Среда, 11.12.2024
Журнал Клаузура

Фильм Жиля Лелуша «Разбитые сердца»: что в имени тебе моем?

Фильм «Разбитые сердца» — романтическая комедия режиссера Жиля Лелуша по сценарию Одри Дивана, Ахмеда Хамиди и Жульена Ламброскин. Так значится информация о фильме в программе кинозала Англетер, представленного на фестивале французского кино.

История фильма охватывает 20 лет и начинается на северо-востоке Франции с жизни двух подростков, которые, сквозь странные несоответствия подросткового поведения, влюбляются друг в друга, что называется, безумно. Девочка из хорошей семьи, и мальчик из семьи рабочего класса. Вот он – славный и юный, смотрит на нее, улыбающуюся и уверенную в себе красавицу. А потом — долгие вечера у старого телефона, суровый взгляд отца, встречи у двора школы, в пшеничном поле, в полусне подворотен и танцев известной рок-группы.

Фильм словно переносит нас не во Францию, а в 90-е годы, как они запомнились жителям планеты. Ощущение от фильма неоднозначное и тяжелое.

Любовь, как часто бывает с подростковой любовью, оказывается обречена на провал, когда парень становится преступником и проводит 12 лет в тюрьме. Главный герой оказывается преступником не только по воле случая. Это дурная компания, нравы, общая атмосфера района, безденежье, и так далее. В одной из сцен, в процессе грабежа, парень убивает охранника, это и будет причиной тюремного заключения.

Основное действие фильма разворачивается после возвращения из тюрьмы. Мы видим, что первый дом, куда направляется главный герой, — дом его возлюбленной, той самой бойкой, цельной, красивой девушки, с которой он был так счастлив. Это там наш герой собирается не то, что провести время. Он надеется вернуть все отнятое, обрести надежду на перемену своей жизни.

Девушка, судя по сюжету фильма, действительно, любила парня. Усталая, измученная, работая в одной из небольших фирм, она отказывает боссу. Мягкий и обходительный босс, кажется, пытается завоевать ее внимание по-своему. Тем более, что его респектабельное положение ему это позволяет. Он сначала выгоняет ее на улицу, лишает работы, а потом — тащится за ней, промокшей и злой, на своем дорогом автомобиле, в надежде добиться расположения.

Замужняя жизнь для нашей героини словно камень на шее. Усталая и циничная, она рассуждает о вечности лишь в применении к своим ощущениям, не легко достижимым (ее речь, таким образом, будет строго табуирована для нормального общества, вызывая смех в зале среди подростков). Смирившись, она живет своей обыкновенной жизнью, пока снова не появляется наш герой, суровый, с подбитым глазом, воспоминания о котором, конечно же, сильнее любой другой чудодейственной и не очень чудодейственной силы. Несколько минут вместе, и все заново потеряно и обретено, словно не было долгих лет расставания.

Герой снова попадает в плохую компанию, мы видим его усталое, изможденное лицо, постоянные стычки с полицией, ограбления, битые в гаражах машины, так часто описываемые теперь события в современной французской хронике. Кульминация фильма – избиение главной героини мужем в телефонной будке, где она понимает, что она не просто любит своего давнего и дорогого друга, уходит от мужа, но совершенно не способна далее претворяться, и продолжать отношения в каком-либо виде. Финалом фильма будет воссоединение наших Ромео и Джульетты, их счастливое время вдвоем, в огромном магазине, наподобие Максидома, где они постоянно находятся вместе, задерживаются на обеденный перерыв, не в силах друг от друга оторваться или расстаться. Когда прилично одетый босс дает понять, что он может уволить нашего героя, девушка вступается за парня, обещая боссу, что его постигнет страшная участь, если он не оставит их в покое.  Финал фильма – беседа обоих героев в кафе, глаза в глаза, обретение друг друга.

Фильм — неоднозначный, думаю, как очень многие фильмы такого плана. И потому, что тематика тела и психоанализа, столь ярко выраженная для западного кинематографа, словно оскорбительна, словно не дотягивает до привычного уровня постижения реальности в современном прочтении нашего общества. Во многом, настроение от этого фильма мне напоминает извечную битву в отношении мало разрешимых вещей. Натянутую тетиву замужней героини, которая не может принять в себе внутреннее движение любви, не в состоянии принять разнонаправленные силы, действующие в жизни, находясь под постоянным внутренней цензурой и с ощущением позора от собственных чувств и судьбы. Одновременно, детерминанты подобных сил в героине, конечно же, вызывают у зрителя определенного рода раздражение, словно мешают приблизиться к чему-то намного более важному и сокровенному. По большому счету, все равно акцент на любви, которая определяется страстью и бесконтрольностью, акцентирует желания, и так далее, — слегка раздражает. В какой-то момент хочется спросить, а есть ли для героев еще что-нибудь, кроме тяги друг к другу? В этом плане, описания жизни семей и кланов выглядят гораздо более важными и глубокими. Никакие страсти, как бы красиво они ни были показаны, не идут вровень с проблематикой «Андрея Рублева», например. Этой проблематики в этом мире дна явно не хватает.

Парадоксальным образом, именно обращение к вопросам «дна», буквально «преисподней», неблагополучным семьям, жизни без родителей – о которой речь идет в связи с описанием жизни главного героя – важный и гуманистический ход картины. Без него нет ощущения правдоподобия жизни, обращения к по-настоящему важным вопросам, а не суррогатам и полу-гламурным темам.   Без этого обращения нет ощущения, что режиссера в любом случае волнует хоть что-то, имеющее отношение к корню жизненных проблем, к миру, где царствуют свирепые законы, дурное воспитание, жестокость, и так далее.

Самым большим парадоксом становится тематика любви. Безудержная, неуемная, безнадежная тяга к любви, тяга героев друг к другу в момент ее проявления, спасение друг в друге, будь то страстность, неумное желание быть вместе, ревностное желания обрести мир только друг для друга. Все эти чувства вместе, словно наперекор здравому смыслу, воспитанию и разуму, говорят нам о том, что, несмотря на все общепринятые правила, законы, церковные устои, сила любви проявляется в ее безудержной, самобытной, хаотичной, стихийной силе, которую человек и должен укротить, смирить, вырастая над собой. Любовь дается человеку всегда для внутреннего роста, она не определяется простыми правилами, советами, клятвами. Она самоценна, так как полностью человека меняет, преображает, именно в силу того, что человек над ней в общем-то не властен, и только спустя годы может научиться контролировать свои чувства, хотя и не до конца.

Обращение к проблематике подростков началось в западной традиции после Второй мировой войны. Сэлинджер рассказал миру о подростке особым образом. После этого другие авторы, включая битников, стали наперебой рассказывать об истинном положении вещей, вне цензуры и законов, вне обязательств и устоев. Возможно, такое пристальное внимание к жизни подростков и даже криминальных структур общества, все-таки привносит необходимую реалистичность в описание мира, в котором действительно правит зло. Иначе, без рассказов, как еще об этом узнать? Слабый фильм, тем не менее, вызывает такое море несоответствующих друг другу ассоциаций, что в некотором смысле все равно, если не восхищает, то как-то заставляет задуматься. А это очень важно.

 Нина Щербак


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика