Воскресенье, 16.06.2024
Журнал Клаузура

Вадим Виноградов. «РАСКОЛЪ»

Юный Петр прошагал со своим войском в ХVIII век, появились слова «конец фильма», и душу объяла печаль от расставания со ставшими близкими людьми, которые 10 дней делились с нами своим сокровенным, раскрывали нам свои метящиеся, страждущие, иные до крайности жестокие, но всё ещё красивые христианские души, ещё не впустившие в себя всепоглощающего лукавства ХХI века, когда почти уже окончательно охладела любовь, началом охлаждения которой и был тот самый раскол 17-го века, вбросивший в русскую жизнь вроде бы незначительное и малое лукавство — двуперстие дома, а при людно трёх, о чём и поведал нам фильм «Раскол».

Но только несколько секунд продолжалась эта светлая печаль от расставания с героями талантливейших мастеров кинематографа, Николая Николаевича Досталя и Михаила Николаевича Кураева. Сразу же после слов «Конец фильма» канал Культура врубил продолжение обсуждения фильма, начатое ещё после 8-ой серии, создав, таким образом, 21-ю серию, целью которой было сделать всё, чтобы картину о современности, сделанную на материале ХVII века, зритель бы воспринимал исключительно, как историческую, да, притом, во многом несоответствующую исторической правде. Но серия-то эта 21-я, обсуждение фильма, и показала, что фильм «Раскол», сделанный на историческом материале, помогает раскрытию духа нашего времени, пожалуй, лучше, чем сам показ нашего времени, ибо всё познаётся в сравнении.

За столом в студии сидели видно, что образованные и воспитанные люди. Но когда они говорили, невольно возникал чеховский образ Ревунова-Караулова. Милого, доброго, душевного капитана первого ранга, способного говорить только о своих бомбрамселях, фалах и шкотах, за что незаслуженно и получил характеристику: — Они хочут свою учёность показать! Но Ревунов-то-Караулов, как раз не имел никакого намерения преподносить себя. А вот у мудрых мужей, пришедших на обсуждение фильма, желание показать свою учёность было очевидным. Перед ними сидел режиссёр, только что завершивший титанический 4-летний труд, человек, совершивший подвиг — в век спецэффектов, онлайн фильмов и компьютерного обмана не побоявшийся раскрыть глубину человеческих душ методами классического кинематографа.

Но ничего этого не увидели Ревуновы-Карауловы и занимались только показом своей учености. Новые русские образы, только что увиденные в фильме,- их не волновали. Они пришли обсуждать фильм, а стали обсуждать ХVII век, о котором имели свое суждение. И потому для одного из них важным было «непопадание в Алексея Михайловича». Другой тянул на себя одеяло и требовал, чтобы ему объяснили, почему это Янукович Польшу назвал другом Украины, а Россию только партнёром. Третий, оцеживая комара, заметил, что однажды кто-то вошел в комнату и не перекрестился, и что у одного инока подрясник оказался не подпоясанным… Словом, о чём фильм сим мудрым мужам так и не открылось. И то, что представители так называемой, нашей интеллигенции так и не приметили слона, что они не поняли о чем фильм «Раскол», показало, как плохое Бог обращает в хорошее. Благодаря приглашенным и стало ясно, что фильм «Раскол» стал индикатором падшей нашей жизни.

А фильм «Раскол» не о действиях и характерах людей ХVII века, что обсуждали наши мудрецы. Он о некогда бывшей русской душе, хранившей ещё дух Святой Руси. О душах того времени, когда постоянно памятовали о своем Спасении, имели абсолютную веру в Царство Небесное. Когда даже палач, поджигая на костре осужденных, молился об упокоении их душ. Когда Царь или воевода, принимая решение о жестокой каре, соотносил это свое действо с возможной карой своей души на Страшном Суде.

Почему же дела Веры, необыкновенно полно отраженные в фильме, не нашли отзвука у наших мудрецов, обсуждавших фильм и 8-го и 16-го сентября? А ведь, мудрецами этими в те дни были ни какие-то там откровенные атеисты. Один из них, например, заведует кафедрой в Московской Духовной Академии. Другой — руководитель Патриаршего отдела и, вовсе, священник. Третий — доктор исторических наук. Почему же не поняли эти передовые люди нашего времени, о чем фильм «Раскол»?

10 дней с экрана ТВ к нам от верующих русских людей ХVII века, постоянно повторяясь, летело главное их исповедание: — Христос посреди нас! — с крепким восклицательным знаком. А за ним следовало подтверждение, такое же твёрдое и ясное: — Есть и будет!

А вся атмосфера обсуждения фильма невидимо и неслышно, но явно, постоянно повторяла:   — Зачем это Он будет нам мешать? Мы и без Него знаем, что такое ХVII век.

 — Христос посреди нас? — этот вопрос из тумана бомов, брамсов, фалов и шкотов наших говорунов, как дамоклов меч, невидимый и неслышимый, но очень явный, нависал над столом Ревуновых-Карауловых.

— Не хватает ещё, чтобы Он пришел нам мешать! — был сокрушительный ответ.

Возлившись друг на друга в ХVII веке русские люди постепенно Христа стали забывать. Уже Петр вывел русского человека из ограды Церкви. И вот, ХХI век! Ещё великий сербский святитель Николай спрашивал интеллигенцию: — Кто васъ такъ прельстилъ, что оттеснили вы Христа в конецъ стола?

Или, как говорил протоиерей Всеволод Шпиллер:  Подвергает опасности долг для всех нас обязательного свидетельства о Христе. Вот, и мудрецы, приглашенные обсудить фильм о Вере в Христа, Христа ни 8-го, ни 16-го сентября даже не вспомнили.

В эти же дни, когда на телевизионном экране показывали фильм «Раскол», в Венеции известнейший наш кинорежиссёр Александр Сокуров за свой новый фильм «Фауст» получал «Золотого льва». Репортёры всех стран с видеокамерами и микрофонами облепили Александра Николаича с нетерпением ожидая, что он с «Золотым львом» в руках произнесёт. И Александр Николаич, без пяти минут, возможно, и оскароносец, на весь мiр изрекъ:

— Никакого диавола… нет! Только человек! Всё зависит только от человека!

Так элитнейшая звезда нынешней культуры совершила очередной донос на свою братию — интеллигенцию. Очередной потому, что признание своего безбожия «русские» интеллигенты не очень-то уж и скрывают.

Вот, любимейший наш учёный, милейший Сергей Петрович Капица, который через телевизионный экран уже десятки лет входит в наш дом, как самый дорогой гость, будучи искренним человеком, свидетельствует:

Наука — это некий круг, и задача учёных его расширять.

Корреспондент с восторгом прибавляет:

А в центре этого круга Бог?

Человек, — поправляет его Сергей Петрович. И увидев в глазах корреспондента недоумение, добавляет:

Если вы о моих религиозных взглядах, то я русский православный атеист.

Бедные наши православные атеисты, сидящие сегодня на всех телевизионных седалищах, своими ухищрениями, заботой, якобы о России, прельщающие остаток нашего верующего народа, пытаясь обратить его в свою веру, в веру в… человека, возможно, и не ведают, что всем своим страстным подвигом служат они… преисподней.

И народ наш сегодня расколот! Не пристрастием к тем или иным партиям: я за Путина, а я за Жириновского, а я за Зюганова… Нет! Главный раскол нашего народа состоит в том, что абсолютное большинство его верят в человека. И только его Малое русское Христово стадо остаётся верным Христу. И Бог — со своим Малым стадом. Что же будет с теми, у которых в центре… человек?


комментариев 6

  1. Аввакумова Светлана Н.

    Фильм хороший. Я прямой потомок Аввакума. Мы произошли от его младшего сына, Афанасия. Большинство потомком высокие, красивые. У многих глаза глубоко посажены. Подбородок выпирает вперед. Большинство потомков обладает математическим складом ума. Многие способны к рисованию. Некоторые к литературному творчеству. Все порядочные люди.Из нас прёт желание спорить. Хотелось бы увидеть фильм о потомках Аввакума. Кстати, фигурист 70х годов Протопопов (в паре с Белоусовой) очень похож на Аввакума. Все родственники удивлялись его сходству с нами. он, наверное, произошел от старшего сына Аввакума, Ивана(северная линия). А у Никона потомков нет, что закономерно. Хотя, существовала версия, что Петр 1- его незаконный сын. След Аввакума остался на земле в виде нас- потомков.

  2. Геннадий

    Отношение к фильму отрицательное, сам я православный, специально поднял материалы по расколу. Факты в фильме перевернуты. Патриарх Никон не отсебятину городил, а грамотно провел ревизию служебников по книгам 1000,600 и 400-т летней давности выписаными из Иерусалима, Греции, Константинополя. А Стефан, Аввакум и другие вносили отсебятину, типа «крещения огнем». П. Никон не дал из церкви сделать секту. Почитайте лучше св. Отцов православной церкви(А.Дорофея, И Домаскина, Г. Палаамы и т.д.) вместо тех кто далек от православия и вы сами все поймете

  3. Вадим Виноградов

    Павел, а Вы смотрели «Цитадель»? Ведь, действительно замечательный фильм. Только надо отбросить предвзятость к Михалкову, когда будешь смотреть этот фильм.

  4. Ольга

    Вчера была на презентации книги К.Я.Кожурина «Протопоп Аввакум» он очень хорошо отзывался о фильме «Раскол». Я практически не смотрю телевизор, но после Вашей статьи и вчерашнего отзыва К.Я.Кожурина теперь обязательно поищу этот фильм. Спасибо огромное за эту статью!

  5. Павел Алексеев (Точка)

    Наверное, хорошо, что такие фильмы снимают. Но режиссура и актёрская игра уже у нас в стране давно утеряна… Видишь артистов из соседней подворотни… никакого перевоплощения… печаль… Лучше бы «Фауста» показали бы. А доказывать на словах, что это всё хорошо, не знаю, стоит ли…
    У всех своё мнение… Вон и Михалков считает, что его фильм — лучший.

  6. Pingback

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика