Четверг, 28.03.2024
Журнал Клаузура

Анастасия Коновалова (Матвиенко). "Премия Антикандинского"

Существует в России премия, названная в честь живописца Василия Кандинского. И называется она соответствующе. Только вот соответствует ли своему названию?

Известно, что Кандинский считал очень важным в произведении содержание. «Форма без содержания не рука, но пустая перчатка, заполненная воздухом», — писал он в книге «О духовном в искусстве». Действительно, пустая картина, разящая лишь краской на холсте – малоинтересна вещь. Суть и смысл произведения – вот важность! Любой дурак человек может написать пару закорючек и обозвать их «Проявлением гипертрофированной любви в эпоху Возрождения» или в таком духе. Позвольте, да откуда же берется этот смысл?

А зрителям бы всё позаковыристее, обнаженнее, скандальнее. Они разучились видеть простое в простом. Им загадки подавай. Да еще и от распиаренных мастеров, а не просто там кого-то. Пара разноцветных мазков именитого арт-производителя будет цениться в разы дороже, чем искусно выполненное произведение малоизвестного художника. Премия хорошо это иллюстрирует.

Мой знакомый художник в этом году участвовал в премии Кандинского в шансе попасть хотя бы в шорт-лист. Он выставил на суд зрителей вполне себе ясную картину с понятным сюжетом о человеческом героизме и гуманности на войне. Хотя у его менеджера был вполне реалистичный взгляд на это: таким не видать премии. Так и вышло. Потому что художник оказался слишком уж хорошим, и картина его была слишком уж проста. Без пошлости, грязи, интриг. Но премия выше хороших произведений. Она такие жует и выплевывает, не давая шанса пробиться нормальному искусству в ряды достойных наград. Жюри премии всё бы яркое и расфуфыренное подавай, как вороне. Слишком предсказуемо, но премия не хочет меняться.

Самое обидное, что всё это очень сильно влияет на тенденции в искусстве. Что выиграло – то и модно. На то и копят деньги коллекционеры. А что не выиграло – разве ж хуже? Получается, что да. Хотя в оргкомитете утешают: «просто не набрали достаточное количество голосов, но работа достойная!». А побеждает ведь искусство, которое порой язык не поворачивается искусством назвать! Вот и сейчас оно становится сплошным зрелищем и хулиганством. И ничем более. А, знаете? И хорошо! Потому что та небольшая масса художников, которая думает о вечном и мирном (а не о целующихся милиционерах и голых попах), станет со временем достоянием нашего арт-мира, его утешением и подпольем. Ведь нормальное искусство создается для тех, кто может найти в себе моральные силы стать наперекор лауреатам премии и увидеть развитие искусства в его истинной, чистой, живописной и даже незрелищной сути.


комментариев 13

  1. Анастасия Матвиенко

    Спасибо всем за комментарии. Очень рада, что эта тема находит отклик.

    Согласна, что нужно художникам «из подполья» вставляться. И они всё-таки найдут своего зрителя. Другое дело, что галеристы зачастую не выставляют не модных. Т.к. они делают на них деньги. И галереи, где выставляют здоровое искусство, можно по пальцам пересчитать. Хотелось бы, чтобы их стало больше.

  2. Владимир

    Я однажды был на рублевке, посмотрел какие там дома! таких уродов нигде не видел. Материал хороший, его много, а построенный из этого материала дом — урод. Так и прет внутренний мир хозяев.
    Денег много, мозгов нет, вот они и покупаются на всякую туфту!
    В живописи, думаю, тоже самое.
    Деньги есть, мозгов нет, берут все что модно. А модно то, что на слуху.А то, что на слуху — это процесс управляемый!
    Техника этого дела несложная. Сунул в банку с краской палец, вытер о холст — название по обстоятельствам.
    Я записал сюжет по ТНТ, где «живописец» в краску конец свой макал и возил им по бумаге. У него это действие называлось «горизонтальный абсолют». Кстати, он «член» Союза художников. Новатор!
    На любую критику у них готов ответ — «Я так вижу!».
    Мне всегда хочется сказать, «…ну если ты так видишь, сходи к врачу, проверься!»

  3. Ольга

    Спасибо, что подняли такую тему! Как уже надоело все голое, извращенное и бессмысленное …

  4. Сергей Михайлов

    Согласен.Спасибо.Но Художник должен понимать, что он воспитатель вкуса и свои картины выставлять, а не быть подпольным.А если работы действительно хорошие, то они найдут своего покупателя.Качество…цена…стена…))Всем Доброй Осени!

  5. Константин

    Искусство и задает загадки, и и ответы на них даёт. В том и смысл.

    Очень понравилась мысль об отсутствии простоты и требовании сложности и загадочности.
    Чему удивляться — довлеет декаданс, модно называемый поспостмодерном.

    Слава Богу, есть и другое !

  6. зоя кутейникова

    Замечательная статья. Особенно понравилась мысль о том, что подлинное искусство вынуждено уходить в подполье, чтобы сохраниться. Это очень жаль, но отрадно то, что все больше людей начинают понимать, что вся та грязь и пошлость, которые нам так рьяно пропагандируют, на самом деле становятся просто опасными для общества, особенно для неокрепших молодых душ. Спасибо, Анастасия!

  7. Анастасия Матвиенко

    Наталья, спасибо за отзыв! Я думаю, что «здоровое» искусству рано или поздно возобладает над ненормальными проявлениями моды. И то, что сейчас отодвигается за угол, станет классикой. Как это было всегда в истории искусства.

  8. Наталья

    Большое спасибо за статью! Отрадно, что здоровый взгляд на происходящие в современном арт-мире процессы все-таки пробивается и может выражать себя. Действительно, идти против волны, которую гонит разлагающийся мейнстрим, невероятно тяжело. Но силы придает осознание правильности своего дела. Защита красоты и гармонии, высоты духа и гуманизма в последнем оплоте — произведениях искусства — достойное дело жизни.

  9. Анастасия Матвиенко

    Здравствуйте, Игорь!
    Спасибо за комментарий.

    Мне кажется, что ответ очень просто — кому-то нужны деньги и мода, а кому-то — истина и своё «я» в искусстве. Каждый выбирает сам. Я знаю многих художников, которые работают где угодно, но не изменяют своему творчеству ради большой выручки.
    А тех, кто участвует в премии ради выгоды я не могу понять. Для них собственное «я» становится бизнесом, и в результате — они себя теряют. А нужно ли это художнику? Важнее ли это?

  10. Игорь

    И что же, по мнению автора статьи, нужно сделать с премией? Ведь она дает возможность художнику заработать, и заработать неплохо.
    Учитывая, какое жалкое существования влачат российские художники, премия — их очень важный шанс, ради которого они готовы даже писать на святом холсте голые попы.

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика