Четверг, 21.11.2024
Журнал Клаузура

Ольга Несмеянова. «О художественной ценности»

В одном из первых номеров журнала говорилось о том, что не существует всеобщего, универсального, т.е. пригодного для всех видов, определения искусства. И все же каким-то образом опознание искусство от НЕискусства осуществляется. Это происходит как на интуитивном, так и на профессиональном уровне. В первую очередь произведение искусства опознается по ФОРМЕ(т.е. в его внешнем выражении) и воспринимается как особая неутилитарная культурная ценность. Только по форме любой, даже не посвященный в тонкости искусства человек, может отличить обывательскую сплетню на кухне о том, как парень с девицей встречался от  произведения Шекспира.

В этом смысле в СССР в прежние годы было проще, там  были худсоветы разных уровней, где под неусыпным наблюдением ЦК КПСС строго отделялось, определялось что годится, а что нет для советского искусства. Конечно, при этом «под нож» попадали бывало и талантливые люди, но то, что было представлено зрителю, неизменно обладало высокой культурной и художественной ценностью. И при этом артрынка, т.е. оборота худ. ценностей практически не существовало. Не существовало и рыночных отношений, взаимодействия, сравнения искусства с неискусством. Это было не нужно, т.к. зритель получал искусство в уже готовом, отделенном от неискусства виде. Он привык не иметь сомнений и даже не задумывался  о существовании неискусства, подделок, китча.
С приходом новых денежных, рыночных отношений все изменилось на противоположность —  зритель вышел на артрынок с намерением купить себе немного искусства, перед ним завалы самого различного культтовара, как сориентироваться в нем и как отделить искусство от неискусства? – об этом не сказано нигде, нет прайс-листов, перечней и циркуляров с описанием качества и спецификации предмета искусства, потребитель не имеет ориентиров и указателей и может  осуществлять свой  какой угодно выбор на свой вкус. Стало ли ему легче в такой свободе? Думаю что нет, стало сложнее.
Хотя бы потому, что сегодня творческая деятельность художника в глазах многих приравнивается к виду индивидуальной предпринимательской деятельности. А предмет искусства выступает как  товар или предмет инвестиций, вложения и сохранения капитала. Что многих вводит в заблуждение, затемняя суть.
Если предмет искусства, вступая  во взаимоотношения с обществом, социумом в  ротацию культурного материала начинает функционировать как товар, то сразу становятся заметны его существенные и многим непонятно откуда взявшиеся отличия отношений, по сравнению с  товаром, предметом обыденного пользования и предметом искусства как товаром. Разница этих отношений как раз  и кроется в  художественной ценности  артефакта, предмета искусства.
То есть товар имеет товарную ценность, состоящую в себестоимости его (труд+материал) и прибавочной стоимости для получения выгоды от его производства. Если оценивать предмет искусства  исходя из этих позиций, то стоимость его будет невысока: для картины цена бруска (подрамника), краски, холста, грунта + маржа художнику. На деле мы видим что за предмет искусства (или предмет похожий на предмет искусства) запрашивают обычно более высокую, а иной раз и астрономическую цену. В чем же дело? Почему, на каком основании повышается цена на предмет искусства? Видимо потому, что в нем заключена не только товарная ценность, а еще какая-то, дополнительная, по каким-то параметрам гораздо более ценная для человека, чем утилитарная ценность обычного товара. Худ.ценность – это набор свойств, качеств,  уникальных особенностей предмета, указывающий на его  универсальную социокультурную значимость в обществе, цивилизации, что позволяет ему быть опознанным как предмет и факт искусства.
Считается, что если предмет обладает художественной ценностью, то  именно она дает такой размер валоризации (увеличения цены в сравнении с себестоимостью), каковой, кстати,  ни в одной другой группе  товаров вы не найдете.  Это конечно привлекательно, в т.ч. для мошенников от искусства всех мастей – объявить свое «нечто» искусством, имеющим высокую худ.ценность, чтобы  получить  крупный доход.  Не способность определить наличие худ. ценности в предмете, отличать ее от товарной вкупе с самоуверенностью (идущей, что удивительно, чаще всего от невежества) многих граждан в деле оценки и понимания искусства и ведут к тому что именно в России мы имеем совершенно дикий артрынок, не сравнимый по своей дикости и запущенности  ни с одной страной третьего мира. Где огромные доходы, нечестная и недобросовестная реклама, преступное  устранение конкурента, затирание профессионалов на обочину, создание всех условий для расцвета низкопробного китча стали реальностью, нормой.
Сразу скажу, что свойства худ. ценности – это все то, что в картине(скульптуре, инсталляции и т.п.) нельзя взвесить, пощупать, измерить рулеткой  или поковырять ногтем, т.е. они НЕМАТЕРИАЛЬНЫ. Потому измерению при помощи весов и приборов не подлежат (хотя иные всерьез этого требуют, а когда не предъявляешь, обвиняют в мошенничестве). Длина, ширина, площадь и плотность холста, материал подрамника (красное дерево или береза – без разницы), конструкция подрамника(с распорками, скосами, фасками или без), грунтовка домашней или промышленной выделки,  ровность   красочного слоя и уверенность мазка, укрывистость краски,  много ли мало  человекочасов вложено в создание предмета, длина аннотации или сопровождающего текста,  название работы и пр. НИКАКОГО отношения к художественной ценности предмета искусства не имеют. В то же время они имеют возможно решающее значение для предмета как товара,  выставленного  на продажу.
По идее, при правильном подходе и оценке  культтовар должен поступать  на артрынок, в салон, магазин, а предмет имеющий худ. ценность – на хранение в  культурный архив в виде музея, к коллекционеру, в каталог, буклет, в галерею. Где он цены фактически не имеет. Но обладает универсальной в зоне искусства нематериальной художественной ценностью. Даже если  это картина  на старом плешивом куске холста и разваливающемся подрамнике, ветошь и  как товар может быть охарактеризован  как хлам.
Какие же свойства позволяют судить о наличии худ. ценности?
Хочу напомнить, что все свойства, характеристики, критерии наличия худ. ценности в предмете  ноуменальны, т.е. являются проявлением сущности и  содержанием истины, их нельзя пощупать и измерить. Ноумен  художественного может быть реализован как реальность через творческий замысел, идею творца  в художественном материальном воплощении.
1)      Номером один я бы назвала УНИКАЛЬНОСТЬ художественно оформленного предмета. Если самый прекрасный художник поставил на поток и тиражирует многократно свои(или чьи-то) удачные или популярные сюжеты, этим он  лишает работу уникальности, а с ней и  худ. ценности и  превращает ее в ширпотреб, т.е. делает ее БАНАЛЬНОЙ. А в искусстве должно быть неповторимое и оригинальное. При всех остальных высокохудожественных и эстетических свойствах одной банальности уже достаточно чтобы предмет вычеркнуть из искусства.
2)      Следующий важнейший критерий качества худ.ФОРМЫ  – гармоничное единство ее с содержанием. Что определяется чисто интуитивно, на основе развитого художественного вкуса.  При этом действует презумпция худ. формы, исходя из того что содержание искусства всегда одно – это бытие человека во всех его проявлениях и идеалах. По сути оно универсально и едино для всего искусства. Форма ХУДОЖЕСТВЕННАЯ  не универсальна, а оригинальна (если она авторская) и уникальна, т.е. присуща   предмету работы только  конкретного автора, узнаваема и неповторима.  Если форма банальна, пошла, избита, негармонична  и пр., то никакое самое прекрасное содержание  не сделает из   вещи предмета искусства. Содержание («прочтение»,толкование)предмета искусства    во многом субъективно, видится и понимается разными людьми по-разному, в то же время ФОРМА как предмет реальной наличности, овеществленности более объективна для оценки.
3)      Кроме того ценность добротно  и последовательно  воспроизведенной традиции является важным  критерием оценки произведения традиционного   искусства;   а новизна, небывалость, необычность формы – для искусства нетрадиционного,т.е. авангардного. Надо заметить, что недопустима «перекрестная» оценка, когда от традиционного  искусства требуют оригинальности, а от нетрадиционного, авангардного – соблюдения академических правил школы и т.п.
4)     К художественной ценности может быть добавлена, плюсоваться также историческая или коллекционная ценность предмета, его «биография». Сращивание «биографии» произведения (история его покупок-продаж, нахождения в галереях, музеях, коллекциях и пр.)+ биография, история, известность имени автора образуют т.н. брэнд произведения и имени автора. И в наше время могут не только дополнять, но и подменять худ. ценность даже в том случае, где ее по факту  не было. На самом деле эта издержка рыночных отношений к подлинной худ. ценности отношения не имеет, ее не образует и не заменяет и  остается надежда, что время, когда опадет шелуха сиюминутных отношений, расставит все на свои места.
Если резюмировать, то такие  явления как: имя автора, факты наличной биографии автора, его материальные нужды, удачи-неудачи, скандал, реклама, субъективность личной оценки в худ. ценность не входят. И если в жизни приходится видеть обратное, то это только потому что  произошла подмена эстетических отношений на товарно-денежные, рыночные, никакого отношения к  подлинной сути искусства не имеющие.


комментария 3

  1. kazerov

    понравилась ваша работа … не согласен с формулировками по названию работы , так как воспринимаю название или его отсутствие как составную не отъемленную чась самой работы и предмета искусства .

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика