Алексей Филимонов. «ВНЕВИЗМ – что это такое?»
29.10.2011
/
Редакция
И невозможное возможно…
Ал.Блок
Вопрос следует поставить так: зачем нужно сегодня новое литературно-философское течение? Все русла изучены, а многие вообще считают, что мы живем в последние времена, и посему трясина постмодернизма – до скончания света. Поэтому если паки не возродимся – то так и умрем в безвестности. Как христианство забирает у человека душу, так литературная среда отбирает способность мыслить и мечтать. «Масонские игры» почвенников и либералов привели словесность к патовой ситуации, где все мнится завершенным и разлагающимся.
Следовательно, мне кажется – нужен росчерк извне, сквозь ограниченное красно-белое поле, ход конем, который подобен зигзагу молнии. Литература не может не развиваться, развеивая в клочья догмы и предрассудки. Наивно полагать, что сегодня возможно напрямую продолжать идеи Серебряного века. Перед нами провал, пропасть, и не оттого, что поэзия советского времени не продолжала по-своему традицию или не создала шедевров. За столетие после кризиса символизма (1910) произошли необратимые изменения в самой природе человека, писание стало обыденностью и выражением чувств, утратив художественно-философское осмысление. Пропала культура чтения, прежде всего у легиона самих пишущих. Упразднение иерархии выгодно авторам, которые не стремятся к развитию. Современное литературоведение создает видимость мышления, занятое писателями позавчерашним дня, творчество которых оно объявляет «новейшей» литературой. Не лучше положение в критике, обслуживающей замкнутые литературные кланы.
Вневизм – как идея и практика новой литературы, задуман два десятилетия назад, совсем недавно он неожиданно проявился, обретя сторонников. Он мог возникнуть только в Петербурге, пространстве, противостоящем победившему в Москве материализму, и помимо слагаемых взгляда изне и вхождения образа-символа в материю, что содержится в его аббревиатуре – Вне-В-Изм, – в названии можно различить поток Невы, символизирующий вечно обновляющуюся традицию, на брегах которой родился силлабо-тонический русский стих, а также две «В» и литеру «Н», указывающих на зазеркалье Владимира Набокова. Собственно, вневизм существовал всегда, как метафизическая струя в искусстве, почти неизреченная, сквозняк из подлинной реальности. Это сплав традиции и новизны как суммы приемов, новый их синтез. Вневизм окликает своего Полифема, взыскующего Никого и Ничто из неявленной материи, чье видение отнюдь не око всевидящего надзирателя, лишенного свободы и ограничивающего других, а потому обманутого Одиссем. Активный сотворяющий импульс вневистики – попытка преобразить мир (миф) по образу и подобию духа.
Казалось бы, это всего лишь приставка: вне-, но она коренным образом меняет суть слова, перенося драматический конфликт в иное измерение и продолжая его здесь. Так проявляется новое диалектическое начало вне-течения. Внежить, внесталь, внекто – не только новые понятия Внесловника, еще не имеющие широкого употребления, но и термины-антиподы. По Набокову, от комического космическое отделено всего одной свистящей буквой «с». Рассказ Павла Алексеева «Внежить» о том, что героя внезапно мучает потусторонность, – то, чему он не может подобрать имени и потому демонизирует. Персонаж начинает «жить вне», пытаясь осознавать мир, который прежде был заслонен от него телерекламой, насущными нуждами и усвоенной с детства материалистическими догмами. Возвращаясь «в» мир – глядя на него изнанки материи, герой и через него автор прозревают в нем подлинные черты, так в коконе тела смутно шевелится бабочка возрождения и возвращения к истокам, когда Природа еще не была отгорожена от человека и сама являлась Храмом.
Критик Ольга Соколова использует «взгляд извне» (название ее одноименного сборника статей) как опыт постижения и выявления художественной истины, находящейся не только здесь, но и вовне, который, возможно, никогда не проявится даже на уровне идей. Отсюда мнимый герметизм направления – когда двойник – внекто – видит внесталь (вдосталь вне), чего обыденный человек, лишенный «шестого чувства», чувства прекрасного, лишен. Вневизм вне пользы и здравого смысла, – по Набокову, литература это прекрасный обман, служащий одной цели – созерцания красоты действительности, в чем заключается подлинное счастье.
Мы живем в компьютерную эпоху, и для кого-то «сеть» – золотые лучи, для иных – черная паутина. Безусловно, пространство вне печатного станка более насыщено полифоничными идеями, возможен мгновенный отклик, иногда граничащий с озарением, потому что другое я, вступающее в диалог, может выступать проекцией собственного сознания вовне, погруженного в область таинственного и неразгаданного.
17 ноября в Санкт-Петербургском Доме писателя состоится первая научно-практическая конференция «Вневизм и традиция», посвященная новому направлению. Круг тем – «метафизический язык», завещанный Пушкиным, наследие мировой литературы и философии (Платон, Бахтин, Хайдеггер, Тютчев, символисты и др.), взгляд извне как парадокс и активная созидающая сила, проблема непроявленного слова в художественном переводе, соотношение традиции и авангарда, вневизм как синтез неявленных тем и текстов, эмблематика бездны в сквозящих символах и др.
комментария 23
Ольга
13.01.2015Читая наши стихи, статьи, люди высветляются сердцами, забывают о своих проблемах.
Ольга
13.01.2015Считаю, что во вневизме лежит путь к единению народов и культур и спасению от обыденности.
Алексей Филимонов
20.11.2011Согласен, с Вами, Владимир!
Вернуть слову подлинность от ощущения мира одна из задач. Распрограммировать человека, сделать его свободным, дать толчок к само-освобождению от пут материи и духовных цепей.
Но только это очень сложные звуки, которые для нас имеют ценность гармонии и почти совершенства. Они целостные, поэтому и «простые»…
Владимир Глинский
19.11.2011Если вспомнить историю злоключений слова, то можно отметить, что вначале слово было ярлычком для различения вещного мира и манипуляций над ним. Затем слово стало отображением вещного мира в нас, своего рода регистрацией вещного мира. Позже слово превратилось в регистрацию наших ощущений. Последнее приключение слова заключалось в том, что оно регистрировало наши идеи и фантазии, в попытках избавиться от человеческого, и, наконец, оно от этого человеческого избавилось.
Так вот, теперь возникает вопрос, готово ли это литературное слово, словно Одиссей вернуться к своей Пенелопе. То есть, сегодня литературное слово и катарсис от его приключения должно заключаться в открытии человеческого, словно Terra Incognita. Мы вновь должны научиться радоваться простейшим звукам тростниковой дудки, пусть даже эти нехитрые звуки и будут создаваться на мощнейших ультрасовременных синтезаторах.
Алексей Филимонов
14.11.2011Нет, не ученых. Просто ответственных товарищей — за свою карьеру, распределение средств между своими и уничтожение конкурентов и молодой поросли. Не секрет, что средний возраст актива нашей парт… пе… простите, писательской организации, почти 80 лет.
Светлана
14.11.2011Перечитала статью, в глаза бросилась фраза: «Как христианство забирает у человека душу, так литературная среда отбирает способность мыслить и мечтать».
Как же так случилось, что литературная среда отбирает способность мыслить и мечтать?
Не связано ли это с тем, что в литературной среде потеряли чувство Слова? А также, что литературная среда стала слишком материальной, а в связи с этим и косноязычной, признавая лишь внешнюю сторону событий, не связывая их с метафизикой? То есть, тут в таком случае подходит следующее:»Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (КНИГА ЕККЛЕСИАСТА).
Что нужно понимать под литературной средой»? Собрание ученых мужей?
Алексей Филимонов
12.11.2011Да, хотя это уже больше похоже на игру слов. Все решается в пространстве текста, художественного произведения, и не суть важно, в каком жанре оно создано, — стоит ли за знаками и символами не проявленная бездна, либо хлябь материи.
Ольга Соколова
12.11.2011Лучше взгляд ребёнка, помнящего своё вИдение из вечности, чем взгляд взрослого человека, затерявшегося во Тьме. Ольга
Алексей Филимонов
11.11.2011Ольга, ответ в жанре «простодушной вневистики», но не таков ли и взгляд ребенка, еще помнящий свое вИдение из вечности?..
Ольга Соколова
11.11.2011Владимир Соловьёв предложил в своё время искать истину вне. Я с ним совершенно согласна. И буду использовать в своих стихах и статьях взгляд из вне. Вопреки всем и вся. Ольга.
Алексей Филимонов
11.11.2011Безусловно, Светлана, все не так просто в создании нового критического взгляда и надо тщательнее отбирать работы для сборника, чтобы туда не попадали черновики и т.д. Нам важны и полярные точки зрения, не зависящие от тех или иных «слишком человеческих» импульсов.
Понятие «бога» крайне широко и вряд ли сегодня можно прийти к общему мнению, что это такое, ну, кроме обывательского бреда, что бог един для всех и пр.
Светлана
10.11.2011Алексей, я считаю эту книгу смешением всякой всячины, больше я никак не могу выразить свое отношение к ней.
Такие книги могут в корне извратить направление.
Что вы имеете в виду под пантеистическим взглядом? Если то, что Бог и природа близки или тождественны, то это неверно. Но, возможно, я неправильно вас поняла.
Слово «лучи» нужно употреблять осторожно, так как лучи бывают разные, Царь Мира тоже распространял Лучи.
Сознание может поразить только Молния.
Алексей Филимонов
10.11.2011НИЧЕВОКИ — производное от ничто?
Алексей Филимонов
10.11.2011Светлана, о книге О.Соколовой можно и нужно говорить — парадоксальность «взгляда извне» складывает из пантеистического взгляда запредельности, который составляют также лучи нашего сознания.
Алексей Филимонов
10.11.2011Здесь точнее говорить о хайдеггеровской «отрешенности», Михаил!
Светлана
10.11.2011А разве можно серьезно говорить об О. Соколовой, как о критике? А тем более о том, как она трактует Взгляд извне…
Мих. Оршанский
08.11.2011Критик Ольга Соколова использует «взгляд извне» — это называется «отстранение», приём, впервые применённый в русской литературе, пожалуй, Карамзиным. В драматургии его довёл до разумного предела Брехт — ОСТРАНЕНИЕ. Положа руку на сердце, я не думаю, что русская поэзия возможна в этом русле — если не любой рифмованный текст относить к поэзии
Разумеется, готов обсуждать
александр
08.11.2011Пламенный привет от НИЧЕВОКОВ!
Алексей Филимонов
04.11.2011Светлана, безусловно, культура это не то, что задано, но раскрывается лишь при нашем личном участии, преодолении двойной косности — внутри человека и того, что называется культурным пластом, уровнем, традицией и т.д.
Светлана
04.11.2011Нужно вспомнить Откуда мы и зачем сюда пришли. А культуры слишком много вокруг, культура, говорящая, что может быть так и не иначе служит лишь оковами для человека, стремящегося найти Истину.
Сергей Воробьёв
01.11.2011Надо думать, что новое течение возникло не случайно. Всегда в периоды кризисов и ухода от предначертанного пути появляется некая сформулированная кем-то концептуальная модель, способная подвигнуть к осязанию действительности через вне и над-бытийные реалии. Другого пути выйти из материального оцепенения, как правило, нет. Иначе литература становится подёнщицей всеядного обывателя, а вся культура в целом превращается в дизайн. Поэтому-то и «писание стало обыденностью и выражением чувств, утратив художественно-философское осмысление. Пропала культура чтения, прежде всего у легиона самих пишущих». Это очень точные слова. И чтобы это состояние не закрепилось во времени, нужно соединить оборванные культурные и мировоззренческие связи выпавшим из общей цепи звеном. Течение, обозначенное, как «Вневизм», возможно, и являет собой попытку, инициацию к выковке этого звена. Само течение во временном и событийном круге может и отпасть, но задачу соединения и обозначения «художественной истины» оно непременно должно выполнить и, вероятно, возродиться вновь, когда придёт необходимый для этого момент.
Валентин Катаев отрицал все литературные течения и делил литературу на собственно литературу и её кривое отражение. Может быть, этот прямой (упрощённый) взгляд хорош, когда наличествует литературная иерархия и присутствует литературное мышление, а не видимость его. В период вне-временья всегда возникают и вне-течения, чтобы противопоставить явное неявному, чтобы очистить мутные воды окололитературной обывательщины новыми струями озарения извне.
Светлана
01.11.2011А я была так наивна, полагая, что и теперь блеснет вдруг вся та неземная Красота Серебряного Века.
В таком случае, замечательно, что существует течение Вневизм, которое является провожатым символа в Материю и из Нее.
Значит, искусство создания образов все таки живо!
Пусть продолжает жить!
Pingback
29.10.2011http://klauzura.ru/2011/09/soderzhanie-vypusk-5/