- Александр Полежаев (1804 -1838) — русский поэт первой трети XIX века
- Владивосток – столица ДВ. Ляля Алексакова выпустила клип посвященный родному краю
- Великая миссия Кшиштофа Кесьловского
- Наталья Бондаренко. «Три ангелочка». Рассказ
- «Ваша свобода – это я…». Заметки о новой книге «По ту сторону Разина» краеведа Алексея Малышева
- Реплика: Пьесы Маяковского оценил бы Аристофан
Владимир Аветисян. «Кончилось в России время порядочных людей?» (мнение нашего автора)
29.09.2011Опыт жизни в Союзе и коренящаяся в нём память оставляют нам два общественных чаяния: первое – это жажда участия, которая переводится в идею гражданского общества, а не только процедурную картину демократии; второе – это жажда выразительного нравственного человека, которого, наряду со многими вещами, отличало бы такое понятие как п о р я д о ч н о с т ь.
Однако, действительность в наши дни поражает всё более свободными нравами. Хрестоматийная формула об Абсолюте Прекрасного – и одежда, и душа, и мысли! – выглядит анахронизмом. Вернее будет сказать: в человеке всё должно продаваться: и внешность, и душа, и мысли!.. Вряд ли при таком раскладе может существовать порядочность (в старом и добром понимании этого слова). Что говорить о простом обывателе, если даже среди лиц, занимающих высокие посты, общепринятым остаётся принцип поведения, согласно которому всё, что не запрещено законом, является морально дозволенным и может быть рекомендовано для применения на практике. Стоит ли объяснять таким людям, что в законах, по которым живёт общество, невозможно всё предусмотреть, а посему в человеке должен присутствовать свой, внутренний закон, называемый совестью; каждый его шаг, не подпадающий в запретительное поле основного закона, тем не менее, должен быть завизирован законом совести. В противном случае, пропадает достоинство и уважение, разрушается вера в справедливость…
Такое положение вещей легко погружает порядочного человека в отчаяние. Он не может взять в толк, почему в нынешней России люди, искренне ратующие за благо народа, за нравственно здоровое наследие, испытывают политическое отчуждение? Почему слова: «патриотизм», «отечество», «родина» перестали вдохновлять большинство, утратив своё былое сияние? И далее ещё более удручающий вопрос: ради чего мы с такой преступной готовностью развалили своё прежнее государство? Неужели ради нынешней дурной системы, которую народ до сих пор не в состоянии понять и принять? И, как следствие, — новая Россия не столько наше обетованное отечество, сколько отечество утраченное… Вот откуда бьют гейзеры пессимизма и недоверия к властям.
Бесспорный факт, что пессимизм характеризуется как самозаводящийся механизм, всегда направленный в сторону отчаяния. Психологи отмечают, что нынешним россиянам, возможно, не хватает иронии – как средства защиты от отчаяния. Но, помилуйте, откуда нам черпать иронию, если жизнь ежечасно ввергает нас в штопор? Юлить, выкручиваться, «мухлевать» — порядочный человек не умеет, поскольку ему чужды промежуточные решения. Увы! – в силу своего воспитания он приучен говорить либо «да», либо «нет», потому что по-другому просто неприлично. Он привык отвечать за свои слова, и делает свой выбор в гордом одиночестве. Между тем, этическое одиночество в аморальной среде есть позиция самодостаточности, в русле которой и могут лежать поступки, завизированные совестью. Только это и помогает человеку отличать добро от зла.
Говорят, всё изменится к лучшему, если мы изменим своё законодательство в соответствии с требованиями Страсбурга и Брюсселя. И что? После этого возродится порядочность? Полноте! Это красивое заблуждение (если не целенаправленная ложь!)
Любой представитель государственной власти, между прочим, доложен вести себя в соответствии с императивом, не допускающим некоторых видов поведения, даже если в законодательстве ничего об этом не сказано. К примеру, взятки во властных структурах.
Почти весь механизм нынешнего государственного управления изъеден дефектами, причём, весьма крупными… Об этом не устаёт повторять в своих выступлениях Президент. Общая черта этих дефектов – приспособление государственного блага к нуждам различных влиятельных группировок и кланов, неистовое стремление к финансовому (а также политическому) успеху любыми средствами – как достойными, так и недостойными. Подобная неистовость стала сегодня главным источником патологии властной элиты. Кстати, следует оговориться, что порядочные люди, интеллигенты, властители дум, воспитанные на принципах совести и справедливости, уже давно «не в формате», поскольку к нынешней «элите» причисляют сами себя те, у кого есть деньги, пусть даже не такие, чтобы впечатлить «Форбс»…
С грустью приходится сознавать, что этика порядочного интеллигента-общественника почила в бозе. Попробуй сделать что-то бескорыстно, тут же к тебе вопрос: «А что ты с этого имеешь?» Уже не говоря о паскудной сентенции: «Если ты такой умный, то почему же такой бедный?!»
Разговоры о том, что можно мало зарабатывать, но при этом быть человеком честным, порядочным и счастливым, жить интересной жизнью, иметь независимые суждения, — кажутся наивными и старомодными. Конечно, нищетой нельзя оправдывать собственную пассивность в области образования, культуры, норм поведения! Тем не менее, у порядочного человека есть своя высшая миссия: служить добрым примером, не бояться выходить за рамки своей узкой профессиональной сферы, считать, что ему по-прежнему есть до всего дело! От порядочного человека ждут поступка, — где надо, сказать «да» либо «нет», и этим поддержать сомневающихся, слабых духом. Значит, обществу нужно, чтобы в нём было как можно больше порядочных людей, которые смогут остановить идущие ныне процессы деморализации.
Казалось бы, кому, как не властной элите вести людей дружными рядами через великое чистилище?! Но, увы! – только наивные люди могут сегодня положительно воспринимать деятельность политиков и государственных чиновников, верить в их честность и порядочность. Впрочем, политики и чиновники таковы, каково само общество. У разумного и дельного политика сегодня нет шансов прорваться во власть. При существующей выборной системе статистическим большинством голосов власть отдаётся на откуп чаще всего беспринципным толстосумам, свободным от совести и моральных обязательств.
Нынешнее исчезновение символического пространства, бесплодные попытки нащупать сколько-нибудь внятные ориентиры, свобода от морали и вездесущность бесстыдства могут быть преодолены только возвращением к тому, что в августе 1991 года было важнее всего, — потребности воссоздать в себе нравственный стержень и вместе с этим ощутить «коллективную душу» нашего национального сообщества! Именно поэтому сегодня, как никогда, страна нуждается в людях с двойными квалификациями – как интеллектуальными, так и этическими. Нам не хватает того, из чего складывается понятие общественного доверия: хранить верность своему слову, хотя бы даже и одному, честно соблюдать договорённости, не обкрадывать друг друга при каждом удобном случае… Без этого мы не станем обществом, способным к сотрудничеству, порывам воодушевления и взаимной помощи. Ложь, отсутствие стыда и совести, смерть наших священных идеалов, которыми злоупотребили люди, не имеющие на них внутреннего права, обернулись для нас потерей памяти о том, чем был для нас социализм. Наглость бывших оппортунистов, ставших теперь номенклатурными капиталистами, так же опасна, как и паутина капиталистических служб и их клиентов, опутывающих государство и экономику. Чтобы возвратить в нашу жизнь надежду, а словам – их законный смысл, нам нужна внутренняя опора и общественная энергия, исходящая, как в Августе, из веры в себя, в свою порядочность и в порядочность других. Только это и важно, если мы не хотим, чтобы жизнь наша превратилась в бесконечное, мерзкое и пустое реалити-шоу…
Так что же? Кончилось в России время порядочных людей?..
комментариев 11
y575
06.03.2012Непорядочность овладевает нашей жизнью и окружающими нас людьми постольку поскольку мы позволяем этому происходить. Главным образом по нашему недомыслию.
Недавно встретился со своей учительницей истории. Учился у нее еще при СССР. Она создала школьный музей, о фашистской оккупации и освобождении нашего города.
Так вот, когда я в беседе ей рассказал, как неправильно работают у нас суды, за решетку попадают люди по несправедливым решениям, из-за косяков следователей. И вот она мне говорит «Ну что же тут такого, надо в эту систему как-то встраиваться, ты меня понимаешь?»
Вот и все наши представления о порядочности. Устами историков, называется…
Pingback
30.11.2011http://klauzura.ru/2011/10/vladimir-avetisyan/
Игорь
15.10.2011Очень странная статья. Такое впечатление, что в России (или на Украине) когда то жили порядочные люди. Может быть,когда нибудь такое случится, но разговоры об якобы «интеллигентном» прошлом как минимум некорректны…До сих пор мы не можем дать оценки прошлому. Я вспоминаю человека, который просидел 40 лет почти без выхода, 25 в лагерях, и последние 15-в психушке. И все эти горести свалились на него за то, что он был…порядочный и честный человек. Посадили его за то,что много «думал» в письмах с фронта, когда была амнистия, то он не признал себя виновным,и был оставлен в местах не столь отдалённых. Умный,мягкий, интеллигентный человек,который сидел за свои убеждения,когда мы ходили на демонстрации…Я хотел устроить ему побег,уж слишком диким казалось его пребывание в психушке,но он,отказавшись, сказал фразу, которая,как мне кажется, является эпитафией прошлому-«Честный человек в Советском Союзе может жить только в сумасшедшем доме». Мы до сих пор не покаялись, мы ходим по костям не похороненных людей, мы спорим о статистике смертей вместо того,что бы снять шляпу, и замолчать… Порядочные люди были конечно,но их можно по пальцам пересчитать,сколько было тогда,столько и сейчас, но они хоть не сидят…
Евгений
12.10.2011Статья правильная, порядочные люди, как могикане, уходят в небытиё а на смену, как чёртики, выскакивают какие то истерики именующие себя историками всё достоинство которых поверещать с экрана о всех видимых безобразиях без серьёзного анализа причин заболевания Но ведь из ничего не вырастает нечто.Значит вирус загнивания как домовый гриб в древесине где то таился в нашем светлом прошлом ипочувствовав подходящие условия разбушевался подрывая основы существования страны.Всё порядочное а значит человечное гуманное выжигалось большевиками с редкой методичностью и настойчивостью.Ленинская формула «нравственно всё что на пользу революции» позволяла творить любые гнусности оправдывая их «революционной целесообразностью» А те глыбы нравственного народного здоровья случайно недобитые большевиками и были нашими декабристами подготовившими наше поведение в дни крушения проклятой историей и народом системы.Сегодняшняя власть удивительно повторяет ошибки своих предшественников,являя примеры крайней безнравственности по отношению к народу,готовя себе бесславный конец типа достославной Тимошенки.Мир стал так мал что итуманы Альбиона могу не спрятать шалунишек если народ призовёт к ответу шай ку грабителей.
Антон Грин
09.10.2011Существует старое и проверенное мнение — «репутация создается годами, а разрушается в одно мгновение». Поскольку порядочность — одна из составных элементов репутации, если не самый значимый, то разрушается — при ее малейшем нарушении, — в один миг.
В наше, увы, далеко недоброе, время порядочность стала в понятии большинства властью путанных (как дергающих за ее нити, так и находящихся на другом ее конце) чем-то вроде морального уродства и извращения.
Причем, понятие нравственного (читай — порядочного) поведения у разных своев общества абсолюно разные, более того — противоположные.
Начальник и м е е т право (полномочия!) брать «в лапу» — хоть купюрами, хоть борзыми щенками, хоть -как это было на этой неделе, — жирными гусями. И это в его понятии — непременная черта порядочного человека.
Бомж (теперь берем для примера «нижний слой» общества),выпрашивающий «на пиво» или спёрший с голодухи застарелый мирожок, сядет минимум на сутки-трое, а потом ему подвесят еще чужой мелочевки на пару-тройку лет. И все считают себя и свои деяния действиями порядочных людей.
Педагог высшей школы, или автор популярного туристского издания не постесняется страницами списать когда-то предоставленные ему по-доброте душевной чужие материалы и статьи, созданные (но не опубликованные!) на основе собственных, настоящего автора исследований,на его архивных поисках. И даже не упомянуть его в сносках, бесстыдно вынося в качестве своих собственных ссылки на архивные дела, в которые даже не заглядывал. Да и в этом архиве — не бывал.
…Очень порядочным себя считает, книгу выпустил, диссертацию таким же образом написал. И защитил. (пример, кстати, абсолютно реальный и свежий!)
Нравственная деградация распространяется как гниль, слово «порядочность» становится анахронизмом.
За четверть века рубль выжег из многих душ совесть, честь и другие моральные понятия. Честно и порядочно теперь только то, что стоит денег. Они — мерило человека!
И статья — верная до последней буквы, спасибо автору… только давно уже пора опять, опираясь на еще сохранившиеся в общенародной душе принципы, целенаправленно возрождать то, что мы почти потеряли.
Иначе вымрем и как народ!
Pingback
08.10.2011Константин
08.10.2011«даже среди лиц, занимающих высокие посты, общепринятым остаётся принцип поведения, согласно которому всё, что не запрещено законом, является морально дозволенным и может быть рекомендовано для применения на практике»
Это было бы по сравнению с реальностью — счастьем !
Среди этих лиц — общепринятым остаётся принцип поведения, согласно которому всё, что запрещено законом — этим лицам самим дозволено и рекомендовано :))))
Валентина
08.10.2011Моральное разложение началось не в 90-е годы, когда рухнул советский строй. Рыба ведь гниет с головы. Разве в советское время люди во властных структурах жили все по совести и чести? Да, в среде простых людей много было честных порядочных людей. Пропаганда коммунистических идеалов давала свои плоды, пока люди еще верили в светлое будущее. Для молодежи примерами для подражания были мифические герои революции, вожди. Властные структуры жили как при коммунизме, имели свои закрытые распределители, имели шикарные квартиры и правительственные дачи , закрытые клиники, куда доступ простых смертных был невозможен. Но все больше и больше реальная жизнь, полная самых различных проблем для простых людей, и то, что нам преподносила советская пресса вступала в противоречие, вызывая скептицизм и разрушение моральных принципов у молодежи. Наглая ложь советской пропаганды и презрительное отношение к частной собственности и привело к тому , что сейчас мы имеем. Мне очень понравились слова Андрея Владимировича: Порядочность – свойство хозяина, а не люипена. Во истину так !
Андрей Владимирович.
08.10.2011Порядочность — свойство хозяина, а не люипена. Оторвав людей от собственности и построив Большой Концлагерь, эту черту извели под ноль. Порядочность стимулировалась только страхом казни. надо годы, чтоб пробудить в людях чувство Хозяина.
Аркадий Паранский
30.09.2011— «Если ты такой умный, то почему же такой бедный?!»
— А потому и такой бедный, что такой умный.
Полагаю, что не кончилось, хоть и очень не достаёт.
Pingback
29.09.2011http://klauzura.ru/2011/08/soderzhanie-vypusk-4/