От ума до безумия – всего один шаг, от души до великодушия – целая вечность
22.12.2025
/
Редакция
В апреле 2025 года экс-министр иностранных дел Австрии Карин Кнайсль, выступая на передаче «Русский ковчег» в эфире телеканала «Спас», поделилась поразившими её наблюдениями и открытиями о русской душе. «Русская душа – это загадка, — сказала она. — Я только начинаю её разгадывать. Прежде всего я ощущаю доброту, сердечность и потрясающую способность прощать. Это качество у вас превыше всего».
Эти признания дорогого стоят как для нас, так и для самой Карины Кнайсль в связи с её необычной судьбой. Симпатизируя Владимиру Путину, она, будучи главой дипломатического ведомства Австрии, в 2018 году пригласила его на свою свадьбу с австрийским бизнесменом Вольфгангом Майлингером. Наш президент принял приглашение, сказал тост на немецком языке и был в центре внимания не только на свадьбе, но и в западных политико-дипломатических кругах.
И хотя это было задолго до начала СВО, австрийскому дипломату этого «проступка» не простили. Начались гонения, и она сначала лишилась высокого поста, а затем была вынуждена покинуть собственную страну. Приняв российское гражданство, австрийка поселилась в деревне Петрушово Рязанской области. В 2023 году она возглавила центр «Геополитическая обсерватория российских ключевых исследований» Санкт-Петербургского университета.
Вовсе не считая себя «неприятным» человеком, она на «Спасе» призналась в том, что «не обладает» русской душой, которая ей представляется удивительной и неповторимой. Эти слова, важные сами по себе, исключительно значимы, на мой взгляд, по своему контексту. Человек искренний, симпатизирующий России и считающий себя для Запада личностью вполне достойной по своим моральным качествам, тем не менее, считает, что в душевном плане как бы не дотягивает до простых русских людей, простивших немцев, несмотря на все причинённые нам беды.
Здесь хотелось бы обратить внимание на два момента, которые представляются весьма существенными. Первый – это серьёзные отличия двух культур и двух менталитетов: западноевропейских и русско-российских. Причём эти отличия порой кажутся не просто значительными, но до антагонизма непреодолимыми. Второй момент – действительно ли всё так хорошо и однозначно обстоит с русской душой, которая нам самим иногда кажется «потёмками».
Начну с отличий. Принято считать, что огромный евразийский континент состоит из двух половинок – Европы и Азии. Но исторически сложилось так, что Русь-Россия как бы вклинилась между ними, став зоной их географического средостения и постепенно превратившись в сложный самостоятельный межцивилизационный организм, существенно разнящийся с этими двумя половинками и одновременно имеющий схожие с ними черты. При этом Западу Россия представляется азиатским началом, а Восток считает нашу страну неотъемлемой частью Европы.
Восток мы пропустили через себя в процессе двухсотлетнего ордынского ига, неплохо знаем его и научились взаимоуважительным отношениям с ним, приняв его кодекс сложно-утончённой церемонности. С Западом всё оказалось намного сложнее, несмотря на кажущуюся простоту его подхода к межличностным и межстрановым контактам. При этом Русь/Россия не только не чуралась Запада, но, наоборот, испытывала к нему какую-то магическую непреодолимую тягу, преклоняясь перед динамизмом его развития, свободомыслием и просвещённостью.
Но всё это было в прошлом, так как с некоторых пор европейский Запад стал стремительно меняться – для себя вполне естественно и предсказуемо, а для нас неожиданно и болезненно. Заёмные культура (у Древней Греции) и цивилизация (у Древнего Рима), мощно подтолкнувшие развитие Западной Европы, постепенно стали проявлять заложенные в них рабовладельческие черты. В свою очередь легшее в духовную основу западноевропейской цивилизации христианство, надломленное изуверством средневековой инквизиции, начало распадаться под натиском французского скептицизма, немецкого протестантизма и англо-саксонского пуританства.
На фоне этой стремительно убывающей духовности и усиливающейся ментальности в Европе в XIX веке стали нарастать негативистские черты: надменная гордыня, презрение к окружающему миру и цивилизаторская агрессивность. В отпочковавшейся от Европы колониально-имперской Америке к этому добавился деляческий цинизм и хищнический прагматизм расистского толка, прикрываемый гуманистическими категориями, заимствованными у европейских либеральных «прогрессистов».
В XX веке всё это вылилось в две мировые войны, тайно подстрекаемые юной лукавой Америкой и варварски развязанные «старыми» европейскими элитами, жаждавшими мирового господства и не способными разумно договориться о разделе сфер влияния. Эти войны серьёзно подорвали ресурс развития ведущих европейских стран (Великобритания, Германия, Франция), вынудив их политически объединиться в Европейский союз и пойти на создание военного блока НАТО с главенствующей ролью Штатов.
Самым примечательным в событиях на Украине явилось то, что европейские лидеры, в первую очередь Франция и Германия, попытались применить в отношении США их же метод разжигания военных очагов и использования их в своих интересах. Подключившись к урегулированию конфликта, провоцируемого Штатами, они, по признанию Ангелы Меркель, делали всё, чтобы подготовить Украину к вооружённому столкновению с Россией. При этом они рассчитывали, что вся ответственность за ведение войны и её итоги ляжет на Америку.
При Джо Байдене эта стратегия вполне работала. США всё более втягивались в «гибридную» войну с Россией, а европейские «союзники», по сути, отсиживались за их спиной. Активно поддерживая Штаты в медиапространстве злобными нападками на российского «агрессора» и бросая в пекло войны авантюристов-наёмников, они в экономическом плане не очень усердствовали, сбагривая на Украину разного рода старьё и финансируя киевский режим по минимуму.
Но с приходом к власти в США в январе 2025 года Дональда Трампа картина резко изменилась. Крутой бизнесмен, став президентом, быстренько всё подсчитал и пришёл к выводу, что особого навара Штатам на Украине не предвидится. Более того, будучи сам опытным дельцом, он «раскусил» иждивенческие наклонности и лукавство лидеров стран Старого Света. Осознав всё это, он взял курс на выход из гиблого дела и перекладывание бремени войны на европейские плечи. Именно такой подход в конечном счёте и лёг в основу Стратегии национальной безопасности США, принятой 5 декабря 2025 года.
Здесь-то и началось всё самое интересное. С изменением позиции Штатов на европейцев нашло какое-то сумасшествие. Первым запаниковал Владимир Зеленский. Терпящий поражение от России на полях сражений и подталкиваемый Штатами к заключению мирного соглашения узурпатор власти бросился за помощью к европейским ястребам – Киру Стармеру, Эммануэлю Макрону и Фридриху Мерцу. Но те и сами оказались не в лучшем положении. Всё ещё надеясь на какое-то чудо, но уже не веря в благополучный исход, клика заговорщиков впала в безумие и решила идти до конца в противостоянии с ненавистной Россией, поставив на последний, заведомо проигрышный кон судьбу Украины и собственные судьбы.
Здесь стоит прерваться и на фоне безумия «умных» европейских голов обратиться к душевному складу России. Для русской души судьбоносными вехами стали два явления последнего времени – её грехопадение в «святые девяностые» и её духовное воскрешение в 2000-е годы, катализатором которого стало начало СВО. При этом оба явления были не просто тесно связаны с Европой, но ситуационно обусловлены и идеологически спровоцированы ею.
Духовное падение началось с мелкобуржуазного разложения номенклатурной советской элиты и привилегированной части советского общества, введённых в заблуждение краткосрочными зарубежными вояжами и повышенным вниманием к ним лично со стороны западных «контактёров». Обилие товаров бытовой комфортности, вышколенный сервис и более высокий уровень жизни соответствующих представителей западных элит вскружили голову нашим верхам, создав у них впечатление принципиального «превосходства» западного образа жизни и всей капиталистической системы. Черви зависти, сомнений и вожделений тихо вползли в русско-российскую душу и начали выгрызать её здоровую плоть.
К 1990-м годам в порядком загнившей с «головы» русско-российской душе вполне вызрел «комплекс Иуды», побуждающий продавать за «тридцать сребренников» собственную совесть, честь страны и достоинство советского человека. Что и привело в конечном счёте к развалу великого Советского Союза и краху коммунистической идеи. Российский народ, крепко ухватившийся в годину бед за спасительный ковчег веры отцов, был предан вчерашними вождями и брошен в пучину материальных невзгод и искусительных духовных испытаний.
В 2000-е годы мы почти четверть века брели по выжженной палом страстей пустыне с робкой верой в Бога и надеждой на чудо возрождения. И Господь за эти годы очистил наши души и укрепил наш дух для решающей битвы с нечистой силой, вплотную подступившей к нашим рубежам и жаждавшей нашего порабощения. Начавшаяся в феврале 2022 года битва с нацистским сбродом, а затем и со всей мощью обезумевшего западного мира, не только не сломила нас, но, наоборот, с каждым днём делала нас сильнее и крепче, а врага заставила отступать и искать выход из собственной авантюры.
Возвращаясь к словам Карины Кнайсль о русском великодушии, хотел бы подчеркнуть, что россияне, действительно, обладают этим редким душевным даром, но применяют его только к врагу поверженному, просящему пощады и клятвенно заявляющему о своём миролюбии. К тем же, кто намеренно сеет вражду, осознанно творит зло и проявляет надменное высокомерие, у нас совсем иной подход. До определённой поры мы терпим это безобразие, но затем, переполнив чашу терпения, взрываемся и рубим со всего плеча — жёстко, бескомпромиссно и беспощадно.
Сейчас, когда руководство США признало свою неправоту (а Дональд Трамп постоянно твердит об «ошибке» Джо Байдена) и предпринимает реальные шаги к восстановлению мира на Украине, мы готовы великодушно «забыть», что именно Америка развязала эту чудовищную для нас братоубийственную войну. Но только если Штаты будут честными и искренними в своём миролюбии и доведут дело до настоящего мира, согласившись на удовлетворение наших справедливых требований.
Что касается терпящей поражение Украины, то при окончательном замирении мы, разумеется, будем не только прощенчески великодушными, но, в случае соответствующего движения навстречу, раскроем свои объятия «блудной дочери» и по-родственному примем её в лоно своей семи. При нынешнем положении вещей это воссоединение случится, конечно, не скоро, но рано или поздно оно, несомненно, произойдёт. Не враги же они самим себе и не настолько растлили свои души и растеряли свой разум, чтобы пойти против собственной духовной природы!
Что касается Европы, то она не заслуживает ни нашего снисхождения, ни прощения, так как полностью утратила свой позитивизм в лице своих лидеров. Франция, например, превратилась в настоящий вонючий клоповник, причём не только в переносном, но и в прямом смысле. Реваншистская Германия в чужих руках играет роль «щелкунчика», предназначенного для зомбированного разгрызания любых российских «орехов». Великобритания выродилась в «королевство кривых зеркал», в котором утратившие благородство аристократы-«вустеры» заняты придумыванием разного рода пакостей, а циничные демократы-«дживсы» находят забавным потакание их нелепым причудам.
В целом же Европа в своём русофобском безумии напоминает сегодня алчную, злобную «старуху-процентщицу», уже не помышляющую о Царстве Небесном, а бездумно и бессмысленно проедающую весь свой веками накопленный капитал. Российское великодушие по отношению к ней может состоять лишь в том, чтобы не добивать её, а дать ей возможность спокойно и беспрепятственно впасть в окончательный старческий маразм, духовную нищету и умственную деградацию.
Своё неизбывное великодушие мы должны сегодня направить целиком и полностью на самоё Россию – на её разумное политико-государственное обустройство, социальное равновесие, культурное развитие и духовное благополучие. Для этого нам надо прекратить с придыханием смотреть по сторонам, выискивая примеры для подражания, и начать целеустремлённо развиваться, ориентируясь на собственное естество, не поддаваясь чужим искушениям и соблазнам и исходя из позитивного целеполагания в соответствии с нашим судьбоносным предназначением.
В практическом плане это означает, что нам надо прекратить сермяжно комплексовать и по-обломовски заниматься уничижительным самоедством. Всего-то и требуется — трезво оценивать не только свои минусы, но и плюсы, бороться с недостатками путём акцентированного внимания на достоинствах, рассматривать себя комплексно, в совокупности всех наших противоречивых черт, добиваясь превалирования позитива над негативом.
Подобно российским воинам на СВО, потрясшим Запад и Восток своими стойкостью и мужеством, нам всем — всему миру, всей стране — надо, наконец, набраться мужества и решиться быть самими собой. Не взирая на обстоятельства и никому не завидуя, надо просто отдаться Богу и жить своей жизнью, рассчитывая исключительно на свой трезвый разум и исходя из велений своей души – щедрой к друзьям и беспощадной к врагам. Именно таков закон Русской правды, на которой нам надо стоять твёрдо до самого скончания веков.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ