«Мы умираем, когда задача пребывания на земле выполнена…» Неистовые гаммы Леонида Губанова
11.10.2022В его поэзии, словно вспыхивающей рваными факелами в духовной ночи, волокнами цвела необыкновенная яркость, сплетаясь с языковой неистовостью…
Казалось, так должен быть расписан Китеж, всё никак не всплывающий из-под метафизических вод вечности, или – такими вспышками цвета полыхала некогда вещая, вечная Византия, вновь и вновь расходящаяся кругами мозаик и эмалей в поэзии Л. Губанова, имевшей к ней, конечно, такое условное отношение…
Но единственное стихотворение Губанова, при жизни попавшее в печать, было сдержано по тону, векторно выверено по мысли, и сильно било в бубен сознания:
Холст 37х37
Такого же размера рамка.
Мы умираем не от рака,
И не от старости совсем.
Словно раскалённая нить экзистенциального опыта проходит сквозь недра стихотворения: мы умираем, когда задача пребывания на земле выполнена…
Выполнил ли свою Губанов, соответствуя собственному поэтическому афоризму?
…мы пройдём сквером советской жизни, под портретом Брежневу и позабытым членам политбюро, мы увидим тогдашних мам, возящих тогдашние же коляски, и, выйдя из зелёных пределов, зайдём в гастроном, купим водки, чтобы отправиться на квартиру, где будут подпольно бушевать стихи, которые цензура никогда не пропустит в печать.
Водки надо много: если читать будет Губанов: молодой и неистовый, с горящими глазами, знающий, что старым ему стать не суждено, надеющийся на литературное посмертье, не представляющий, что литература рухнет – вместе с советской империей, став никому не нужной, отойдя в разряд развлечений.
…ахнет словесный напор, и стихотворение, посвящённое такому же запретному Александру Галича, разлетится гирляндами цветных брызг:
Молись, гусар, пока крылечко алое,
сверкай и пой на кляче вороной,
пока тебя седые девки балуют
и пьяный нож обходит стороной.
Молись, гусар, отныне и присно,
на табакерке сердце выводи,
и пусть тебя похлопает отчизна
святым прикладом по святой груди.
Молись, гусар, за бочками, бачками
на веер карт намечены дуэли,
да облака давно на вас начхали,
пока вы там дымили и дурели.
Кажется – ритм стихотворения пьян, и строчку иную некогда поправить, пусть остаётся, проглатывая необходимый слог: главное – успеть выдохнуть, «дописать роман до последнего листочка».
Это чувство, похоже, владело Губановым постоянно, забирая сильнее и сильнее, требуя всё больше и больше утешительного алкоголя: успеть!
Что там успех!
Едва ли он работал над стихом: как тут? когда раздирает сознание, молниями раскалывает мозг…
…И когда голова моя ляжет,
и когда моя слава закружит
в знаменитые царские кражи,
я займу знаменитые души.
Сигареты мои не теряй,
а лови в голубые отели
золотые грехи бытия
и бумажные деньги метели.
Суггестивные стихи – рассчитанные на волокна ассоциаций, что вплетутся в читательские души; и легко танцующая где-то вдали девочка слава(у Феллини в киноновелле из комбинированного фильма «Три шага в бреду» — такая же девочка-смерть) всё улыбается, улыбается…
Становясь меньше и меньше…
Стихи жгли и резали – нанося душе раны и ожоги: требуя публичности:
Всё переплыл, всё переплавил
и с красной нитью переплёл,
от непонятных слов избавил,
а все понятные – извёл,
истосковал, забыл, измерил,
и йод заката наутёк
пустился, перепутав берег,
где я тебя всю жизнь берёг.
Странные стихи: загадочные, как словесные ребусы, ошарашивавшие, небось, самого поэта.
Неистовые стихи – кружащие стремительными виражами, отражённые витражами советской истории, вспыхивающие попутными звёздами блуждающего рассудка…
Отчасти – сумасшедшие: перечитывая Губанова, словно убеждаешься в правоте Аксентия Поприщина, утверждавшего:… люди воображают, будто человеческий мозг находится в голове; совсем нет: он приносится ветром со стороны Каспийского моря…
Стихи Губанова…отчасти стремящиеся постичь громады тайн человеческого мозга, где нейронов больше, нежели звёзд в небесном пространстве.
Бездна небесная всегда влечёт, пугая: прыгнуть и улететь – или: растворится, сделавшись воздухом.
Может, падая в алкогольные просторы, Губанов и мечтал об этом?
…вновь разлеталась осенняя, византийски-избыточная многоцветность: вновь таинственно зажигались краски невероятного Китежа:
Где ясли ясных глаз закроют,
где все морщины эмигрируют,
где дети выбегут за кровью
с посудою, наверно, глиняной,
где вдруг становится так жарко
от тени собственной на дереве,
где на поэмах спят ушанки…
Губанов волхвовал, ожидая будущего, не веря в него…
Он волхвовал, созидая свой свод, разбрасывая пёстрые вороха стихов: там и здесь, сам став персонажем самого таинственного, такого странного, но и – такого тёплого романа Ю. Мамлеева «Московский гамбит»; сделавшись легендой советского литподполья, разгоняясь дальше и дальше…
Только танцующая и манящая девочка-слава оказалась, увы, девочкой-смертью: почти из Феллини.
Как и было сказано.
Александр Балтин
фото взято из открытых источников
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ