Григор Апоян: Сам с собой. Диалог
08.07.2023– Григор, я хочу задать тебе несколько вопросов.
– Задавай, я не боюсь.
– В этом может быть что-то страшное?
– Самое страшное. Ты часто получал искренние ответы на свои вопросы?
– Почти никогда.
– В этом все дело. Люди боятся правды. Потому они придумали искусство. Это не я сказал.
– Разве искусство не есть отражение правды?
– О, нет. Искусство есть только искусство и больше ничего. Это сказал все тот же мудрый человек.
– Значит, оно ничего не стоит?
– Наоборот, оно стоит очень дорого. Именно потому, что оберегает нас от правды. Оно создает идеалы.
– Значит, оно близко от правды?
– Настолько, насколько близок человек к идеалу.
– Значит, далеко?
– Это не такой простой вопрос. Видишь ли, каждый человек считает себя идеальным, пусть это далеко не так, и он сам прекрасно знает, что это совсем не так. Но он не может ничего с собой поделать, да и не имеет права думать по-другому: если он откажется от этой мысли, он будет вынужден добровольно отдаться на заклание окружающей его стае человеков. Это противоречие, этот разрыв сознания и формирует истинное отношение человека к идеалу, его реальную готовность работать над собой, совершенствоваться.
– И это продуктивно? Он продвигается хотя бы чуть-чуть к заявленному идеалу?
– Вряд ли здесь можно говорить о каком-то прогрессе.
– Зачем тогда человеку идеалы?
– Видишь ли, у человека много свободного времени. И это его проклятье – у него появляется возможность думать. Не о том, как добыть дичь, или вырастить хлеб, а просто думать – о том, что такое жизнь и что такое смерть, можно ли быть действительно свободным и что такое, наконец, правда. Это ужасные вопросы. Именно потому нищий всегда счастливее богача – он озабочен лишь очень простыми, необременительными проблемами. Богачу нужны идеалы – для чего жить, чего добиваться. Это и есть искусство.
– Разве это не называется – философия?
– В сущности, философия есть часть искусства. С той же степенью уверенности можно сказать, что философия есть философия и больше ничего. И выполняет она абсолютно идентичную функцию. Просто философия есть высшее искусство, доступное немногим.
– И эта же функция – не дать человеку умереть от правды?
– Да, хотя философия, вроде, по своему назначению ищет правду. Но опять же только для того, чтобы не дать человеку умереть от нее. Точнее, поисками правды она уводит человека от самой правды. А единственное название правды – смерть. Смерть – абсолютная истина. И мудрец, когда говорил, что искусство дано человеку, чтобы он не умер от правды, под «правдой», конечно, подразумевал все трудности жизни, и, прежде всего, самую ужасную ее трудность – смерть. Но я бы все-таки сказал, что искусство дано человеку, чтобы он не умер от несвободы.
– У вас не останется разногласий с мудрецом, если принять, что правда и есть несвобода.
– Точно. Людям кажется, что правда, как раз, и есть символ свободы, но они просто путают возможность говорить правду с самой сутью правды. А суть ее – действительно несвобода, рамки. Именно она, правда, жестко и безоговорочно очерчивает наши пределы, показывает нам наши возможности и нашу суть.
– И где в итоге оказывается искусство?
– Искусство – это единственная сфера человеческой деятельности, где не существует никаких императивов. Художник всегда свободен, как вольная птица. В этом вся прелесть и единственный признак искусства; оно дает возможность художнику творить красоту, как он ее понимает.
– А что считать достижением в искусстве?
– Эту самую красоту.
– Ей можно дать определение?
– Нет. Не может быть никаких всеобщих критериев.
– ?
– Я могу сказать так: Бог, идея Бога – это высшее искусство, ибо есть, если вдуматься, самый отчаянный уход человека от правды. Все остальное – производные от этой главной идеи.
– Уход от правды – это уход от себя?
– В любом деле, и в особенности — в искусстве, успеха, настоящего успеха может достичь только тот, кто способен хотя бы на время отрешиться от собственной персоны – от собственных проблем и забот, а самое главное – от собственных амбиций.
– Но ведь искусство – всегда восторг, пусть это даже горючие слезы?
– Для зрителя, слушателя – да; для творца изначально это тяжкий труд души, но и восторг беспримерный, конечно. Надо отметить, что чем дальше, тем больше искусство оборачивается вовнутрь личности; творец пытается понять и уловить тонкости своей собственной души, а не широких народных масс. Поэтому отзвук на его страдания (а искусство – это всегда страдание) будет обнаруживаться все в меньшем количестве реципиентов, в пределе – он останется единственным потребителем собственного искусства. И это – слияние с богом, то есть с самим собой.
– Но творец нуждается в аудитории.
– Да, конечно. Не стоит тут говорить о важной, но банальной проблеме куска хлеба, его можно добыть и другим путем; прежде всего творец нуждается, остро нуждается в верификации своих страданий, по сути, в определенном сочувствии. Пока нуждается.
– Неужели ты на самом деле думаешь, что когда-нибудь творец останется единственным потребителем своего искусства?
– Если честно, не уверен. Но все, вроде, к тому идет. Слезу своим искусством может вышибить только тот, кто сам плачет, когда творит. И именно эти его слезы самый драгоценный дар, выпадающий на долю человека, творца. Все остальное вторично.
– Но ведь далеко не все люди творцы. Как же будет решаться вопрос окормления всех остальных?
– Я же говорю об очень далекой перспективе, когда человек не сможет не быть творцом. Кажется, ортодоксальные еврейские ученые идут по этому пути.
– Это не утопия?
– Да, наверное. Ты не замечал, когда мы говорим не о технике, науке, космосе и т.д., а о человеке, мы больше концентрируемся на надеждах, ожиданиях, мечтах несбыточных.
– Это хорошо, или плохо?
– Чаще плохо, потому что некрасивые люди используют эту чистоту во зло, но это и хорошо, ибо таким образом сохраняется вера в светлое будущее и поощряются шаги к нему.
– А что для тебя конкретно есть символ красоты?
– Мысль. Она беспредельна. Она всегда стремится к совершенству.
– Это должно порождать страдание; ведь совершенство недостижимо.
– Да, я страдаю, как ты.
– Это помеха счастью?
– Может быть, единственный путь к нему.
– Ты бы рискнул дать определение понятию «счастье»?
– Наверное, единственно возможное определение счастья – это ощущение не принуждаемой принадлежности. Оно переходит в свою противоположность, не-счастье, как только принадлежность воспринимается, как принуждение. Потому семейное счастье редко бывает долговечным.
– Какое счастье может быть долговечным?
– В принципе оно единственно достижимо в ощущении безусловной принадлежности самому себе, своим идеалам. Самодостаточность человека определяет его душевное равновесие. Это не означает, однако, что он обязан отрешиться от суетного мира.
– Ты не отрешился от суетного мира?
– Нет, конечно – это бы означало отрешиться от любви. Есть ряд общностей, к которым я себя вполне добровольно отношу. С определенными оговорками, конечно.
– Эти общности создают проблемы?
– У нас нет проблем – мы никому не сделали зла.
– Но, наверняка, вам хотят сделать зло.
– Это их проблемы.
– Они могут его сделать на самом деле.
– Мне будет их жаль.
– Ты будешь мстить?
– Зачем мне их проблемы? Я хочу умереть спокойным.
– А если они сделают тебе больно?
– Нам было очень больно, когда мы рождались. И будет больно, пока живем. Жизнь – это терпение.
– От чего же ты защищаешься, если боль уже сидит в тебе столь глубоко?
– От своей совести. Она беспощадна.
– А как же они?
– Здесь я бессилен. Я могу только казать им пример.
– Ты думаешь, они когда-нибудь поймут?
– Я не могу сделать ничего сверх того. Моя месть не утешит мою боль и не очистит их совесть.
– Как долго это будет продолжаться?
– Очень долго. Может быть, всегда.
– Ты хочешь сказать, что вы безупречны?
– О, нет! Я слишком далеко ушел от животного, чтобы безоговорочно во всех ситуациях прощать и поддерживать своих. Даже их малые изъяны больно режут мне глаза, а чужим я, как раз, могу простить и большие прегрешения.
– Ты можешь быть счастлив?
– Я говорил только о спокойствии.
– Хорошо. Ты можешь быть спокоен?
– Ты ранишь меня в самое сердце. Задавай эти вопросы себе.
– Ты – мудрец.
– Я никогда не говорил о себе такое. Видишь, и ты поставил меня в тупик.
– А мудрец – это кто?
– Я думаю, мудрец тот, кто в состоянии воспринимать жизнь такой, какая она есть. В принципе, это очень сложная наука. Примирение со вселенской несправедливостью.
– Значит, мудрец тот, кто отказывается от борьбы?
– Борьба многообразна. Некоторым кажется, что борется только тот, кто с копьем наперевес идет против ветряных мельниц. Находить способы умиротворения – гораздо более сложная и благородная задача. Это и есть борьба мудрости. Успеха в этой борьбе можно достичь только при умении, способности понимать чужую боль, даже если это кусок кирпича.
– Так может говорить только тот, кто сам ведет подобную борьбу.
– Мои возможности очень скромны, но я стараюсь.
– Получается, что ты все-таки мудрец?
– Будет правильнее сказать, что я стремлюсь к мудрости. Обрати внимание – почти бессознательно. И вряд ли я когда-нибудь доберусь до ее самых низших ступеней. Мудрость, очевидно, выражается прежде всего в том, что больше слушаешь и размышляешь, меньше – говоришь. Идеал мудреца – абсолютный молчун. Я, как видишь, не могу удержать свою речь.
– Многие называют тебя учителем.
– Я не позволяю этого.
– Почему? Ты ведь на самом деле учишь людей.
– Да, многие испрашивают у меня совета, и я помогаю, когда это в моих силах. Более того, я могу даже принять плату за какое-то обучение, но допустить, чтобы меня называли учителем, не могу – я не терплю неравноправных отношений. И я категорически не приемлю подобострастия – оно унижает прежде всего меня.
– Ты любишь жизнь?
– Да, пока дышу.
– Ты можешь дать этому объяснение?
– Нет.
– Почему?
– Любой ответ будет неполным.
– В чем для тебя радость жизни?
– В возможности наблюдать.
– Ты искренен?
– Абсолютно.
– Ты хочешь сказать, что еда, секс не увлекают тебя?
– Увлекают.
– О чем ты тогда говоришь?
– И в сексе меня более всего привлекает возможность наблюдать. Любого это привлекает более всего. Просто осознают очень редко. Почему, по-твоему, так ценится секс с девственницей?
– У тебя было много девственниц?
– Ни одной. Но я найду девственность и в проститутке.
– Ты счастлив?
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ