Пятница, 03.01.2025
Журнал Клаузура

«Ведь Грибоедов – отчасти о себе…». К 200-летию «Горя от ума»

Горе…

Оно бывает разного окраса: потеря близких, например, разрывающая душу так, что не понятно, как собрать потом в целостности…

А бывает: невозможность достучаться до людских сердец, быть понятым, самореализоваться: что есть – ядро человеческого бытия.

Контраст чистоты и заскорузлости, косности даёт «Горе от ума»: миссия Грибоедова, выполненная с блеском, с виртуозной отточенностью всего текста, с репликами, настолько вошедшими в национальный обиход, что цитирующие порой и автора-то не помнят…

Туго в кресле сидит Фамусов, и кресло-то роскошно, не подогнётся, не сломается; туго, прочно сидит, владеющий азами продвижения вверх: включая удачное согнутие спины, лизоблюдство и угодничество, столь ненавистные Чацкому, не желающему играть по таким правилам.

Железно упёрся глазами в реальность Скалозуб: мол, не обманешь, какие фортели не выкидывай.

В грамматике постижения жизни Чацкий, познавая разное, возможно преуспеет, но в плане подъёма вверх, карьеры и социальной лестницы – вряд ли…

А вдруг – станет поэтом? Ведь Грибоедов – отчасти о себе?

Вдруг не найдя уголка, где оскорблённому сердцем есть место, замкнётся в собственном байроническом одиночестве: да и напишет «Горе от ума», каким навряд ли поразить Фамусова и Скалозуба, тем более – изменить мир: но какова выделка стиха!

Блеск строчек.

Поражающая, снайперски-ювелирная точность.

…как дозировано и ярко смешаны – классицизм, романтизм, реализм; сколь булькает и бурлит светское общество: пёстрая смесь человеческих пороков…

Сколько ни хватай их за шкирки, вытягивая на солнце духа – выворачиваются, шлёпаются опять в любезное им человеческое варево.

Жарок Тифлис! Вернувшись из Персии в оный, Грибоедов, давно задумав пьесу, смешивающие разные стили, принимается за активную работу.

Смеялся ли сам над своими репликами?

Чувствовал, как растит шедевр?

Злой умник, русский Альцест – Чацкий обаятелен: но на одном обаяние онтологически не выиграешь.

Грибоедов читает свою пьесу – в Москве, круг – узок, цензура уже наготове, в декабристской среде комедия принимается восторженно.

Она выходит: сияя.

…в Чацком много от Грибоедова, напитанный его ощущениями и мыслями, он – своеобразное альтер эго писателя, и он, обличая нравы высшего света, не представляет ему замены, только – бегство от него…

Вероятно, в корне, в сущности своей человек меняется мало: свежесть комедии не покрывается патиной, всё современно, помимо бытового антуража, и по-прежнему сверкают цитаты, и снова и снова выходит на сцену Чацкий, проигрывающий в столкновение с косностью, банальностью, холуйством…

Александр Балтин


комментария 2

  1. Владимир Александрович

    Спасибо. Кртко, свежо и — точно, как всегда. Онтологически — выверенно… Потому и люблю Клаузуру…

  2. леонид+исаенко

    Александр!Как всегда кратко-обоснованно замечательно. Только …»Какие фортели нИ выкидывай»Спасибо

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика