Пятница, 29.03.2024
Журнал Клаузура

Елена Зевельт. «Музей достойный северной столицы»

‘Я этим городом храним

и провиниться перед ним

не дай мне Бог, не дай мне Бог,

не дай мне Бог вовеки’.

Эта статья не об Эрмитаже и не о Русском музее, а о скромном собрание одежды, документов, аксессуаров и прочих вещей, имеющих отношение к свадьбе, браку и семье. О музее создававшемся на протяжение последних  20 лет одной замечательной жительницей Санкт-Петербурга. Эта статья о музее, который необыкновенно актуален в наши дни. Потому что напоминает всем жителям северной столице о том, что в нашей жизни нет ничего важнее семейного очага, любви  и трепетного отношения супругов друг к другу.

Стоял октябрьский пасмурный день. Во дворе  кто-то в помойку выбросил старинный черный чемодан, чем-то напоминающий гроб. Вероятно, при падении на землю чемодан раскрылся и теперь старые фотографии, которыми он был заполнен доверху, летали и кружились вместе с желтыми листьями по всему двору. Словно океан времени на короткое время вынес на берег жизни чьи-то счастливые мгновения, чтобы в следующий момент поглотить их навеки в своей пучине. Глядя в окно, Анна Ивановна была необыкновенно расстроена увиденным — «Вот так и после моей смерти сюда же будет выброшено все то  самое дорогое, что я бережно хранила всю свою жизнь». И спустя несколько минут, старушка, уже ни сколько не колеблясь, набрала номер телефона, вчера услышанный  по радио, и твердым голосом сказала в трубку: «Я хочу подарить вашему музею свое подвенечное платье и фату… 19… года».

Так постепенно вещь за вещью, жемчужина за жемчужиной, и собиралась уникальная коллекция  Морозовой, постепенной превращаясь в «Музей свадьбы, семьи и детства».

 

Ольга Морозова – театральный  художник по костюмам и одновременно очень серьезный коллекционер-создатель антикварной и винтажной коллекции свадебной одежды, в состав которой входят:  платья, костюмы, обувь и аксессуары, изготовленные во времена, начиная приблизительно с 1850-1870 годов. Также в морозовском архиве храниться множество документов, имеющих прямое отношение к  браку и семье: вопросам тонким и деликатным. Просматривая эти документы, можно увидеть и, наконец,  понять, как менялось человеческое мировоззрение в зависимости от перемен в российском  брачном законодательстве.

Начнем свой рассказ о музее, конечно, со свадебной одежды.    Свадебное платье чаще всего шьется  на праздник, который длиться один день, ну, на  два, или три, но, как правило, не более. Только всегда ли оно было белым, и цвет наряда невесты олицетворял ее непорочность и чистоту? Оказывается, что нет! Ни в Европе, ни в России такого обычая не было. А свадебное платье, которое девушка была должна запомнить на всю жизнь – было просто самым красивым и  сшитым соответственно с местной модой и веком, в который и жили новобрачные. Так было  вплоть до венчания английской королевы Виктории – вот именно она первая и рискнула на своей свадьбе предстать перед изумленными гостями в белоснежной пене свадебного наряда, дав этим экстравагантным решением,  старт новой моде. После этого события белое подвенечное платье торжественно прошествовало  по всем странам и континентам, безусловно, не миновав и Россию.

Раньше  платье невесты и костюм жениха хранились в семье всю жизнь.

В советский период все традиции были разрушены. А хорошо ли это? Конечно, ответ будет отрицательным. Пора россиянам возвращаться к своим истокам –  начинать  заучивать наизусть имена  не менее десятка поколений своих предков и  хранить  свадебные наряды, может быть даже передавая их по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке. Необходимо воспитывать у молодого поколения уважение к тем, кто жил перед ними на этой земле.

Ведь недаром жемчужиной  коллекции музея является свадебное платье 1880 года, которое было сшито в Санкт-Петербурге и во время революции вывезено во Францию. И уже в наше время правнучка  невесты привезла его обратно в Санкт-Петербург в дар музею. Как вспоминает Ольга Морозова, молодая француженка привезла ей в подарок очень дорогое и в отличном состоянии подвенечное платье, за которое в любом антикварном салоне Парижа можно было бы получить хорошие деньги.  Но девушка не думала в этот момент о деньгах – она просто выполняла еще прижизненный наказ своей прабабушки. Так подвенечное платье, совершив более чем вековой круиз по Европе, вернулось в Санкт-Петербург, наконец, обретя свое почетное место в коллекции.  Этот уникальный случай еще раз подтверждает вышесказанное.

Вот еще одна история о путешествуюшем платье, правда, проехав тысячи километров в коробке рядом с бабочкой и перчатками жениха, оно никогда не покидало Россию. Молодая девушка, окончив Бестужевские курсы, вышла замуж за учителя, но их счастье было недолгим – муж вскоре умер от эпидемии. Когда началась Великая Отечественная война, учительница уехала в эвакуацию, взяв с собой только самое дорогое –  воспоминания о любимом человеке и свое подвенечное платье. С этими сокровищами она и вернулась после войны в свой разрушенный, но несломленный город, чтобы уже в наше время подвенечный наряд, в котором она давала клятву любви и верности, украсил собой  музейное собрание Морозовой.

В коллекции   есть также свадебный фрак с маркировкой «Санкт-Петербург — 4-я Рождественская улица» с именами портных, которые его шили. То есть гости музея могут увидеть здесь образец своеобразного  дореволюционного свадебного бренда.

О некоторых экспонатах из коллекции существуют очень  трогательные истории, если даже не сказать легенды.  Например, поговорим о платье с военной историей. Оно было сшито для свадьбы, назначенной на 22 июня 1941 года. Жених ушел на фронт, и с невестой им было суждено встретиться только через 10 лет. Долгожданная свадьба, наконец,  состоялась, и платье оказалось востребованным. Это было крепдешиновое платье с мелким цветочным узором. Оно передано в коллекцию уже детьми  этой супружеской пары.

(К сведению читателей: середины 60-х годов в России не было даже такого понятия, как свадебное белое платье. На свадьбы шили, как правило, просто красивый наряд.)

Из советского периода в коллекции есть платье   с маркировкой Санкт-Петербург, фабрика Мюнцена Берга, (так называлась на заре советской власти фабрика «Первомайская Заря»).  Платье  изготовлено в 27 году, и  не являлось  традиционным подвенечным, но у данной невесты было свадебным.

В этом собрании «аксессуаров человеческого счастья» много вееров, перчаток, обуви, которую хранить еще труднее одежды. Много детских дореволюционных вещей в хорошем состоянии. Есть очень ценная коробка для обуви для свадебных туфель, на которой написано: «Поставщик его императорского величества» с гербами, печатями и адресом, куда доставить эти свадебные туфли – улица Гороховая дом №…

Ольга Морозова – главный редактор журнала «Петербургская свадьба» и директор музея  «Свадьбы, семьи и детства», который был открыт 2003году и, увы, закрыт в 2006.  В данное время директор  находится в поисках нового помещения для этого уникального музея.  А вся громадная коллекция одежды, антикварной и «винтажной»,  между тем, храниться у нее дома. В настоящее время у Морозовой есть очень серьезное предложение открыть музей в Москве или даже продать всю коллекцию оптом за границу. Но как истинная петербурженка и патриот северной столицы она никогда не совершит предательства по отношению к своему любимому городу.


комментария 2

  1. Андрей

    …Я более 30 лет занимался созданием и оформлением музеев — от научной концепции до монтажа экспозиций. Прошел путь от м.н.с. до зам. директора Республиканского краеведческого музея: сделал десятки экспозиций — как на работе, так и отдельных музеев — «Истории университета», «Музея докембрия института геологии», музея «Дети войны» и других Но давно, лет 10 назад пришла в голову мысль создать музея воспониманий — т.е. бытовых предметов, существовавших когда как обычные, но сейчас пропавших из нашей жизни. И чтобы они вызывали у каждого посетителя определенные, конкретные воспоминания, связанные с детством и юностью, историей семьи и рода, школой, вообще с личной жизнью.
    Музей свадьбы, семьи и детства оказался своего рода реальным воплощением такой идеи, чему я очень рад. Это доказывает, что хорошие идеи витают в воздухе и улавливаются другими личностями — вспомните учение о ноосфере В.Вернадского. Впрочем, нисколько не претендую на единоличное авторство идеи и мысли, а, повторюсь, только рад их реальному воплощению, — тем более в городе, который я люблю больше всех городов на свете.
    Браво, Ольга, побольше бы таких на свете!
    Льщу себя надеждой, что во время очередного наезда в СПб смогу увидеть это «свадебное чудо». И постараюсь пополнить его коллекцию/фонды, порывшись в своих домашних запасах. Что найду по тематике — все Ваше!

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика