Ольга Несмеянова. «О художественной ценности»
01.01.2012В одном из первых номеров журнала говорилось о том, что не существует всеобщего, универсального, т.е. пригодного для всех видов, определения искусства. И все же каким-то образом опознание искусство от НЕискусства осуществляется. Это происходит как на интуитивном, так и на профессиональном уровне. В первую очередь произведение искусства опознается по ФОРМЕ(т.е. в его внешнем выражении) и воспринимается как особая неутилитарная культурная ценность. Только по форме любой, даже не посвященный в тонкости искусства человек, может отличить обывательскую сплетню на кухне о том, как парень с девицей встречался от произведения Шекспира.
В этом смысле в СССР в прежние годы было проще, там были худсоветы разных уровней, где под неусыпным наблюдением ЦК КПСС строго отделялось, определялось что годится, а что нет для советского искусства. Конечно, при этом «под нож» попадали бывало и талантливые люди, но то, что было представлено зрителю, неизменно обладало высокой культурной и художественной ценностью. И при этом артрынка, т.е. оборота худ. ценностей практически не существовало. Не существовало и рыночных отношений, взаимодействия, сравнения искусства с неискусством. Это было не нужно, т.к. зритель получал искусство в уже готовом, отделенном от неискусства виде. Он привык не иметь сомнений и даже не задумывался о существовании неискусства, подделок, китча.
С приходом новых денежных, рыночных отношений все изменилось на противоположность — зритель вышел на артрынок с намерением купить себе немного искусства, перед ним завалы самого различного культтовара, как сориентироваться в нем и как отделить искусство от неискусства? – об этом не сказано нигде, нет прайс-листов, перечней и циркуляров с описанием качества и спецификации предмета искусства, потребитель не имеет ориентиров и указателей и может осуществлять свой какой угодно выбор на свой вкус. Стало ли ему легче в такой свободе? Думаю что нет, стало сложнее.
Хотя бы потому, что сегодня творческая деятельность художника в глазах многих приравнивается к виду индивидуальной предпринимательской деятельности. А предмет искусства выступает как товар или предмет инвестиций, вложения и сохранения капитала. Что многих вводит в заблуждение, затемняя суть.
Если предмет искусства, вступая во взаимоотношения с обществом, социумом в ротацию культурного материала начинает функционировать как товар, то сразу становятся заметны его существенные и многим непонятно откуда взявшиеся отличия отношений, по сравнению с товаром, предметом обыденного пользования и предметом искусства как товаром. Разница этих отношений как раз и кроется в художественной ценности артефакта, предмета искусства.
То есть товар имеет товарную ценность, состоящую в себестоимости его (труд+материал) и прибавочной стоимости для получения выгоды от его производства. Если оценивать предмет искусства исходя из этих позиций, то стоимость его будет невысока: для картины цена бруска (подрамника), краски, холста, грунта + маржа художнику. На деле мы видим что за предмет искусства (или предмет похожий на предмет искусства) запрашивают обычно более высокую, а иной раз и астрономическую цену. В чем же дело? Почему, на каком основании повышается цена на предмет искусства? Видимо потому, что в нем заключена не только товарная ценность, а еще какая-то, дополнительная, по каким-то параметрам гораздо более ценная для человека, чем утилитарная ценность обычного товара. Худ.ценность – это набор свойств, качеств, уникальных особенностей предмета, указывающий на его универсальную социокультурную значимость в обществе, цивилизации, что позволяет ему быть опознанным как предмет и факт искусства.
Считается, что если предмет обладает художественной ценностью, то именно она дает такой размер валоризации (увеличения цены в сравнении с себестоимостью), каковой, кстати, ни в одной другой группе товаров вы не найдете. Это конечно привлекательно, в т.ч. для мошенников от искусства всех мастей – объявить свое «нечто» искусством, имеющим высокую худ.ценность, чтобы получить крупный доход. Не способность определить наличие худ. ценности в предмете, отличать ее от товарной вкупе с самоуверенностью (идущей, что удивительно, чаще всего от невежества) многих граждан в деле оценки и понимания искусства и ведут к тому что именно в России мы имеем совершенно дикий артрынок, не сравнимый по своей дикости и запущенности ни с одной страной третьего мира. Где огромные доходы, нечестная и недобросовестная реклама, преступное устранение конкурента, затирание профессионалов на обочину, создание всех условий для расцвета низкопробного китча стали реальностью, нормой.
Сразу скажу, что свойства худ. ценности – это все то, что в картине(скульптуре, инсталляции и т.п.) нельзя взвесить, пощупать, измерить рулеткой или поковырять ногтем, т.е. они НЕМАТЕРИАЛЬНЫ. Потому измерению при помощи весов и приборов не подлежат (хотя иные всерьез этого требуют, а когда не предъявляешь, обвиняют в мошенничестве). Длина, ширина, площадь и плотность холста, материал подрамника (красное дерево или береза – без разницы), конструкция подрамника(с распорками, скосами, фасками или без), грунтовка домашней или промышленной выделки, ровность красочного слоя и уверенность мазка, укрывистость краски, много ли мало человекочасов вложено в создание предмета, длина аннотации или сопровождающего текста, название работы и пр. НИКАКОГО отношения к художественной ценности предмета искусства не имеют. В то же время они имеют возможно решающее значение для предмета как товара, выставленного на продажу.
По идее, при правильном подходе и оценке культтовар должен поступать на артрынок, в салон, магазин, а предмет имеющий худ. ценность – на хранение в культурный архив в виде музея, к коллекционеру, в каталог, буклет, в галерею. Где он цены фактически не имеет. Но обладает универсальной в зоне искусства нематериальной художественной ценностью. Даже если это картина на старом плешивом куске холста и разваливающемся подрамнике, ветошь и как товар может быть охарактеризован как хлам.
Какие же свойства позволяют судить о наличии худ. ценности?
Хочу напомнить, что все свойства, характеристики, критерии наличия худ. ценности в предмете ноуменальны, т.е. являются проявлением сущности и содержанием истины, их нельзя пощупать и измерить. Ноумен художественного может быть реализован как реальность через творческий замысел, идею творца в художественном материальном воплощении.
1) Номером один я бы назвала УНИКАЛЬНОСТЬ художественно оформленного предмета. Если самый прекрасный художник поставил на поток и тиражирует многократно свои(или чьи-то) удачные или популярные сюжеты, этим он лишает работу уникальности, а с ней и худ. ценности и превращает ее в ширпотреб, т.е. делает ее БАНАЛЬНОЙ. А в искусстве должно быть неповторимое и оригинальное. При всех остальных высокохудожественных и эстетических свойствах одной банальности уже достаточно чтобы предмет вычеркнуть из искусства.
2) Следующий важнейший критерий качества худ.ФОРМЫ – гармоничное единство ее с содержанием. Что определяется чисто интуитивно, на основе развитого художественного вкуса. При этом действует презумпция худ. формы, исходя из того что содержание искусства всегда одно – это бытие человека во всех его проявлениях и идеалах. По сути оно универсально и едино для всего искусства. Форма ХУДОЖЕСТВЕННАЯ не универсальна, а оригинальна (если она авторская) и уникальна, т.е. присуща предмету работы только конкретного автора, узнаваема и неповторима. Если форма банальна, пошла, избита, негармонична и пр., то никакое самое прекрасное содержание не сделает из вещи предмета искусства. Содержание («прочтение»,толкование)предмета искусства во многом субъективно, видится и понимается разными людьми по-разному, в то же время ФОРМА как предмет реальной наличности, овеществленности более объективна для оценки.
3) Кроме того ценность добротно и последовательно воспроизведенной традиции является важным критерием оценки произведения традиционного искусства; а новизна, небывалость, необычность формы – для искусства нетрадиционного,т.е. авангардного. Надо заметить, что недопустима «перекрестная» оценка, когда от традиционного искусства требуют оригинальности, а от нетрадиционного, авангардного – соблюдения академических правил школы и т.п.
4) К художественной ценности может быть добавлена, плюсоваться также историческая или коллекционная ценность предмета, его «биография». Сращивание «биографии» произведения (история его покупок-продаж, нахождения в галереях, музеях, коллекциях и пр.)+ биография, история, известность имени автора образуют т.н. брэнд произведения и имени автора. И в наше время могут не только дополнять, но и подменять худ. ценность даже в том случае, где ее по факту не было. На самом деле эта издержка рыночных отношений к подлинной худ. ценности отношения не имеет, ее не образует и не заменяет и остается надежда, что время, когда опадет шелуха сиюминутных отношений, расставит все на свои места.
Если резюмировать, то такие явления как: имя автора, факты наличной биографии автора, его материальные нужды, удачи-неудачи, скандал, реклама, субъективность личной оценки в худ. ценность не входят. И если в жизни приходится видеть обратное, то это только потому что произошла подмена эстетических отношений на товарно-денежные, рыночные, никакого отношения к подлинной сути искусства не имеющие.
комментария 3
Pingback
26.01.2013http://klauzura.ru/2012/05/nesmeyanova-olga-alekseevna/
kazerov
21.01.2012понравилась ваша работа … не согласен с формулировками по названию работы , так как воспринимаю название или его отсутствие как составную не отъемленную чась самой работы и предмета искусства .
Pingback
01.01.2012http://klauzura.ru/2011/11/soderzhanie-vypusk-1-2/