Ольга Несмеянова. «Тяга к прекрасному»
29.11.2011Существует убеждение, что искусство прошлого – это искусство прекрасного. Это, мягко говоря, не так. Под это заблуждение подводится требование к современному искусству вернуться к идеалам прекрасного прошлого. Вернуть искусству добро и красоту. На самом деле это требование обывателя-дилетанта спустить искусство до уровня вещи, бытовой красоты, непритязательного, «легко усвояемого» образца мэйнстрима, китча, приятного и понятного, в том числе и для малопросвещенного большинства. Но надо заметить, что правда большинства никогда не действовала в искусстве. Искусство всегда элитарно и в нем нет правды демократии
В современном искусстве легитимна правда теории.
В том-то и дело, что безобразное в искусстве было всегда. Можно взять любой произвольный исторический период.
Средневековье, романский стиль представляют безобразное в персонажах темных сил, греха, ада, сна, бреда, мифических персонажах и т.п. Наконец элитарные, те, что прятали в тайниках от посторонних глаз и публики. Работы прошлого — безупречная форма, безобразное в содержании порно, ужасов, садизма, греха как представленная здесь «Голова Медузы» П.Рубенса.
Еще Аристотель в свое время заметил: «Мы с удовольствием смотрим на самые точные изображения того, на что в действительности смотреть неприятно, например, на изображения отвратительнейших зверей и трупов» («Поэтика»). В этом-то и есть загадка, вечная тайна искусства, что любое, самое отвратительное содержание, будучи изображенным, чудесным образом превращается в притягательное, завораживающее, в то, чем обычно является прекрасное.
Это позволяет говорить, что в искусстве своя правда, а в реальной жизни – своя. Если в жизни прекрасное является достоинством, а безобразное недостатком, то в искусстве безобразное не только не вызывает порицания, но может привлекать гораздо в бОльшей степени, чем прекрасное, что позволяет сделать вывод — они на равных позициях как одно, так и другое, если представлены в ХУДОЖЕСТВЕННОЙ форме. Приведу пример – ни у кого не вызывает порицания Иван Грозный, убивший своего сына как это изображено на полотне Репина. Никакому, даже не знающему исторический сюжет, человеку не придет в голову привлечь к суду и ответственности убийцу. Уверена, что такая же реакция будет на театральную или кинопостановку. То есть прекрасное-безобразное в жизни существует само по себе, а в искусстве само по себе, отдельно, без увязок с этическим, моралью, добром и добротой, а только в связи с формой, если она художественна.
Безупречная форма как демонстрация «сделанности», умения прежде практически была равна искусству. Это положение сохранялось до начала 20 века. Процессы Модернизма, затронувшие в первую очередь формы мышления, отразившиеся в изменении как художественной формы, так и отношения к ней, перевернули представления о красоте, законченности, мастерстве, «сделанности» вещи. Сегодня это вовсе не обязательные требования к худ. форме. А может быть даже не желательные. Сегодня художник добровольно отказывается от желания демонстрировать свое умение, а значит и «сделанность» произведения. «Сделанность» принесена в жертву экспрессии, чувству, и нередко содержанию(не важно – положительному или отрицательному). Безобразное искусство в представлении большинства — это та или иная, в т.ч. и пограничная, крайняя «несделанность» (в отличие от прекрасно, мастерски сделанной формы как это было в искусстве прошлого).
Если подумать, то также трудно, как и отличить прекрасное от безобразного, различить степень, достаточность «сделанности-несделанности» произведения искусства, отличить мастерство от неумения, дилетантизма. Где начинается его недопустимая для искусства степень? думаю, нет ответа и на этот вопрос. Потому Марсель Дюшан нашел выход — долго не заморачиваясь, не стал делать ничего, а притащил из соседнего магазина готовый писсуар и водрузил его в выставочном зале под наименованием» Фонтан». Тем самым в 1917 году открыв в искусство дорогу готовой, уже сделанной кем-то, форме. Всем, ратующим за мастерски сделанное искусство осталось только развести руками и замолчать. Искусству был открыт путь в новую фазу и крайнюю степень традиционности — постмодернизм
Оказалось — не нужно уметь ничего! Если человек вдруг осознал себя художником, то, если ничего не умеешь, вполне можно взять готовое, т.е. уже ранее созданное, бытующее и использовать его не по назначению, а как строительный материал для нового, уже своего искусства. Примеров не счесть и не только в ИЗО, а допустим в музыке. Здесь можно вспомнить не только «Кармен-сюиту» Р. Шедрина, а и целое направление современной электронной музыки, где ди-джей при помощи сводок с готовых записей на виниловых дисках создает свою композицию и пр.
Таким образом, в ходе преобразований модернизма и постмодернизма в первую очередь в сознании и мышлении людей, безобразное на данный момент занимает в эстетике полноправное место наравне с прекрасным. Хотя тягу к прекрасному в искусстве никто не отменял.
Безусловно, это добавляет системе искусства равновесия, ведь прекрасное, не оттененное безобразным, теряется, размывается и в конце концов сливается с ним. Это хорошо бывает видно на конкурсах красоты, когда строй отобранных красавиц выглядит часто строем уродин, а самая уродливая в этом строю — победительница. Хотя на фоне обычных красивых и не очень девушек каждая из них, конечно, отличалась бы красотой.
Современная теория и философия искусства оправдывают, легитимируют, постулируют наиболее полное, всестороннее воплощение в эстетической форме и художественном. содержании произведения всех сторон и нюансов бытия: плохое — хорошее; прекрасное- безобразное возвышенное — низменное; мастерское – неумелое и т.п. Ибо только на фоне негативного есть возможность понять и прочувствовать полноту позитива, красоты, мастерства, добра. В т.ч. и в искусстве. Хочу заметить, что открытым остается содержательное наполнение понятия прекрасного, можно убедиться, что для каждого оно свое, а если сравнить все эти точки зрения, то можно прийти к выводу о перетекании, прорастании добра в зле, прекрасного в безобразном и т.п. Со времен Канта и Гегеля с их грандиозными эстетическими теориями, мало что прояснилось в этом непростом вопросе. Надо признать, что так и не дано всеобъемлющее, окончательное определение прекрасного (а значит и безобразного как его антипода). Оно, как и вопрос о том « что есть искусство?» так и остается открытым.
комментария 4
Нина
02.12.2014Очень важный аспект рассматривается, с точными примерами. Но проблема остается открытой ) На моей предыдущей работе основными критериями в оценке художественного произведения были «нарядно» и «нравится». Время от времени использовалось ещё слово «сделанность». В результате лучшими признавались кропотливо раскрашенные картинки, «кружевные» рисунки… Использование художником сажи газовой в натюрморте — по мнению начальства — говорило о «чёрной душе» автора. И т.п.
Ы
27.12.2012Такое ощущение,что У.Эко в кратком содержании
Pingback
02.07.2012http://klauzura.ru/2012/05/nesmeyanova-olga-alekseevna/
Pingback
29.11.2011http://klauzura.ru/2011/10/soderzhanie-vypusk-6/