Воскресенье, 24.11.2024
Журнал Клаузура

Поэзия как нравственный выбор

Презентация книги о творчестве Валерия Дударева в библиотеке № 186

Умеют ли сегодня люди цифрового эона отличать желаемое от действительного, понимать, где идеальное и материальное, добро и зло, чет и нечет? Человек, смотрящий в даль времен (выражение филолога и историка А. Н. Веселовского), жил в системе бинарных оппозиций, различая свое и чужое, живое и мертвое. А сейчас не стерла ли цифровизация эти грани?

У нас должно быть развито художественное мышление, чтобы видеть швы жизни и постигать ее в целокупности. Без настоящей поэзии невозможно бытие русского человека, невозможна и подлинная любовь, ибо и поэзия, и любовь имеют апофатические основания в России. Но как противостоять цифровизации? Как обжиться настоящему Логосу в цифровом мире, который сегодня дает возможности любому и каждому писать что угодно и как угодно? Сразу вспоминается известное стихотворение Давида Самойлова:

Вот и все. Смежили очи гении.

И когда померкли небеса,

Словно в опустевшем помещении

Стали слышны наши голоса.

Тянем, тянем слово залежалое,

Говорим и вяло и темно.

Как нас чествуют и как нас жалуют!

Нету их. И все разрешено.

Нужны художественные литературные мастерские, чтобы совершать открытия, показывать пластику стиха. Такая мастерская была при журнале «Юность», которую вел русский поэт Валерий Дударев (будучи главным редактором издания в 2007–2019 годах), ценивший ахматовскую нетаковость, кривизну в поэзии. Одно из программных его стихов «про лошадь» поражало воображение критиков и простых читателей неожиданностью образа:

Нет стихов хороших.

Нет стихов плохих.

Есть в деревне лошадь.

Лошадь — это стих.

Сколько любви здесь проявлено к одному из самых важных для понимания русского национального космоса животных — к лошади! И эта поэза-лошадь сегодня нуждается в колоссальном осмыслении. Именно с художественного чудесного бега коня, Сивки-Бурки, коня, усаженного русским крестьянином на верх избы (поэт С. А. Есенин писал об этом в трактате «Ключи Марии»), началась презентация новой книги, посвященной изучению положения поэзии в цифровую эпоху, в московской есенинской библиотеке № 186 (речь идет о первой части коллективной монографии «Поэзия в цифровую эпоху. В художественном мире Валерия Дударева»). Внимательные студенты Института славянской культуры РГУ имени А. Н. Косыгина задавали вопросы о профессии филолога и состоянии современной поэзии сегодня. Ответ тут может быть один: без любви к художественному слову невозможно его понимание. Сначала любовь или понимание? Думается, что все-таки любовь. Цифровая, сетевая любовь тут никак не подходят, чтобы постичь тайну Логоса, тайну этой кривенькой и усталой лошаденки, на которой русский человек и землю пашет и которую в небо возносит!

Положение у русской поэзии тоже одно — единовластное. Может быть, кому-то и покажется это весьма оптимистичным заявлением, но речь тут идет не столько о сегодняшнем дне, с которым всегда спорит художник слова, сколько о целой традиции, об укладе жизни в литературоцентричной России. У русского человека давно есть национальная идея — и это наша поэзия. В другом «маленьком» стихотворении Валерия Дударева, главного героя книги, тоже находим в фольклорной форме ответ (через время-бремя) на то, как нужно жить сегодня:

Пока вальяжная Европа
Частушки русской не споет —
Она Россию не поймет.

Помните, как В. Маяковский настаивал в эссе «Как делать стихи?» на использовании форм русской частушки в современной поэзии? Наш фольклор — духовная база, на которой зиждется и поэзия, и бытие русского народа. А фольклор, сказка особенно, предлагая свободу выбора культурному герою, показывает тем самым и его нравственную ответственность. Это ли не есть настоящая поэзия?

Сегодня, приобщаясь к законам художественного мышления русских поэтов, мы следуем за ними тропами любви к русской культуре, фольклору, укореняемся в формулах, простирающихся в даль времен. Читать настоящую поэзию — делать свой нравственный выбор каждый день. Такой выбор сделали в своей жизни студенты, филологи Института славянской культуры 2 марта в есенинской библиотеке Москвы.

Марианна Дударева,

доктор культурологии,

профессор кафедры общей и славянской филологии ИСК РГУ им. А. Н. Косыгина


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика