Джованни Вепхвадзе. Рассказы о себе и о художниках. "СВЯТОЙ"
24.06.2013Монсиньор будет ждать вас после мессы в своем кабинете, -говорит мне секретарь епископа.
После мессы в католической церкви Вознесения девы Марии в Тбилиси, я направляюсь в кабинет епископа Джузеппе.
— Laudetur Iesus Cristus, — приветствую я его на латинском.
— Sempre sia lodato, — отвечает на мое приветствие монсиньор на своем родном языке и в дальнейшем вся наша беседа проходит на итальянском.
— Джованни, вы сегодня не причащались и уже давно не исповедовались.
— Да монсиньор, — отвечаю, — но я не грешен.
— Все мы грешны, брат мой, — слышу в ответ.
Услышав, что епископ назвал меня братом, я почувствовал что-то родное. Будучи единственным ребенком в семье, мне было приятно, что у меня есть брат, причем этот брат епископ из Вероны.
— Я хочу попросить вас нарисовать «Святое семейство» для обложки церковного календаря, у нас в этом году «год семьи». Напишите что-нибудь в стиле Рафаэля.
— Для меня это большая честь, монсиньор.
— Да, но сроки нас поджимают. Нужно чтобы рисунок был готов через три дня. Мы должны успеть дать его в типографию.
— Я сделаю все возможное, не волнуйтесь, -отвечаю я, и откланиваюсь.
Прихожу к себе и приступаю к работе. На небольшом холсте набрасываю композицию из трех фигур, предварительно просмотрев классиков и в первую очередь Рафаэля.
Не буду объяснять, что значит за два дня написать «Святое семейство» (даже обычную семью написать трудно), но уже через три дня работу держал и внимательно рассматривал монсиньор Джузеппе Пазотто. Он ее рассматривал как коллекционер, собирающийся приобрести дорогую картину и старающийся найти там какой-то дефект, чтобы снизить стоимость картины. Я про себя подумал: «почти как Юлии второй». Но вот он оторвал свой взгляд от картины и сказал с интонацией большого знатока живописи:
— Джованни, все хорошо, но Святой Иосиф у вас слишком старый. Да…, — заметил епископ,- он был намного старше пресвятой девы Марии, но не настолько стар, и пожалуйста, хотелось бы, чтобы он был посимпатичней. И фон, если можно, сделайте более конкретный и красивый. У вас же хорошо получается Старый Тбилиси.
Я обещал учесть все ценные указания епископа, и придя домой, стал пытаться исправить голову святого Иосифа. Выписывая его лицо, я не заметил, как подсознательно пишу свой автопортрет. Это лицо удачно вписалось в композицию, и менять его я уже не стал. А фон написал в виде Старого Тбилиси, который так нравился монсиньору.
Через пару недель календарь был напечатан и распространен в церкви. Прихожане смотрели на меня с улыбкой и интересом. Правда, кое-кто возмущался, что я нарисовал себя в образе святого, но их было меньшинство, главное, что монсиньор был доволен *. С обложки календаря на них смотрел я, в образе Святого Иосифа. Но на этом не кончилось. Оригинал я оставил церкви (в качестве подарка), а через неделю во время воскресной мессы, я увидел мою работу в позолоченной раме, стоящей на специальном пюпитре возле алтаря, к которой подходили священнослужители и прихожане и, преклонив колено, крестились. Мне трудно описать то чувство, которое испытывает человек при виде как молятся на его изображении. Как приятно было почувствовать себя святым. И это длилось целый год.
* Примечание:
— Автопортрет Джованни Вепхвадзе редколлегия помещает по своей инициативе для того, чтобы можно было оценить сходство со Святым Иосифом
— Изображение справа: Джованни Вепхвадзе. Автопортрет. Х.м. 40х65. 2002
комментария 3
Pingback
02.10.2013http://klauzura.ru/2013/01/vephvadze-dzhovanni/
Pingback
29.08.2013http://klauzura.ru/2013/08/hudozhnik-mesyatsa-aleksei-ivanovich-vephvadze/
Pingback
24.06.2013http://klauzura.ru/2013/05/soderzhanie-vypusk-07-25-iyul-2013-goda/