно случайно. … И все же, будет, видимо, правильно, если мы представленных к наградам земства перечислим – они это, право же, заслужили! Это Рыбцов Митрофан, Рыбцова Мария, Мирошникова Юлия, Соломенцева Александра, Степанова Екатерина, Кушнаренко Мария, Филипповская Антонина, Сухачева Зинаида» (с. 23).

Современный педагог Дима Зицер говорил: «Учитель – это самый живой человек, который должен быть с ребенком!». И в книге много фамилий и много рассказов об учителях гимназии. С точки зрения жанра это, действительно, повесть: так развернуто, так любовно охарактеризован каждый этап развития не только гимназии, но вообще народного образования в Новом Осколе. Вот один из примеров: рассказывается о планах Министерства Народного Просвещения на 1915-1925 годы по введению в стране всеобщего начального, а потом и семилетнего образования, однако революционные события резко изменили ход развития России. Мы понимаем, что книга не отчет, хотя в ней много сугубо суровой, сдержанной информации. Нет, это действительно повесть о жизни, написанная весьма заинтересованным человеком, а такой автор становится обаятельным при всей своей строгости и при всем желании оставаться в тени.

О чем же эта книга? Давайте заглянем в продолжение оглавления. Вот стр. 42: «От школы колхозной молодежи к десятилетке (1933-1943)». Стр. 52: «Улица Пролетарская, 14». И дальше: «Под руководством Михаила Ивановича Соловьева», «Навстречу вековому юбилею (1985-2005)», «В начале XX века», «Перешагнув 110-летний рубеж», «Развитие системы воспитания детей и подростков», «Школьный музей», «Открытие памятника княжне Ольге Николаевне Романовой». И все с фотографиями цветными и черно-белыми, с множеством фамилий и тех, кто помогал школе, и тех, кто в ней работал. Есть фотографии учеников, фотографии учителей, в том числе заслуженных. Читаю:

«Новооскольскую среднюю школу в первые годы после оккупации города возглавляли сначала Николай Емельянович Кондратенко (1943 г.), Александр Иванович Рязанцев (1944 г.), а затем Михаил Трофимович Бакланов (1945-1947)». «Среди учителей-инициаторов 1943-1945 гг. следует особо выделить Н.Е. Кондратенко (за выдающиеся заслуги в педагогической деятельности награжден орденом Ленина)»

(с. 52).

«В трудное время перемен в стране настоятелем Успенского собора г. Нового Оскола стал также выпускник 1974 г. Николай Герасимчук, ныне протоиерей Николай Васильевич Герасимчук. Он закончил духовную семинарию, а затем Московскую Духовную академию и продолжил дело своего деда о. Анания и отца протоиерея Василия Ананьевича Герасимчука»

(с. 92).

«Свой путь длиною в три десятилетия со времени окончания школы прошел и Александр Масленников. После окончания Курского политехнического института он связал свою жизнь с одним из крупнейших заводов энергетического машиностроения в СССР – белгородским «Энергомашем»

(с. 92).

«В августе 2005 г. школу посетил выпускник 1974 г. Сазонов С.П., капитан I-го ранга. 8 апреля 2010 г. посетил музей сын Героя Советского Союза Коняева А.М. артист Малого театра России, народный артист России Коняев Виталий Анатольевич»

(с. 140).

А мы добавим про еще один приезд, случившийся уже после выхода книги, приезд в Ольгинскую гимназию другой Ольги, тоже из августейшей семьи, Ольги Николаевны, о чем мы писали 16 апреля 2021 года в «Клаузуре». Вот памятные слова Ольги Николаевны, скончавшейся в Москве в мае 2021 года:

«Наша задача – будить совесть в русском сердце… Богатство обязывает к духовному труду больше, чем нищета. Богатство – это особый крест. Моя задача – напоминать людям о вечных ценностях человеческой души, человеческой жизни!».

Гимназия, школа разделяла судьбу Родины, и это продолжается и сейчас. Мы видим живую связь сегодняшней жизни с драматичным, но и таким великим прошлым нашей страны. Принято считать, что школа – это подготовка к будущему. Нет, школа – это, прежде всего, настоящее. Да-да, то самое настоящее, чем можно гордиться. И знаменательно, что на с. 96-97 напечатаны полужирным кеглем все те ученики, которые в 1955-1985 гг. окончили школу с золотой и серебряной медалями.

Книга написана от имени ее выпускника 1975 года Виктора Васильевича Овчинникова, и написана с любовью к школе. А это является лучшим памятником тому учебному заведению, о котором хочется сказать еще многое. «Ольгинская гимназия» – так обозначена и так остается в памяти и в жизни эта школа. К.Г. Паустовский писал, что название есть народное поэтическое оформление страны, и это тем более верно, что гимназию поддерживала Ольга, старшая дочь Императора Николая II, так что все дела современности, о которых идет речь в книге, есть еще и достойная память об августейшей особе, подарившей гимназии свое имя.

Вера Харченко


1 комментарий

  1. Инга

    Спасибо автору статьи за интересный рассказ об » Ольгинской гимназии» и выходе книги В.В. Овчинникова, посвященной этой важной теме. Нам необходимо помнить тех , кто радел за просвещение России!

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика