Четверг, 25.04.2024
Журнал Клаузура

Мария Бобова (11 класс, г. Минск). «Жанр фэнтези в современной литературе»

Люди во все времена стремились увеличить свои познания: сначала находили средства для облегчения труда, потом – для улучшения условий жизни, прилагали усилия для создания уюта, комфорта, последние десятилетия много внимания было уделено развитию индустрии развлечений. В древние времена все знания и идеи передавались из уст в уста. С течением времени передавать знания в такой форме стало сложнее, поскольку время шло, количество информации увеличивалось, а создатели этих идей один за другим уходили. Тогда люди стали оставлять на каменных скалах рисунки, вести летописи и свитки, а затем и писать книги. Книги стали предаваться из поколения в поколение, чтобы дать потомкам возможность усовершенствовать содержащиеся в них знания. Постепенно люди стали использовать книги не просто как источник полезной информации, но и как способ выражения своих мыслей, фантазий, необычных идей и раздумий. На книжных страницах (будь то роман или энциклопедия) люди всегда могли быть умнее, добрее, безгрешнее, красивее и лучше, чем есть на самом деле. Книги дарили читателям возможность расслабиться, получить удовольствие и знания, а их создателям возможность немного почувствовать себя богами и свершить несколько судеб в пределах книжного листа.

Сейчас, в ΧΧΙ веке, в книгах (не только бумажных, но и электронных) представлено огромное количество жанров на любой вкус: детективы, любовные романы, старая добрая классика, познавательные энциклопедии и словари, фантастика. Я хочу немного порассуждать о таком неоднозначно воспринимаемом жанре как фэнтэзи. Именно ФЭНТЭЗИ, а не фантастика. Многие люди приравнивают эти два жанра, но на самом деле в них есть множество отличий.

Фантастика, по моему мнению, это некая разновидность альтернативной истории. С жанром «фантастика», прежде всего, ассоциируются книги, в которых говорится о космическом пространстве. В таких книгах авторы пытаются заглянуть в будущее, и в зависимости от того, насколько далекое от нас время пытается отобразить писатель, он рассказывает о начале глобального освоения космоса человечеством или описывает времена, когда человек уже чувствует себя в космосе «как дома». Этот жанр передаёт нам размышления некоторых людей над сутью космоса: что он есть, сколько в нём вселенных и планет, кого мы можем там встретить, и как (если мы кого-то всё же повстречаем в космосе) эти космические жители к нам отнесутся? Но, все, же фантастика считается солидным жанром, ну а люди, ее предпочитающие, считаются умными и даже, в какой-то степени, учёными людьми. Однако этот жанр, можно сказать, «ограничен» физическими законами нашей вселенной, «привязан» к имеющимся у автора представлениями о возможных путях развития науки и техники, что, в определенной мере «сдерживает» фантазию автора. При этом человек, не изучивший определённую информацию и не разобравшийся в некоторых видах наук, не может работать в этом жанре. Это связано, прежде всего, с тем, что дабы не пострадала достоверность книги, все действия сюжета не должны противоречить известным на сегодняшний день законам и принципам построения вселенной, а если противоречат, то это противоречие должно иметь под собой четкое логическое объяснение. Именно поэтому в жанре научной фантастики так тяжело работать и не всем людям интересно ее читать.

Другое дело фэнтези. Многие люди (мне не раз приходилось сталкиваться с подобным) вообще не воспринимают этот жанр за литературу: «Хм, фэнтэзи это в смысле фантастика? Нет, тогда что же это? Волшебство, магия? Какая чушь, поди, возьми лучше почитай Достоевского…». Я не хочу сказать ничего плохого о Достоевском. Его книги учат нас понимать непростую человеческую натуру, что, несомненно, полезно для нашего развития. Но и фэнтэзи назвать чушью нельзя.

Название жанра «фэнтэзи» происходит от английского слова «fantasy», что означает фантазию. У слова фантазия, я считаю, есть два значения. Первое – фантазия это некий дар или талант свойственный людям творческим: писателям, поэтам, журналистам и др. Но фантазия также значит что-то уже выдуманное: персонаж, мир, история. Как, например маленькие дети кладут выпавшие зубы под подушку в ожидании зубной феи, а родители говорят им: «Не выдумывай, это всё твоя ФАНТАЗИЯ!». Именно так и можно объяснить название жанра: фэнтэзи – это некая необычная выдуманная история.

К примеру, русские народные сказки. Наверняка любой, у кого ни спроси, знает и о Кощее Бессмертном, и о Бабе Яге, о змее Горыныче, Василисе Прекрасной и Иванушке. Что тут говорить, «репка» и «курочка ряба», самые первые сказки, которые мы услышали в своей жизни. Их тоже можно назвать словом фэнтези, только чуть более простым. Фэнтези это жанр, от которого пахнет волшебством, где мы можем встретить необычных существ, говорящих животных и великих героев! Красиво, правда? Веет чем-то необычным!

Но это не так солидно и значимо как классика или вышеупомянутая научная фантастика. Но с другой стороны, а зачем этому жанру быть солидным. Ну, давайте представим на секундочку, что самую простую «Курочку Рябу» передали в стиле (научной) фантастики.

Что же тогда получается? Курочка Ряба, зараженная космической радиацией, явила на свет золотое яичко, которое наверняка стало таким под воздействием возникших в организме курочки мутаций. И должны были дед и баба не знавшие о столь великом событии съесть яичко. Но появляется мышка, которая случайно разбивает яичко. А может это не случайно? Может мышка, это специально созданный на некой планете ИКС искусственный, но очень мощный разум, предназначенный для уничтожения всякого рода опасных мутаций. Но недооценили, создатели мышки с планеты ИКС, всей серьёзности прогрессирующего «недуга» курочки. Радиоволны также наделили её невероятной «плодовитостью» и потому, не прошло и дня, как заражённая птичка снесла уже новое золотое яичко. И на этот раз мышки рядом уже не было…. А дед и баба радовались новому яйцу, не представляя, что на самом деле они оказались в ужасной опасности.

Ну, согласитесь, что подобное не укладывается в голове, а прежняя, столь радостная и милая сказка теряет всё былое очарование. Так что, жанр фэнтэзи и не должен быть солидным. Произнесённая фраза: «Я читаю фэнтэзи», не произведёт такого сильного эффекта (особенно у определённой возрастной категории людей), нежели фраза «В свободное время предпочитаю изучение психологии, совмещая это с ежемесячным перечитыванием «Войны и мира» и поглощением научной фантастики».

Всё важно в этом мире, важны мечты о космосе, невероятно значимы и прекрасны «Джен Эйр» или «Мастер и Маргарита», наши способности к логическому мышлению развивают загадки, описанные в детективе, а Санта Барбара, наверняка подкрепляет чью-то уверенность во взаимной и вечной любви.

Великолепно и фэнтези, великолепно своей несерьёзностью, невозможностью, несолидностью. Наш РЕАЛЬНЫЙ мир на самом деле не так чист и красив. В детективах говорят о преступниках, в «Войне и мире» о войне, интригах и бесполезности всего светского общества, в любовных романах о предательстве и разбитых сердцах. В настоящем, «взрослом» фэнтези это тоже есть, но всё это слегка смешивается с описанием волшебных мест, существ более мудрых и красивых чем мы, самых нереальных и завораживающих способностей, и приключений которых мы с вами вряд ли испытаем. Так чем это плохо окунаться в чудо?

«Космос это тоже чудо» – скажете вы. Но чем больше мы окунаемся во всякие атрибуты фантастики: компьютеры, лазеры, космические корабли, тем сложнее разбудить в нас чудо. Драконы? Существовали да, но это были простые большие ящерицы. Гномы? Ну, наверняка вымерли, бегали, возможно, по земле низенькие, маленькие бородатые аборигены. Мэрлин? Ах, да старый маразматик или шарлатан, служивший при короле Артуре.

Нынешнее поколение больше интересуют телепередачи и компьютерные игры, чем чудеса и волшебство. А ведь для детей тоже пишут фэнтези. «Волшебное королевство» о девочке узнавшей дорогу в другой мир и подружившейся с эльфом, гномиком и говорящей лошадкой, которые стали ей преданными друзьями. А подростковое фэнтези: к примеру, Диана Винн Джонс «Год грифона». Книга о самой необычной компании дружков-студентов, учащихся в университете магии, который давно потерял былое величие.

А книги наших, русских писателей фантастов, для более взрослого населения. Эти люди умудряются под волшебство миров и героев спрятать серьёзнейшие мировые проблемы. Просто эти проблемы нужно уметь увидеть. «Цветок камалейника» Ольги Николаевны Громыко описывает конфликт несуществующих, магических религий. Но разве раньше не пытались католики-крестоносцы силой навязывать другим народам свою религию, а сейчас, разве не творят ужасные вещи террористы-мусульмане, якобы во имя своего бога. «Хроники Сиалы» Алексея Юрьевича Пехова рассказывают о расе орков, которые всем своим характером напоминают фашистов. Эта книга в какой-то степени тоже не даст нам забыть о тяжести войны. «Таэ эккейр!» Элеоноры Раткевич через дружбу эльфа и человека расскажет о том, к чему может привести непонимание друг друга, и чем чреваты необдуманные поступки.

Фэнтэзи тоже многогранно, его тоже много: героическое, эпическое, детективное, городское, ироническое, историческое, славянское… всего и не упомнишь. Над фэнтези тоже можно поломать голову, посмеяться, поплакать, вспомнить о чём-то давно прошедшем. Так разве можно после всего этого назвать фэнтези чушью?

В общем, жанры всякие нужны, жанры всякие важны. Даже магия, чудо и волшебство. Самое главное уметь вовремя вынырнуть из сказки. А то когда она закончиться мы с удивлением заметим что уже час ночи и нам завтра на работу (ну, а в моём в случае в школу) как только прекрасные феи, эльфы и гномы помахали тебе ручкой, сразу вспоминаешь, что у тебя завтра контрольная, а ты даже не прикоснулся к учебникам.

Любите, уважайте и цените, но будьте осторожны со сказкой!


комментариев 12

  1. Ева Папич

    Мне понравилось это, далеко не по-школьному поданное,такое нужное исследование Марии.Желаю дальнейших творческих успехов этой талантливой девушке!!!

  2. Алексей Праведнов

    Мария неплохо пишет(для журналистики) и, главное, — мысли, думающая девушка, первый блин комом, конечно, лёгкости письма не хватает, но это пройдёт, учись, удачи, Маша !!!

  3. Владимир

    Несомненно, девочка способная.Надо продолжать.
    И фантастика, и фэнтэзи — равноправные литературные жанры. И везде есть отличные авторы. А в фантастике и великие.
    В последнем абзаце заметил ошибки. Может, от усталости?
    Мышка — «засланка» другого мира? Забавно…

  4. Павел Альтмарк

    Хорошая статья.Рекомендую в будущем заняться журналистикой. В отношении жанра фантастика с автором не могу согласиться.Разве идеи писателей Жюль Верна, Беляева и многих других не осуществились в жизни? И я уверен, что и другие идеи, которые сейчас не воспринимаются всерьез, в будущем, возможно недалеком, будут осуществлены.

  5. OLGERD

    Я сам фантастикой зачитывался с детства, к концу 1980-х собрал великолепную библиотеку жанра – едва ли не лучшую в СССР, с начала 90-х восемь лет издавал эту литературу как глава собственного книгоиздательского проекта. И сейчас, разумеется, тоже читаю – стараясь «осваивать» лучшее, ибо уже давно не всеяден. Правда, всегда предпочитал именно «традиционную» фантастику, а не фэнтези (впрочем, о границах и достоинствах жанра можно говорить долго).
    Поэтому могу судить именно как человек, фантастику любящий и знающий – и вдобавок уже много лет работающий в полиграфии как редактор, корректор и журналист.
    Что сказать о статье…
    Ну, старалась Маша…
    Но – литературным этот язык никак не назовешь. Скучный, официальный, занудный даже язык рефератов и сочинений. Тоска и ужас.
    Господи, ну почему на эту тему не написать обычным, живым ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ языком – да хоть тем, которым говоришь в жизни с друзьями и вообще с живыми людьми?! Почему мысли, перенесенные на бумагу (ну или в файл) обязательно должны быть отмечены неистребимой печатью официальности? Неужели за плечами девушки-автора стояла занудная, иссохшая училка русского языка с «кукишем» на голове и указкой в руках – и безжалостно шпыняла за каждое живое слово???!!!
    Маша и дамы-господа читатели – ну вот скажите: вы бы сами стали читать фантастику, написанную таким языком?
    Что-то мне подсказывает, что нет…
    Ну так почему же о фантастике ТАК писать можно???!!!

  6. Илья

    Мария — МОЛОДЕЦ! Отличное эссе! Хорошая молодёжь в Белоруссии растёт…

  7. Виктория Вадер

    Спасибо, Мария, за прекрасную статью, ясное выражение мысли, прекрасный слог. Я люблю фэнтази, хотя я уже взрослая, как и любила сказки. И должна сказать, что любой вид литературы может «уводить», если человек в этой земной жизни не нашел себя (сама я психолог и финансовый аналитик, и говорю это не только из своего жизненного опыта, но и профессионального). Чем прекрасно фэнтази? Оно позволяет развивать свои творческие потенциалы, «проигрывать» свои мечты и, главное, философски осмыслить многие моменты жизни. «В сказках ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Психологи помогают человеку через фантазию увидеть выход из сложной ситуации и научиться Жить! Фантазия учит человека мечтать. Инфатильность появляется от страха жить, люди не справляются эмоционально со своими чувствами, и фантазия поможет им. Это прекрасное творческое начало — фантазия. Благодаря ей были сделаны многие научные открытия. Я сама доктор технических наук и говорю не голословно. Спасибо, Мария, за прекрасную статью

  8. Alma Bayan

    Замечательная статья:)) Я всегда любила фэнтези, даже одно время (в 90-х) читала все, что выпускалось (старалась не пропускать)… А началась моя любовь к фэнтези с Толкиена… Прекрасный жанр — новые сказки:))
    В последние лет 10 почти ничего не читала, но иногда хочется окунуться в мир фэнтези… Спасибо большое!

  9. Михаил

    Фэнтези — хороший жанр, только само название «фэнтэзи» к нему как-то не подходит. Слишком грубое, нужно что-то новое придумать, имхо. 🙂

  10. lv1907

    Мария,прекрасный взрослеющий ребёнок, начитанный,думающий и умеющий интересно анализировать прочитанное. Очень легкий юмор. Мария, Вы — молодчина, пишите ,у Вас получается на 5 с плюсом.

  11. Ольга Несмеянова

    «Любите, уважайте и цените, но будьте осторожны со сказкой!» — вот именно. Чтобы уж совсем от реальности не оторваться
    На мой взгляд уход молодежи(и не очень молодой молодежи) в фэнтези — это от инфантильности, не всегда осознанного желания остаться в детстве, в сказочках, в опеке родителей(волшебников) при том, что от родителей такие люди как правило в отрыве, их презирают, не уважают за приземленность. Она(инфантильность) приняла массовый характер
    Сказочка фэнтези стала заменять в наше время возвышенное, а это не одно и тоже. В этом я вижу ее деструктивное влияние. Не следует все ж для пользы здоровью чрезмерно этим увлекаться

    А вобще ученица 11 класса хорошо пишет, понравился слог, язык, логика. И тема актуальная. Хочется пожелать ей продолжить публиковать свои исследования и размышления

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика