Эдуард Абжинов. «Если бы мог». Эссе.
03.01.2012…«Если бы мог, если бы у меня было время, если я тогда успел бы, если бы мне тогда дали, если бы меня тогда взяли, если бы я уехал, когда звали, если бы я успел сказать ему» — и в этих «если бы» можно захлебываться всю жизнь и бежать изо всех сил, задыхаясь, за давно ушедшим поездом. Или наоборот, сидеть на высоком холме, смотреть на сиреневые дали и мечтательно смотреть на уходящий в дымку пространства и времени, поезд. Все едино: что так ты пассивен, а что эдак. В этом во всем все равно есть элемент невосполнимости времени, невозможности что-то вернуть, переиграть ситуацию, которая могла оказаться, может быть, решающей в твоей судьбе. В этих «упоительных» — «я мог бы, если бы», есть что-то горькое, обидное, неприятное, как бесконечный зуд, зуммом , бороздящий глубины твоей истосковавшейся, иногда не ясно отчего, души.
— Ведь ты же помнишь, как тогда было, помнишь? — вдруг спросил я.
— Помню — отвечает душа.
— И почему я тогда не решился?
— Но ведь ты же тогда сказал, что не время, что мы еще к этому вернемся, а еще ты сказал, «да так еще будет сколько угодно – жизнь длинная — опять прошептала она.
— Я так сказал?
— Да — ответила душа.
— Жизнь, на самом деле очень короткая – я теперь это так понимаю. Она проходит быстро, как тот проходящий поезд тает в дымке пространства. Остаются лица на пожелтевших фотографиях и кого то уже нет, а может быть и есть где-то, но все это осталось в той прошлой жизни. Жизнь почти пролетела, но ведь я не сказал главного.
— Чего — спросила тихо душа.
— Не знаю, но знаю, что что-то главное — ответил я.
— Хорошо. Но кому, кому ты не сказал то, что хотел? — опять услышал я голос.
— Тому, кому нужны были мои слова больше всех. Слова, которые могли человеку помочь, сделать его лучше, что-то понять, решить и сделать, после чего его жизнь могла пойти совсем по иным рельсам.
— И ты уверен, что ты бы человеку помог?
— Да, я так думаю или думал, уже не помню…
Я себе говорил – у меня нет времени, чтобы спешить. И не спешил, но иногда нарушал свои красивые правила и припускал, увеличивая ход своей жизни. Я был один, даже когда вокруг были друзья, подруги, опять друзья, опять… Я хотел успеть, но что? Что успеть: купить, продать, съездить, посмотреть, попробовать что-нибудь эдакое пикантное. Рассказать о своих впечатлениях, сыграть, слетать, прыгнуть и показать всем об этом на фото, изобразить. Вопрос «что сделать» был всегда важнее «как сделать». Или «Как это сделать так, чтобы надолго хватило». Всегда не хватало надолго, потому что время быстрее мчится и требует все новых и новых впечатлений. И вдруг начинаешь понимать, что это оказывается бесконечность, но жизнь ведь одна. Как смешно выглядят пожилые мужчины, пытающиеся показать быстроту своей реакции. Быстрота реакции должна быть больше внутренним механизмом, способным проявиться в необходимое для организма время. Умный мужчина не суетится, он думает, он переживает, но не показывает. Да, но ведь именно так я и думаю. «Я мог бы». Вот. Опять – я мог бы. Кто не дал? Кто обидел или сам обиделся? Или кого ты обидел? Теперь разве вспомнишь. Ты мог бы быть всегда первый, но не был. Не был первым там, где не нужно было быть вторым. Ты сам выбирал вторые роли, потому что боялся первых, полагал, что за тенью большой роли легче наблюдать за жизнью, быть умнее, хитрее, но ты все равно был вторым. Что же ты теперь хочешь? Хорошо, что еще добровольцем не попросился в массовку – ума хватило. Нет, дорогой друг – это все ты и нечего думать, что в зеркале иной персонаж — там тоже ты. Ты там, где ты есть. Тебя никто не заставлял идти туда, куда ты пошел, поехал, проспал, повернул голову, чтобы посмотреть на красивую женщину, дом, улицу, море, горы, реки и леса. Ты сам пронесся над всем этим, словно крылатый персонаж из несуществующей сказки под названием «ЖИЗНЬ». Сам — закончил я.
— Сам — вторила душа.
— Что же дальше — спросил я.
— Жить — пропела душа.
— Как жить? — в унисон спросил я.
— Красиво — пролепетала она.
— Красиво? Да ведь сейчас только об этом и думают. Все хотят жить красиво. Ото всюду тебе показывают, рассказывают, предлагают, дают инструкции по применению, как нужно жить красиво.
— Но ведь ты сам чувствуешь красоту иначе, ты ведь сам знаешь, что это вовсе не красота, а пустой фантик, по которым скрывается вакуум, пустота. Это воронка, в которую тебя засосет, как только ты эту обертку раскроешь. Не обманывай себя – ты сам все это знаешь и видишь — взволновалась душа.
— Знаю — ответил я.
— Может быть, тогда ты еще что-то успеешь сделать в своей жизни, если сейчас начнешь верить, любить свою жизнь, говорить то, что думаешь вовремя и свободно. Может быть, ты попробуешь начать жить осознанно, без сожалений, без вязких и тяжелых дум, превозмогая лень, безразличие, просыпаться утром и говорить себе «Доброе утро», а не вздрагивать от звонков на мобильный и смс с очередными предложениями улучшить твою жизнь. Когда ты перестал быть хозяином своей жизни? Твоя жизнь одна, так попробуй ее прожить так, чтобы следы, если они от тебя останутся, заставляли вспомнить твой образ и тихо улыбнуться — закончила душа…
комментария 2
Pingback
02.10.2013http://klauzura.ru/2013/09/e-duard-abzhinov/
Pingback
03.01.2012http://klauzura.ru/2011/11/soderzhanie-vypusk-1-2/