Борис Кунин. «Легенды и были Марии Семеновой».
26.09.2011Наверное, недели две носился с заголовком. Хотел назвать как-то всеобъемлюще, что ли. Но нет, наверное, какого-то одного слова в русском языке, наиболее полно характеризующего творчество Марии Семеновой. Или я его просто не знаю.
А придумывать что-то новое – увольте! И так за последние пару десятилетий напридумывали уже такого, что просто зубы сводит.
И это все о ней: «один из самых ярких современных авторов, создательница культового «Волкодава» и множества произведений исторического, авантюрного и детективного жанра».
Вот, «тупо» переписал пару строк из предисловия к одной из ее книг и … задумался. Полезное занятие, вообщем-то.
Господи, а где же авантюрный и детективный жанр? И «культовый «Волкодав» — это что? Тоже жанр? Или, все жанры отдельно, а «Волкодав» уже сам по себе.
Над ними.
Может быть, все упомянутые жанры сплелись воедино именно в «Волкодаве»? И история, и авантюра, и детектив…
Или подразделение на жанры (а то и просто вталкивание в них) к Марии Семеновой все-таки не имеет отношения? И это она – над ними?
Жанры вынуждены придумывать те, кто сам писать не умеет. И поэтому очень хочет показать, что он тоже что-то значит. Вот, не попадаете вы ни в один требуемый издательству жанр. Значит, не умеете еще пока. Учитесь, совершенствуйтесь…
А Мария Семенова просто пишет так, как умеет. Чаще – сама, иногда – в соавторстве с кем-нибудь. Но все, что выходит из-под ее пера, неизменно отличается высоким качеством и яркой индивидуальностью.
Будь то многотомная эпопея о Волкодаве, названная кем-то из рекламщиков от книготорговли культовой, или «Лебединая дорога», «Викинги» и другие произведения, со страниц которых дышит сама история. Или двухтомник о Кудеяре, написанный в соавторстве с Феликсом Разумовским.
Даже просто перечислить, не говоря уже о том, чтобы подробно разобрать, все ее произведения в рамках одной журнальной статьи не представляется возможным. Поэтому я остановлюсь подробнее только на необыкновенном жизненном пути спецназовца Ивана Скудина сотоварищи.
Во-первых, потому, что недавно опять перечитал эту дилогию. Уж даже не скажу точно, в который по счету раз. Во-вторых, потому, что в этом романе славянская вязь Марии Семеновой гармонично сочетается и переплетается с тысячелетним юмором библейского народа, замечательно выписанным Феликсом Разумовским. И, в-третьих, потому, что, на мой взгляд, «Кудеяр» является сжатым, но очень ярким и понятным взглядом на окружающий нас мир самой Марии Семеновой.
Естественно, нет, и никогда не было в мире писателя, все, без исключения, произведения которого нравились бы одному и тому же читателю. Что-то больше легло на душу, что-то меньше. А что-то вообще осталось без внимания. По тем или иным причинам.
Как нет на этой Земле человека, чьи творения получались бы совершенно одинаковыми. Одинаково талантливыми, я хочу сказать. Вот одинаково бездарными… Нет! Тоже не получится.
В общем, кому нравится поп, кому – попадья, а кому и попова дочка. Хотя лично я люблю вареники со сметаной.
Но в каждую строчку «Кудеяра» хочется верить. Сразу и безоговорочно. Да, умом, вроде бы, понимаешь, что многое из написанного никоим образом не согласуется с имеющимися сегодня реалиями. И уж тем более, с точкой зрения официальной науки. Что это все – плод фантазии авторов.
Но легенды, были и небылицы в романе настолько тесно переплетены между собой, настолько органично вытекают друг из друга, что начинаешь задумываться. Может, это я неправ в своих «знаниях»? Ведь сказал лет пятнадцать назад один из знакомых автора этих строк: «Действительно хорошую «фантастику», как и вообще, любое талантливое литературное произведение, могут написать лишь люди, которым тем или иным образом стали доступны определенные знания из Единого информационного поля Вселенной».
Он специально подчеркнул, что слово «фантастика» следует обязательно брать в кавычки. Ибо то, что нам сегодня недоступны какие-то знания или технологии, совершенно не означает, что они не существуют в природе. Просто человечество еще очень до многого не доросло. Нельзя ведь давать ребенку играть со спичками. Так ими он, в худшем случае, подожжет дом. И, по сравнению с другими запретными плодами, это будет даже безобиднее обычных игр в песочнице.
Все, написанное на страницах «Кудеяра», даже не вызывает хотя бы малейшего внутреннего протеста. Да, основателем одной из старейших религий стал сын славянки, что очень расстроило майора Евгения Гринберга. Как вы уже, наверное, догадались, русского по национальности.
Да, праотцом мудрейшей и красивейшей в мире породы собак стал беспородный кобель. У которого оказалась масса иных, очень важных, преимуществ.
И бывший нацист отдал свою жизнь за спасение не только города на Неве, но и всего человечества в целом.
И…
Еще очень много всего. Заставляющего грустить и радоваться, смеяться и плакать. И – думать!
О многом…
О смысле жизни. О предназначении каждого нашего прихода в этот мир. О роли личности в истории. И о самой истории человечества, которой мы, на самом деле, не знаем и на сотую часть. Или нам пока не разрешают помнить, потому как…
Очень грустно сознавать, что большинство наших современников даже не слышали о существовании такой книги. Зачем? Гораздо проще верить, что человек произошел от обезьяны, потеряв в процессе «эволюции» 2 хромосомы из до сих пор наличествующих у «предков» сорока восьми. Что история человечества насчитывает всего несколько тысячелетий, а египетские пирамиды были возведены каторжным трудом рабов с помощью простейших веревочных блоков. И знаменитую железную колонную в Индии выплавляли чуть ли не на костре. А потом просто позабыли, из каких дров он был сложен.
Для того, чтобы читать книги Марии Семеновой, нужно уметь … читать. Не просто знать буквы и привычно складывать из них слова и предложения.
Еще желательно – думать. Размышлять, сопоставлять, анализировать.
Ведь куда проще полежать вечерком с очередной «звездой» и узнать на последних страницах, что умная, красивая, но бедная главная героиня нашла своего «принца». Иногда – даже без кавычек. И зажила богато и счастливо.
И так не хочется думать, что «принцев» очень мало, а мечтающих о них героинь – не счесть числа.
Впрочем, Мария Семенова вообще одна. И это, наверное, правильно.
комментариев 6
хм
03.10.2014да, касательно придумывания новых слов, не удержался автор, страшного монстрика «вообщем-то» изобрел.
Pingback
30.11.2011http://klauzura.ru/2011/09/boris-kunin/
Борис Кунин
18.10.2011Совершенно с Вами согласен. И стихи замечательные.
А еще у нее есть такая цитата:
«Таков закон. Закон воздаяния, правящий кругами Вселенной. Ты совершаешь поступок и думаешь, что все останется как прежде? Ты ошибаешься…»
(из книги «Волкодав. Право на поединок»)
Александр
10.10.2011Мне нравится творчество Марии Семёновой. С удовольствием прочитал все её произведения. Кое где она допускает явные ляпсусы, кое-где не всегда въезжает в темы, иногда явно ошибается, хоть и редко, но в целом весьма и весьма достойно.
Уважаю.
Дмитрий Рубинов
10.10.2011А еще у нее был «Те же и Скунс», по своему трудная и горькая книга… Вроде бы классический боевик. а на мой взгляд-притча, притча о о верности, дружбе и предательстве. О том, какую цену мы платим за свои поступки, за свои ошибки. Платим в первую очередь себе, своей совести, иногда всю жизнь. Ведь у каждого из нас была своя Кира, а у кого-то- и свой «Дед Махмуд»…
А еще надо сказать про ее стихи. Многие их не читают, а ведь в них, зачастую, весь смысл, вся соль книги.
Вспомните
«Одинокая птица над полем кружит
Догоревшее солнце уходит с небес
Если шкура сера и клыки, что ножи
Не чести меня волком, стремящемся в лес…»
Эти стихи живут самостоятельной жизнью… И красивее их я знаю немного….
Pingback
26.09.2011http://klauzura.ru/2011/08/soderzhanie-vypusk-4/