Четверг, 21.11.2024
Журнал Клаузура

Иммерсивное искусство: Погружение в творчество или его дно?

В последние годы мы наблюдаем стремительный рост популярности иммерсивного искусства — направления, которое позволяет зрителю стать непосредственным участником художественного процесса, погрузиться в созданную автором реальность. Этот новый вид искусства активно использует современные технологии, такие как виртуальная и дополненная реальность, проекционные системы и интерактивные инсталляции, чтобы создать уникальный многосенсорный опыт для аудитории.

В этом небольшом исследовании я постараюсь донести суть иммерсивного искусства, его положительные и отрицательные аспекты, а также определить основную аудиторию как творцов, так и потребителей этого направления.

Иммерсивное искусство можно определить как форму художественного выражения, которая стирает границы между зрителем и произведением, вовлекая аудиторию в интерактивное взаимодействие и создавая многомерную среду, воздействующую на различные органы чувств. В отличие от традиционных форм искусства, где зритель является пассивным наблюдателем, иммерсивное искусство предлагает активное участие и возможность влиять на развитие художественного нарратива.

Яркими примерами такого подхода являются работы коллективов, как TeamLab*, которые используют цифровые проекции, свет, звук и датчики движения для создания динамичных и отзывчивых пространств, реагирующих на присутствие и действия зрителей.

Основываясь на своих наблюдениях и вышесказанном, попробую дать академическое определение этому искусству:

Иммерсивное искусствоэто художественная практика, которая стремится к полному погружению зрителя в созданное пространство, используя современные технологии и интерактивные элементы для создания многосенсорных и динамичных сред, где границы между зрителем и произведением искусства стираются, превращая их в активных участников происходящего.

Или ещё одна уникальное авторское определение иммерсивного искусства, которое немного изменю и сформулирую следующим образом:

Иммерсивное искусство — это трансформативный художественный опыт, который размывает границы между реальным и воображаемым, приглашая зрителя стать соавтором и исследователем новых измерений восприятия, где технологии и творчество сливаются воедино, создавая захватывающие и глубоко личные переживания.

Иммерсивное искусство: Что хорошего?

Иммерсивное искусство обладает рядом преимуществ, которые делают его привлекательным для широкой аудитории. Одним из ключевых достоинств является его способность оказывать мощное эмоциональное воздействие на зрителей. Благодаря многосенсорным элементам, таким как визуальные эффекты, звуковое сопровождение и тактильные ощущения, иммерсивные инсталляции создают глубокое погружение в художественное пространство, вызывая сильные эмоциональные реакции. Это делает иммерсивное искусство эффективным инструментом для передачи художественных и социальных посланий, позволяя зрителям не только воспринимать идеи автора, но и проживать их на личном опыте.

Другим положительным аспектом иммерсивного искусства является его доступность и вовлеченность аудитории. В отличие от традиционных музейных экспозиций, где зрители часто ограничены ролью пассивных наблюдателей, иммерсивные инсталляции приглашают к активному участию и взаимодействию. Посетители могут исследовать пространство, взаимодействовать с объектами и даже влиять на развитие художественного нарратива. Такой подход делает искусство более доступным и привлекательным для широкой публики, особенно для молодого поколения, выросшего в эпоху цифровых технологий и интерактивных развлечений.

Кроме того, иммерсивное искусство обладает значительным образовательным потенциалом. Интерактивные выставки могут служить увлекательными платформами для обучения, сочетая в себе элементы искусства, науки и технологий. Погружаясь в многомерную среду, посетители получают возможность активно исследовать и усваивать новую информацию, что способствует более эффективному запоминанию и пониманию сложных концепций. Кроме того, иммерсивные инсталляции часто затрагивают актуальные социальные и экологические проблемы, стимулируя критическое мышление и побуждая зрителей к размышлениям и дискуссиям.

Бесспорно, иммерсивное искусство предлагает уникальный и захватывающий опыт, который не только развлекает, но и просвещает, вдохновляет и трансформирует зрителей. Его способность вызывать сильные эмоции, вовлекать аудиторию и служить образовательным инструментом делает его ценным дополнением к современному художественному ландшафту.

Критика иммерсивного искусства

Несмотря на растущую популярность и привлекательность иммерсивного искусства, оно не лишено недостатков и подвергается критике со стороны как профессионалов экспертов, искусствоведов, так и любителей. Одной из главных проблем является коммерциализация и поверхностность некоторых иммерсивных выставок.

В погоне за прибылью и массовой аудиторией организаторы могут жертвовать художественной ценностью и глубиной, создавая впечатляющие, но бессодержательные инсталляции. Такой подход может привести к упрощению и обесцениванию искусства, превращая его в развлекательный аттракцион, лишенный смысла и идейного наполнения.

Примером провальной и поверхностной иммерсивной выставки является «Van Gogh: The Immersive Experience», представленная в Бостоне. Эта выставка подверглась значительной критике за неспособность глубоко исследовать жизнь и творчество Винсента Ван Гога.

Van Gogh The Immersive Experience. Фото с сайта: The Tufts Daily — https://www.tuftsdaily.com/article/2021/12/van-gogh-the-immersive-experience-fails-to-paint-a-compelling-picture

Основные проблемы выставки заключались в том, что она лишь поверхностно касалась биографии и художественного пути Ван Гога, предоставляя мало информации о его жизни и борьбе, что разочаровало многих посетителей, ожидавших более глубокого погружения в мир художника. Кроме того, многие из представленных визуальных элементов, такие как проекции и 3D-модели, были выполнены на низком уровне, создавая впечатление дешевой постановки, а не профессиональной выставки. Выставка также была воспринята как попытка быстро заработать на популярности Ван Гога, что проявлялось в дополнительных платных аттракционах, таких как VR-комната, и завышенных ценах в сувенирном магазине.

(Источник: The Tufts Daily)

Кроме того, критики указывают на технические ограничения иммерсивного искусства. Использование сложных технологий, таких как проекционные системы, датчики движения и интерактивные элементы, может быть нестабильным и подверженным сбоям. Технические неполадки способны нарушить целостность художественного замысла и испортить впечатление от выставки. Зрители, столкнувшиеся с техническими проблемами, могут разочароваться и потерять интерес к иммерсивному искусству в целом.

Еще одним недостатком иммерсивных инсталляций является их ограниченная доступность для людей с особыми потребностями. Многие выставки не учитывают нужды посетителей с ограниченными возможностями, что может сделать их недоступными или трудными для восприятия. Отсутствие инклюзивного дизайна и адаптивных технологий ограничивает аудиторию иммерсивного искусства и противоречит идее равного доступа к культурным ценностям.

Эксперты-искусствоведы также отмечают, что иммерсивное искусство может способствовать пассивному потреблению и снижению критического мышления. Погружаясь в многосенсорную среду, зрители рискуют утратить способность к анализу и интерпретации художественных произведений. Вместо активного осмысления и рефлексии, посетители могут довольствоваться поверхностными впечатлениями и эмоциональными реакциями, упуская глубинные смыслы и идеи, заложенные автором.

Подытожим. Иммерсивное искусство, при всех своих достоинствах, не лишено недостатков и вызывает обоснованную критику. Вопросы коммерциализации, технической надежности, доступности и пассивного восприятия требуют внимания и решения со стороны художников, кураторов и организаторов выставок. Только учитывая эти аспекты и стремясь к балансу между зрелищностью и содержательностью, иммерсивное искусство сможет реализовать свой потенциал и стать полноценной частью современной художественной сцены.

Аудитория иммерсивного искусства:

Кто смотрит, а кто видит

Иммерсивное искусство привлекает разнообразную аудиторию, охватывающую различные возрастные группы и социальные слои. Одной из ключевых групп, проявляющих интерес к этому виду искусства, является молодежь и миллениалы. Эти поколения, выросшие в эпоху цифровых технологий и социальных сетей, ценят интерактивность, новизну и возможность делиться своими впечатлениями с друзьями и подписчиками. Иммерсивные выставки предоставляют им уникальный опыт, который можно запечатлеть на фото и видео, создавая привлекательный контент для социальных платформ. Стремление к необычным и запоминающимся переживаниям делает молодежь и миллениалов естественной аудиторией для иммерсивного искусства.

Другой значительной группой посетителей иммерсивных выставок являются семьи и компании друзей. Для них такие мероприятия становятся возможностью провести время вместе, разделить общие впечатления и эмоции. Интерактивный и вовлекающий характер иммерсивных инсталляций способствует укреплению социальных связей и созданию общих воспоминаний. Родители часто рассматривают иммерсивное искусство как способ приобщить детей к культуре и искусству в увлекательной и доступной форме. Совместное посещение выставок становится альтернативой традиционным формам семейного досуга и помогает наладить коммуникацию между поколениями.

Иммерсивное искусство также привлекает внимание творческих профессионалов и технологических энтузиастов. Художники, дизайнеры, программисты и инженеры видят в нем новые возможности для самовыражения и реализации инновационных идей. Сочетание искусства и передовых технологий открывает перед ними широкие перспективы для экспериментов и создания уникальных проектов. Посещение иммерсивных выставок становится для них источником вдохновения, обмена опытом и профессионального роста. Кроме того, иммерсивное искусство привлекает внимание исследователей и ученых, изучающих влияние технологий на восприятие и психологию человека.

С социологической точки зрения, популярность иммерсивного искусства отражает общие тенденции в современном обществе. Стремление к интерактивности, персонализации и мультисенсорным переживаниям становится все более распространенным. Люди ищут новые способы взаимодействия с искусством и окружающим миром, выходящие за рамки традиционных форматов. Иммерсивные выставки отвечают этим запросам, предлагая посетителям активную роль в формировании собственного художественного опыта. Кроме того, иммерсивное искусство способствует демократизации искусства, делая его более доступным и понятным для широкой аудитории.

По некоторым данным, представленным в открытых источниках, можно привести приблизительную статистику посещаемости выставок иммерсивного искусства за последний год.

В России в 2023 году наблюдался значительный рост интереса к выставкам и музеям, что привело к удвоению числа посещений по сравнению с предыдущим годом. Количество проданных билетов значительно увеличилось, что свидетельствует о растущей популярности этого формата искусства среди россиян.

Россияне в 2023 году стали в два раза чаще посещать выставки и музеи: количество проданных билетов по сравнению с прошлым годом увеличилось на 124%, а в денежном выражении рост составил 95%, выяснили аналитики исследовательского холдинга «Ромир», данные есть у РИА Новости.

Источник: Ромир

В мире также наблюдается высокий интерес к иммерсивным выставкам. В Лондоне пространство Outernet за первый год работы привлекло более шести миллионов посетителей, что превысило посещаемость Британского музея. Музей Лувр в Париже, самый посещаемый художественный музей в мире, в 2023 году принял почти девять миллионов посетителей. В Нью-Йорке Hall des Lumières, открытый в сентябре, ожидает полмиллиона посетителей в первый год и восемьсот тысяч ежегодно в последующие годы. В Париже, Сеуле и Амстердаме центры Culturespaces привлекают от шестисот пятидесяти тысяч до полутора миллионов посетителей ежегодно.

The Art Newspaper

Эти данные показывают значительный интерес к иммерсивным выставкам как в России, так и по всему миру, что свидетельствует о растущей популярности этого формата искусства.

— В Лондоне, пространство Outernet за первый год работы привлекло 6,25 миллиона посетителей, что превысило посещаемость Британского музея, который посетили 5,83 миллиона человек в 2023 году.

— Музей Лувр в Париже, который является самым посещаемым художественным музеем в мире, в 2023 году принял 8,86 миллиона посетителей.

— В Нью-Йорке, Hall des Lumières, открытый в сентябре, ожидает 500,000 посетителей в первый год и 800,000 ежегодно в последующие годы.

— В Париже, Сеуле и Амстердаме центры Culturespaces привлекают от 650,000 до 1,4 миллиона посетителей ежегодно

Источники:

The Art Newspaper

The New York Times Company

The New York Times Company

Таким образом, основная аудитория иммерсивного искусства включает в себя молодежь и миллениалов, семьи и группы друзей, творческих профессионалов и технологических энтузиастов. Каждая из этих групп находит в иммерсивных выставках что-то свое: возможность поделиться впечатлениями, укрепить социальные связи, получить вдохновение или исследовать новые грани взаимодействия искусства и технологий. Иммерсивное искусство отражает потребности и ценности современного общества, предлагая новые формы художественного выражения и коммуникации.

Рассудит время – быть ему или не быть

Иммерсивное искусство — это новая форма художественного выражения, которая бросает вызов традиционным представлениям о границах между зрителем и произведением искусства. Оно предлагает уникальный опыт погружения в художественный мир, где зритель становится активным участником, а не пассивным наблюдателем. Благодаря использованию передовых технологий, таких как виртуальная и дополненная реальность, проекционное картирование и интерактивные инсталляции, иммерсивное искусство создает мощный эмоциональный и сенсорный опыт, который может трансформировать наше восприятие реальности.

Однако, как и любая новая форма искусства, иммерсивное искусство сталкивается с рядом вызовов и активно подвергается критики. Некоторые утверждают, что чрезмерная зависимость от технологий может отвлекать от самого художественного содержания, в то время как другие выражают обеспокоенность по поводу доступности и инклюзивности этого вида искусства. Тем не менее, потенциал иммерсивного искусства для образования, социальных изменений и расширения границ человеческого воображения нельзя недооценивать.

По мере того, как технологии продолжают развиваться, будущее иммерсивного искусства выглядит многообещающим. Мы можем ожидать появления еще более сложных и интерактивных инсталляций, которые будут использовать искусственный интеллект, 3D-печать и другие инновации для создания поистине захватывающих художественных опытов. Эти достижения не только расширят границы того, что возможно в искусстве, но и могут привести к значительным сдвигам в культурной сфере, предлагая новые способы взаимодействия с искусством и переосмысливая традиционные выставочные пространства.

Фото с сайта: Flectone.ru — «Фестиваль нейросетей»

В конечном счете, иммерсивное искусство представляет собой захватывающую и многогранную форму художественного выражения, которая имеет потенциал для трансформации нашего восприятия мира и нашего места в нем. Несмотря на существующие вызовы и критику, его способность создавать мощные эмоциональные связи, стимулировать воображение и расширять границы человеческого опыта делает его важной и ценной частью современного культурного ландшафта. По мере того, как мы смотрим в будущее, иммерсивное искусство, несомненно, будет продолжать развиваться и удивлять нас новыми возможностями художественного выражения и культурного влияния.

Дмитрий Плынов,

Главный редактор «ЖК»,

Академик МАТ,

Член Учёного совета ИНАП

________

*Международный художественный коллектив — представляющий собой междисциплинарную группу творцов, был основан в 2001 году в Токио, Япония. В состав группы входят художники, программисты, инженеры, компьютерные аниматоры, математики и архитекторы, которые называют себя «ультратехнологистами». TeamLab создает произведения искусства, используя цифровые технологии. С 2014 года TeamLab сотрудничает с галереей Pace Gallery.


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика