«Народное, казавшееся вечным…» К столетию С. Викулова
13.09.2022Родное и исконное, деревенское, напевное, плавное и нежное расходится широкими звуковыми дугами в пространстве…
Помню зимние вечера.
Снова дует сегодня с севера.
Входит в валенках со двора
наша бабушка, Олексеевна.
Из подойника молоко
льёт в посудинки, дужкой брякая…
До спанья ещё далеко.
Ещё бабушка сядет с прялкою…
«Бабушкины песни» С. Викулова прольются духовным млеком, и упомянутые в стихотворение персонажи словно оживают тихими огнями простого счастья…
Песня не забывается: слышанная в детстве она влияет вибрациями своими на всю дальнейшую жизнь.
Главное – чтоб песня оказалась правильной.
Сухо и ярко пульсируют стихи Викулова о войне:
Когда в последний раз мы разрядили
стволы всех наших грозных батарей,
мир замер, ахнув:
«Всё же победили!»
В тот миг он озадачен был скорей,
чем изумлён:
великую загадку
явил собой наш воин!
Где ответ?
А он, устав смертельно, сбросил скатку.
Спиной к рейхстагу сел,
достал кисет
и, угощая тех, что подходили,
махрой, как будто дома, у крыльца,
сказал негромко:
«Вот и победили!»
И не добавил больше ни словца.
Будто проста была – немыслимая исполненная работа; будто не было ленты подвига, и чёрных буден.
Вечный солдат: побеждающий ради правды — вписан сильными и тугими, как гроздья, мазками в пространство поэзии, созидавшееся Викуловым.
Вот контраст – пейзажа и тяготы жизни: пейзажа, словно не имеющего отношения к жизни: которая не могла быть простой, когда речь о 1947 годе:
Солнечно. Снег ноздреватый и старый
тает, как будто горит.
Лес, на ветру разминая суставы,
черный покуда стоит.
Сосны кой-где зеленеют да елки.
Влагой вскипают ложки.
Русские бабы разбитым проселком
тащат на спинах мешки.
…он был из плазмы народа: Сергей Викулов: и пел народное, казавшееся вечным…
Всё изменилось…
Стихи Викулова остались памятником определённой эпохе.
…впрочем, скажем, стихи о природе, ощущаемой логично матерью, словно протянутые в пространство времён лучи: и спокойный стоицизм строк будто расшифровывает правильное отношение к матери:
Три клада у Природы есть: вода,
земля и воздух —
три её основы.
Какая бы ни грянула беда:
целы они — всё возродится снова.
Но если… Впрочем, в наш жестокий век
понятно всем, что это «если» значит.
О человек! Природа-мать ни рек
и ни морей
от глаз твоих не прячет,
ни росных трав, ни голубых небес…
Снова сияющая ясность определяет покрой стиха, снова – именно народная, из гущи времён и поколений идущая высокая простота диктует поэту стих.
Не прячет…
И прозрачность небес ощущается союзной росному блеску трав, и – человеческому сердцу, где сконцентрирована сильно душа…
Стихи Викулова душевны: они пронизаны тонким трепетом истинности.
Их подлинность – от росы и упомянутых небес.
Он был советским человеком – в лучшем смысле оного понятия: с полными представлениями о долге и чести, честности и порядочности.
Викулов не мог пережить трагедию распада СССР: трагедию, умножаемую на дуроломство…
Ныне, после тридцати с гаком лет постсоветских барахтаний, распад Союза воспринимается смесью катастрофы и преступления, и Викулов писал – тогда, давно:
Ещё один заканчивался год
«Великой перестройки», и народ
Толпился с номерами на ладонях
В очередях, и в русском «белом доме»
Кипел законотворческий базар…
А в полночь, как о том вещали «Вести»,
Упали Серп и Молот
с Флагом вместе,
Упали прямо в грязь, на тротуар.
И Серп спросил у Молота: — Мой друг,
Так что, союзу нашему каюк?
— Выходит, так — ответил гулко Молот. —
Союз Серпа и Молота расколот.
Труд заменит спекуляция, банкир и бандит станут героями: разумеется, поэт не примет подобного антиуклада.
Социальность всегда сильными струями пропитывала поэзию Викулова: нельзя оставаться в стороне!
Снова проносились ленты стихов, живописующих деревню: с болью и нежностью:
Стихи мои о деревне,
и радость моя, и боль!
Кто зову земли не внемлет,
едва ль вас возьмёт с собой
в дорогу — развеять дрёму…
Глухому к земле, ему
стихи про Фому-Ерёму,
сермяжные, ни к чему.
Возникала она – уходящая в прошлое, кормилица-деревня, возникала нотами нежности и печали, глубины и того тонкого чувства, которое сложно определить однозначно: любовь к родине умножаемая на тайные ощущения её значительного грядущего…
Ритмы Викуловы были чёткими, как рисунок.
И, оставаясь памятником эпохе, поэзия его разворачивалась и в дали дальние: чтобы и там благовестить о сильном и ярком прошлом, которое нельзя забывать.
Александр Балтин
фото взято из открытых источников
1 комментарий
Инга
17.09.2022Спасибо, Александр, лучше не скажешь: поэзия Викулова остаётся с нами, чтобы
«благовестить о сильном и ярком прошлом, которое нельзя забывать».