О первой антологии поэзии Кольского края
30.04.2022
/
Редакция
Осенью две тысячи двадцать первого года увидело свет долгожданное для любителей поэзии издание — Антология поэзии Кольского края «Отсюда начинается Россия…». Она вышла в издательстве «Дроздов-на-Мурмане». Её составитель — известный мурманский поэт, прозаик и журналист Дмитрий Коржов, посвятивший около двадцати лет изучению поэтического творчества Кольского Севера.
В книгу вошли стихи 200 поэтов, около 600 стихотворений. Каждую отдельную поэтическую подборку сопровождает краткая биографическая справка о поэте, информация о жизненном пути и о том, как поэт связан с Кольским Севером. Оформление книги обращает на себя внимание: для фотовкладок использованы редкие снимки поэтов, в том числе и опубликованные впервые, а также автографы известных стихов Константина Симонова, Виктора Тимофеева и Николая Колычева. Немало открытий ожидает читателя: малоизвестные биографические факты о «звездных авторах», редкие поэтические опыты знаменитых прозаиков, забытые имена ушедших поэтов, новые лица современников.
Лейтмотив антологии слышится в строках Виталия Маслова:
***
В краю родном, так представлялось мне,
Над якорями – дерево могучее.
И я кружил, кружил по стороне,
Виток к витку на ствол канат накручивал.
И хорошо, что есть всему предел…
Где б я ни плыл, я верил в возвращение.
И счастлив тот, кто к старости сумел
В том устье встать, где принимал крещение.
Открывает книгу стихотворение Константина Случевского и не случайно, потому что именно он впервые рассказал читателям о Мурманском крае, убедил, что «ни Адриатики волна, ни Геллеспонт таким темнеющим не блещут изумрудом». Завершается сборник стихами шестнадцатилетнего Алексея Дежина, самого молодого поэта антологии, который в четырнадцать лет стал лауреатом региональной поэтической премии. И в этом поэтическом обрамлении заложена идея преемственности поколений.
В антологии четыре части:
«Какие здесь всему великие размеры»
«Не может русский родину забыть, пока не перестанет русским быть»
«Мир осенен из глубины небес»
«Мы пройдем сквозь молчанье и страх»
В первой части содержатся произведения поэтов, которые не были коренными мурманцами, но посетили Северный край. Во второй части представлены преимущественно тексты поэтов, стоявших у истоков мурманской литературы, земляков Дмитрия Коржова. Третья часть — это стихи авторов, которые родились в пятидесятые годы ХХ века. По словам самого составителя антологии «это, возможно, наиболее интересная часть книги: здесь представлены те, кто, восприняв вершины русской поэзии XX века — все, без купюр, успели состояться как профессионалы». В четвертой подборке решается другая задача антологии – представить читателю наших современников.
География авторов широка – есть коренные жители Кольской земли, есть уроженцы сурового северного края, покинувшие его волею судьбы, встречаются авторы, прожившие несколько лет на Севере и посвятившие ему толику творчества, но возвратившиеся на свою родину. И если поставить флажки на карте России, то она запестрит, стекаясь лучами к северу. Не менее удивительны сами судьбы поэтов. Где бы еще встретились песенники, фольклористы, учителя, и журналисты? Что может объединить гидрографа, ихтиолога, ссыльнопоселенца, хирурга, военного корреспондента, пенсионера союзного значения, Героя Советского Союза, водолаза-глубоководника, художник-иллюстратора, слесаря, капитана, киноведа и судового механика? Ответ один: любовь к Северу. Все эти непохожие люди создавали «Северный текст русской литературы», о котором так много говорят теперь.
Из автобиографических справок узнаешь, что некоторые поэты оставили после себя большое литературное наследие, а кто-то незаслуженно забыт. Есть авторы, прославившие себя песенными текстами, а другим удалось создать стихотворение, «ушедшее в народ» и как бы потерявшее авторство. Многие поэты написали сборники стихов о Кольской земле – Виктор Боков «Стежки-дорожки», Дмитрий Ковалев «Море, море», Николай Карпов «Северный базар», Аскольд Бажанов «Белый олень», Виктор Коротаев «Караульная сопка», Римма Маркова «Полярное солнце» и другие. Но и тем поэтам, которые посвятили лишь несколько стихов суровому северному краю (Константину Симонову, Юрию Визбору, Сергею Есенину, Григорию Остеру) в антологии уделено достойное место. Мы с удивлением узнаем, что Юрий Визбор ходил в Арктику с военными моряками и рыбаками, и там написал знаменитый текст песни «Милая моя», а Григорий Остер служил срочную службу на Северном флоте, и его первая книга увидела свет в Мурманске в 1974 году. В антологии есть два стихотворения Сергея Есенина, созданные им под впечатлением от поездки по Северу России летом 1917 года по маршруту Архангельск – Соловки: «Небо ли такое белое…» и «Райское селение».
Читатели откроют для себя прекрасные стихи Дмитрия Балашова, известного в стране прозаика-романиста, который писал стихи всю жизнь, но не решался их опубликовать. Будучи частым гостем Заполярья, он работал как ученый-фольклорист и создал великолепную книгу «Сказки терского берега Белого Моря», куда вошли сказки, былички и бывальщины Мурманской области. Поэтический язык Балашова так же прекрасен, как и его образная проза.
***
Когда прожито все и осенние листья в тревоге,
Словно карты мешает пропойный бродяга рассвет,
Уходи, остается земля и в полях остается дорога,
В никуда золотистой России рассеянный свет.
Одиночество, звоном встают над землею закаты,
И любимая женщина взглянет уже не любя.
Уходи от страстей, уходи от ненужной расплаты
За грехи, что свершить не пришлось. Уходи от себя.
В антологии со знаменитым коллегой соседствует такой же всенародно любимый и прославленный Валентин Пикуль, писавший стихи «в стол». Не один раз он обращался к теме Кольского Заполярья, связав свою жизнь с этим краем после Соловецкой школы юнг. «Марш мертвых команд» траурным набатом звучит со страниц книги:
***
Горнисты вскинули к звездам горны
И затрубили, не видя звезд:
Началась перекличка – сквозь штормы —
С норда на зюйд и с веста на ост.
— Тральщик «Запад»?
— Разорвало миной…
— Гвардейцы с канлодки «14-«БИС»?..
— А вы, с миноносца «Орлиный»?
— Сгорели…
Листая антологию, словно бродишь по ярким залам картинной галереи.
Вот зимние пейзажи: «По дуге сложились скалы в чудодейные дворцы» (Константин Случевский), «Мир песен долгих, край медвежий, старообрядцев голоса, огни печальных побережий и корабельные леса» (Андрей Эдоков), «Снегопада мягкие усилья — и в горах картина такова, будто зиму принесла на крыльях белая полярная сова» (Бронислав Кежун), «Вершины скал туманами повиты, и тихий бледно-розовый залив привел туда, где бьется Ледовитый, по-океански гневен и шумлив» (Николай Флеров), «Зима снегами укрывает разломы скал, дорог хребты. Метель протяжно завывает, взбивая снежные пласты» (Андрей Волков).
Картины покорения морской стихии: «Отлив, предышка — и снова, грозя коренастой волне, волна из пространства ночного о чем-то вещает во мгле» (Александр Ойслендер), «Море – моя могила и купель» (Алексей Лебедев), «У моряков лужены глотки. И тучи будто валуны. Железом врублены подлодки в породу грубую волны» (Дмитрий Ковалев), «Корабль мой упрямо качает крутая морская волна, поднимет и снова бросает в кипящую бездну она» (Николай Букин), «В солнечных брызгах трепещут рубахи! В лодьях гудят просмоленные доски. Кормщики зорки и пятятся страхи…» (Александр Логинов), «Корабль. Коробка из железа. Вокруг – вода: вблизи, вдали… За сотни миль от рощ и пожен, где звёзды стынут на плаву, где океан, как мир, тревожен, — я жить обязан и живу. (Владимир Смирнов).
И вместе со стихотворением «Плыть, плыть…» Николая Рубцова «мимо могильных плит, мимо церковных рам, мимо семейных драм…» мы погружаемся в мир и быт поморов. А каков этот быт? Как живут в суровом краю люди? «Жизнь плодоносна и кротка» (Борис Орлов), «Отлив и штиль. Песчаная коса. Чего здесь нет: изломанные весла, изодранные в клочья паруса, сетей обрывки и морские звезды, шары литых стеклянных поплавков» (Александр Миланов). От побережья мы проедем по всем городам и весям Кольского края. Вот и «Кандалакша» Александра Гитовича, «Лувеньга» Василия Анисисмова, «Варзуга» Ирины Поливцевой, Североморск в стихах «Опять в Североморске холода» (Сергей Сопель) и «Прогулка по Североморску» Анастасии Герасенко, «Тетрино» Ильи Виноградова, Хибины в произведении «Я уезжал…» Алексея Витакова. И, наконец, мы прибываем в Мурманск, которому посвящена значительная часть книги, возможно, из-за особого отношения к нему составителя Антологии Дмитрия Коржова, который пишет:
«Я люблю этот город солёный, сотворённый из моря и скал, на камнях к небесам вознесённый, не на час, не на день – на века…».
Именно Мурманску посвящена значительная часть книги.
***
Мурманск – набросок в карандаше.
Сопки покатые, ежик седых веток,
Кто бы художник ни был – взгляд его меток,
Остро отточен серый его карандаш.
(Елена Кожеватова)
***
…город за руку держит,
а, может быть, держит в плену.
Предъявляя туманы,
и волны, и корабли,
предлагает быть самой
счастливой у края земли.
(Ирина Четвергова)
***
Здесь все до мелочей о море говорит.
И пахнущий треской
«За тех, кто в море!» —тост,
И рыбною тоской торгующий киоск.
Здесь камни-валуны
Пробились через мох,
Как серый взмах волны,
Застигнутый врасплох.
(Игорь Козлов)
***
Мурманск…
Чайки, как голуби, бродят по крышам,
Дождь истерт в порошок, наподобье муки.
(Александр Шишкин)
***
Мурманск, город мой широкоплечий,
Грудью дамб улегся на залив.
(Александр Подстаницкий)
***
Мой город, ты — щемящая слеза!
Твои строители на славу постарались,
вписав в холодный приарктический пейзаж
всю теплоту индустриальной пасторали!
(Александр Абрамов)
***
Мурманск – каемочка,
Родины краешек…
(Виктор Боков)
В антологии представлено всё многообразие поэтических жанров, что порадует самых взыскательных читателей. Не случайно даже в названии говорится о поэзии Кольского края, то есть о стихах, рожденных здесь, но не ограниченных узким кругом тем. Есть произведения духовного содержания (стихи Галины Сиротинской, Дмитрия Ермолаева), философская лирика (стихи Андрея Кулюкина, Ильи Виноградова, Андрея Иванова, Игоря Панасенко, Владимира Соловьева, Петра Никитича, Евгения Гулидова), стихи о любви (произведения Ирины Рогозиной Ольги Мартовой, Елены Захаровой, Марии Плоскинной, Екатерины Гладышевской), юмористические истории (стихи Вадимира Трусова, Василия Рябкова, Николая Косухи, Юрия Хабарова, Сергея Кустова) и даже произведения для детской аудитории (Олег Бундур). Жанровое разнообразие особенно заметно в четвертой части книги, где собраны авторы — наши современники. Прослеживается тенденция ухода от чисто «тематического северного текста» к общечеловеческой проблематике поэзии. Если в первой и второй части книги последовательно доказывается, что Кольский край – не пасынок России, то третья и четвертая часть посвящена авторам, которые не хотят и не будут «провинциальными поэтами».
В антологии также представлена крупная поэтическая форма в виде отрывков (Андрей Душин «Мурманск. Поэтическая повесть», Викдан Синицын «Кижи», Константин Бельхин «Корабли уходят на восток», Борис Романов «Поэма о синей песне»), фрагментов циклов стихов («Варзуга» Полины Беспрозванной, «Геологи и Елисей» Александра Решетова).
И в завершении хочется привести северный рецепт счастья Людмилы Шершневой.
***
Нам бы жить с тобой –
не тужить.
Поселившись у моря Белого.
Будешь неводом рыбу ловить
И вишневую трубку курить,
На крылечке сидя обветренном.
Людмила Шершнева
Ирина Соляная
1 комментарий
Михаил Анатольевич Зверев
04.05.2022Дмитрий Коржов работал над этой книгой много лет. Впрочем, «Антология…» больше, чем просто книга, это скорее историческая эпопея о Кольском Севере, написанная поэтическим словом. Горжусь тем, что и мой скромный вклад внесён в этот фундаментальный труд.