Время войны между нарративом и реальностью
13.12.2022Дом, разделившийся в себе, может ли устоять? Свщ. Писание говорит: «Не устоит». А в чём проблема? Откуда пришло разделение? Из спущенных на страну враждебных единству нарративов. А что удерживало единство до того? Иная реальность? Да, но реальность не стоит без нарратива.
Что такое этот самый нарратив в данном случае? Это некое повествование, навязанное обществу извне посредством технологий влияния и подаваемое как единственно верное — т.е. отражающее реальность. Это установка на то, КАК надо мыслить о том или ином явлении реальности. Кстати понятие «грех» отвечает на вопрос КАК, а не ЧТО. Немудрено, что целостность начинает трещать по швам — грех пришёл в общество, накрутка страстей не может не сработать.
Важно понять, что такого рода нарративы не столько отражают реальность, сколько конструируют её. То есть, если не заниматься конструированием своей реальности, если только потреблять реальность, однажды можно проснуться в реальности, которая кем-то переформатирована против тебя, и даже камень в ней сражается против — не только люди, взятые в плен чуждым нарративом.
Нарратив, как змея вползает в социальное пространство сквозь узкие щели и трещины, которые всегда есть. Что же делать? Отдаваться потоку, созданному кем-то против тебя — верная погибель. А можно ли не поддаваться? Бездействуя — нельзя, но если в противовес действовать, если творить своё, творить себя, а не просто прозябать — можно.
Распаду противостоит созидание — ТОЛЬКО! Всё, что не созидается снова и снова, что не воспроизводит себя, непременно исчезает, умирает.
Тело — социальное или биологическое — распадается в результате гибели. Смерть наступает прежде распада. Значит прежде утраты целостности происходит утрата чего-то более важного — жизни как таковой.
Впадание в грех всегда приводит к смерти. Грех социальной системы — уход из своего собственного нарратива в чуждый, делающий её не жизнеспособной.
Это как если бы части тела, скажем, осьминога забыли, что собираются в осьминога и пытались сложиться в слона, например. Представьте трагикомизм ситуации, когда щупальцам внушили мысль о том, что они могут и даже должны быть слоном, потому что слоном быть удобнее. Как забано наблюдать извне за таким глупым распадающимся заживо осьминогом, который решил сменить идентичность — вопреки реальности.
Да, реальность не только конструируется, но и существует до человеческих нарративов, ибо она сотворена Богом посредством Его, Божьего, Нарратива — Слова. И пока человеческие нарративы не противоречат Слову, пока они содействуют развитию жизни, до тех пор они и не убивают. Но если слона приговорить быть страусом, страус исчезнет, а слон не появится.
Мы живём во времена тотальной лжи, которая ничего не создаёт, но она подаётся настолько грамотно с точки зрения технологии, что восприятие большинства людей безоружно и потому по-рабски подчиняется, не замечая подлога.
Технологии оболванивания встали на рельсы Бога, а это значит они противостоят Богу по определению. Химеры, которые ложь строит в головах обреченных, не имеют ничего общего с реальностью, в которой можно жить. А где же созидание? Чем заняты созидательные силы мира? Если деструкция побеждает, то это верный признак того, что человеческое созидание уже поймано в сети лукавством нарратива распада. Они если и пытаются строить, то строят что-то не то, что-то не способное жить, потому что отошли от главного Божьего повествования, создающего в нас жизнь.
* * *
Мы носим бремя своей глупости и глупости ближних, пока оно не становится непосильным — пока не начинается тот или кризис. Возможно, главное в кризисе именно это — глупость достигла критического предела, с ней надо что-то сделать. Надо осмыслить происходящее, понять в чём причина проблем — где и когда они начинаются.
Чем более осведомлен человек, тем в более далёкие дали он может обратиться мыслью в поисках ответа. Мудрость тогда — в знании пределов и способности их переходить, когда надо, понимая, что это переход в запределье.
Глупость — это отсутствие понимания. Но вот рука, которая отдергивается от горячего — она же не понимает, что делает, но делает. Человеческая глупость и на это не способна — именно потому, что человеческая. Человеческую глупость можно сделать глупее, чем она есть, внушив ей мнение о себе — будто она понимает (рука этого о себе не мыслит, а то бы кто знает что она натворила — рука просто подчиняется мозгу). А человеческую глупость можно завести в любые дебри — так чтобы даже путь немыслящей руки из примера выше был для неё невозможен. А это какой путь? Путь послушания чему-то большему, чем ты, но единому с тобой.
Вот этот выход за пределы себя, способность быть в контакте с тем, что больше меня — дар, позволяющий нам общаться с Богом, и, в то же время, возможность для политтехнологов менять нашу идентичность, подменяя собой Бога (высшую инстанцию, которой Я по природе своей хочет подчиняться как благу). Вот тут проступает суть понятий Христос и Антихрист. И тот, и другой пользуются одной природной клавиатурой в нас, но для противоположных целей. Один действует в наших интересах и за нас, другой — против нас (в том числе против нас как Целого).
Светлана Коппел-Ковтун
фото автора
художник С. Кулина
1 комментарий
Михаил Александрович Князев
14.12.2022Как убежденный атеист не могу согласится, что Слово Божье есть нарратив. Для искренне и глубоко верующих людей Слово Божье , Слово Библии есть Истина жизни. А нарратив есть вот такие фразы, которыми изобилует эта статья. Как и вся, ссылающееся на Слово Божье, писанина. Которая сейчас модная, т.к. взята на вооружение нынешней властью, абсолютно не совместимой со Словом, т.е. есть нарратив в речах и делах. В моем мировоззрении нет место ничему сверх моего Сознания,ибо для меня Слово науки, Слово Познания есть Истина. Поэтому я Отвечаю за себя и мир. А все религии в мире безответственны, ибо они нечто сверх человека, называемое Богом, превратили Ответственным за людей. Верующий человек Безответственнен по определению.