Вы здесь: Главная /
НОВОСТИ /
«Зачем сие аристократу?». К 310-летию смерти Э. Шефтсбери
«Зачем сие аристократу?». К 310-летию смерти Э. Шефтсбери
01.02.2023
/
Редакция
Наблюдение и телеология, объяснение развития мира с помощью конечных, целевых причин; плюс эмпиризм, конечно: киты, на которых строил свою философию граф Шефтсбери, чьи три тома «Характеристики людей…» открывают богатые поля плотно возделанной мысли.
Аристократ, получающий домашнее воспитание, в котором принимал участие Д. Локк, работавший в доме лорда-канцлера: деда философа.
…для изучения человека необходимы не только наблюдения: нужно держать в уме цель человека, его предназначение; ибо наблюдение и телеология должны идти рука об руку.
Шефтсбери учится в Винчестерском колледже: не находя, впрочем, общего языка со сверстниками; он покидает учебное заведение, отправляется в путешествие…
Затем ведёт тихую, учёную жизнь в Англии и Нидерландах: по возвращение из которых, официально наследует графский титул и погружается в политические дела, принимая активное участие в выборах 1700-1701годов…
Тень Бруно: мага и тайнознатца, ложится на многие мысли Шефтсбери, очевидно мечтавшего об улучшение человеческой породы, и искавшего пути воплощения оной мечты.
Практически не публиковался при жизни: зачем сие аристократу?
А ведь именно он сказал:
«Когда человек ладит с самим собой, он ладит и с миром»
Добро включал в систему социальных отношений, полагая его неотъемлемой и сущностной данностью человека: в лучшем аспекте оного.
Быть добродетельным – значит, быть счастливым; Шефтсбери критикует эгоизм, полагая его извращением человеческого естества; мотив поступка чаще важнее поступка.
Этическое и эстетическое родственны, ибо добродетель прекрасна.
Философия Шефтсбери строга и стройна; она пронизана лучами стоицизма, и, кажется, сама лучится добродетелью…
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ