Елена Иванова и Константин Аполлонов-Бельведерский. «Остановите музыку!» (о коммерческой и развлекательной деятельности в Эрмитаже)
20.09.2012Помните страшилку о коммунистах, ее часто везде повторяли, когда надо было неопровержимо доказать их, коммунистов, порочность: еще в советское время ходил полушопотом передаваемый миф о том, что тогдашний начальник Ленинграда Романов банкет по случаю свадьбы дочери устроил (подумать только!) в Эрмитаже. Для нас, советских, это тогда было равно кощунству, аналогичному теперешним пляскам в храме. Но ведь Эрмитаж и есть и остается храмом – искусства! А банкет в храме ТОГДА был аргументом, говорящим о порочности не только отдельных комуняк, но и системы, допустившей это, в целом. И вот снесли комуняк, заодно с ними развалили страну и систему, их породившую, а что в Эрмитаже?
А в Эрмитаже уже при новом режиме пуще прежнего пляшут, поют и играет музыка. И не для отдельных именитых бонз, а для любого, кто платит в валюте. И не по случаю события, а каждый день, а часто и ночь…
…остановите музыку в Эрмитаже! Там и сегодня снова играют, пляшут и поют. Вы скажете: не может быть, Эрмитаж это музей картин, там все тихо и чинно идут в бахилах и молча смотрят. А ничего подобного! Сегодня все не так, сегодня Эрмитаж – это крупнейший валютный культурно-развлекательный клуб Санкт-Петербурга. И если вы об этом никогда не слышали, то потому, что он развлекает по большей части не наших граждан за рубли,а иностранных за валюту. А бахилы там отменили окончательно, но об этом потом.
Государственный Эрмитаж – культурная достопримечательность №1 Санкт-Петербурга, входящий в пятерку крупнейших художественных музеев мира. И возникла насущная необходимость поднять голос общественности за то, чтобы спасти Эрмитаж, приостановив или полностью прекратив коммерческую развлекательную деятельность в нем. Замечу: я ратую не за закрытие Эрмитажа от посетителей как музея. Но сейчас, попросту говоря, на Эрмитаже кто-то решил подзаработать денег, и это его губит. Причем губит быстрее, чем кажется. Идет беспрецедентная эксплуатация, а значит износ исторических зданий и интерьеров, амортизация культурного достояния страны на чью-то прибыль.
Культурный комплекс Эрмитажа как особо ценный культурный объект, музей не входит в подчинение Министерства культуры, он управляется напрямую Правительством РФ, и видимо там в курсе того, что происходит. Или не в курсе? Надо думать, что установка на работу Эрмитажа как коммерческого культурно-развлекательного комплекса – это все же установка Правительства РФ, а не самодеятельность дирекции музея. Если так, то в который раз возникает ощущение, что в Правительстве у нас сидят временщики, которым наплевать на будущее культуры России. Похоже, снова после них хоть потоп.
Задумайтесь, сколько лет этим зданиям? А между тем не раньше при коммунистах, а именно теперь идет их беспрецедентная коммерческая эксплуатация. Во времена СССР невозможно было вообразить в страшном сне, что Эрмитаж будет работать день и ночь, что там будут ежедневные концерты, нередкие банкеты(в том числе и ночные), фуршеты, пирушки, представления, спектакли, лекции, деловые встречи, конкурсы и еще Бог знает что!
Целыми днями, а порой и ночами в Эрмитаже нещадно шаркают, дышат, сидят, стоят,т.е. эксплуатируют и используют его в свое удовольствие не только толпы, миллионы наших и иностранных гостей и посетителей, но и различные коммерческие, деловые, политические, туристические структуры и организации, а также(неизбежно и вынуждено) персонал и сотрудники Эрмитажа, работающий по 12 часов в сутки и обеспечивающий проведение всех этих мероприятий. Эрмитаж сдают за деньги внаем и не только под торговлю, он по сути работает как грандиозный дом культуры, клуб, напоминая проходной двор. И если на парадном фасаде и публичных местах Эрмитажа еще наводится лоск и его поддерживают реставрацией, то черные лестницы выглядят сами смотрите как (на нижнем снимке).
Реставрация Иорданской лестницы
_
Одна из лестниц черного хода
_
А ведь по сути это и есть его подлинное, «ненакрашенное» лицо и реальное состояние.
Ну и сколько еще простоят эти старинные здания и исторические покои при таком нещадном использовании как сейчас? Чем беспощаднее эксплуатация здания и помещений, тем (понятное дело) больше его износ, и тем чаще и в большем объеме требуется ремонтировать их. Нас «радуют» уверения дирекции о том, что ремонт и реставрация Эрмитажа проводится на современном уровне с применением самых современных строительных (?!?) материалов. Но ведь это означает, что повреждения будут заделаны пластиком и синтетикой. Кого-то это может радовать?
Это химера и обман, что Эрмитаж зарабатывает. Сиюминутные доходы в чей-то карман от светских развлечений не окупают средств, которые потребуются потом на его ремонт и поддержание, но уже из госбюджета(а в будущем — в многократно большем объеме). Только экскурсионные маршруты в его стенах – это более 20 км пути среди громадных ценностей. Вы можете представить себе объем и стоимость восстановительных и поддерживающих работ на таком пространстве? Тем более, что в Санкт-Петербурге еще при «царствовании» В.И. Матвиенко давно и хорошо отработана схема, по которой сначала историческое здание волынят с ремонтом, потом объявляют его запущенным, потом выносят решение, что на его восстановление и поддержание нужно слишком много денег и на основании этого подписывают его под снос. Не надо говорить, что эта схема нереальна в отношении Эрмитажа. Наоборот, судя по его нещадной эксплуатации, все к тому и идет
Или, в лучшем случае, мы и глазом не успеем моргнуть, как нам через короткое время предложат вместо исторического комплекса МОДЕРНИЗИРОВННЫЙ, отреставрированный, глянцевый, напичканный электроникой новодел в полном порядке! Но будет ли он Эрмитажем?
Задержать процесс можно не ремонтами, а консервацией, СОХРАНЕНИЕМ зданий и помещений в нем. Рано или поздно, так или иначе придется когда-то сократить или закрыть доступ в Эрмитаж – это очевидно и необходимо. Надо делать это тогда, когда там есть еще что сохранять
Уже сейчас Эрмитаж выглядит во многом как затертый, затоптанный и слегка обшарпанный.
_
Золотые колонны Гербового зала, где постоянно проходят концерты, при ближайшем рассмотрении не такие уж и золотые, а потертые, в выбоинах и трещинах (см. снимок) и так везде; отменены бахилы для посетителей; и даже одноразовые, как в любой заштатной поликлинике, здесь не требуются, на исторических паркетах поэтому можно ставить крест.
Ремонт пола в Двадцатиколонном зале
_
Судя по всему это никого не печалит, ведь их можно заменить в перспективе на современные, пластиковые. Кое-где пол закрыт ковролином и даже войлоком(напр. фойе Эрмитажного Театра, многих коридорах и переходах)и есть ли там под ними паркет или подлинное покрытие полов и куда они подевались – неизвестно; стены повсеместно пробуравлены кабелями средств связи, охраны, системами отопления и вентиляции, но это хозяйство плохо работает, отчего нарушается грубо режим хранения картин. Так, к примеру, в зале Рембрандта и Шатровом зале температура в помещениях доходит до 30 градусов и выше(при необходимых +14 для сохранения картин), нередки случаи, когда посетители там падали в обморок. Хорошо, что у картин Рембрандта не бывает обмороков. Они там просто пропадают из-за высоких температур. Похоже, что заниматься такой ерундой, как поддержание правильного температурного режима хранения картин в музее некогда, надо зарабатывать.
Теперь давайте скажем откровенно, что Эрмитаж для народа не столько музей искусства, сколько музей имперских хором. С советских времен пошла традиция не только ходить в баню под Новый год, но и отстояв в Москве очередь в Мавзолей Ленина, историческую достопримечательность №1 Москвы, отстоять затем очередь в Питере в Эрмитаж(историческую достопримечательность №1 Питера) и полюбоваться на царские покои и на то, какую жизнь тот самый Ленин разрушил.
Ежедневно в Эрмитаж стоит очередь
До картин, там выставленных, большинству (ручаемся) нет никакого дела. И стоит перенести картины в другое, менее роскошное здание, народный поток в это место прекратится, они станут нужны ТОЛЬКО СПЕЦИАЛИСТАМ! Вот в этом и суть: люди идут любоваться дворцовыми хоромами, а не картинами. Более половины посетителей таким образом – это зеваки, посетительский балласт, которым посещение такого хранилища не дает ничего ни уму, ни сердцу, а износ при этом происходит
Надо оставить большевистскую идею о том, что искусство принадлежит народу. Народ очень разный и принадлежать искусство всему народу не может. Искусство принадлежит тому, кто причастен и способен его понять. Всегда искусство было и есть культурным продуктом для избранных, нравится кому-то это или нет
Музей – это в первую очередь БАНК культурной традиции и АРХИВ, хранилище художественных ценностей. Про эту очевидность в последнее время как-то стали забывать: что музей это банк и архив, а не клуб, не ресторан, не место развлечения
Надо создать такой режим работы Эрмитажа, чтобы разделить потоки любующихся роскошью зданий и императорских парадных интерьеров и отделить их от специалистов искусствознания. Нужно создать специальные условия и специальные потоки для учащихся школ и вузов. Нужно как-то систематизировать работу Эрмитажа. Сейчас он просто работает на износ.
Сделать акцент(и это будет правильно!) на работу грандиозного музея не как развлекательного, а как ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО и исследовательского центра, помимо того, что он является хранилищем. Усложнить и сделать дороже доступ в него( как в спецархив). Чтобы просто празднощатающиеся не тратили время, им все равно ничего не дает такой «культурный досуг в Греческом зале». Пусть идут пить пиво те, кому положено его пить. А сейчас мы в угоду чьему-то желанию заработать на Эрмитаже имеем Божий дар с яичницей, непонятный конгломерат культурных мероприятий, где намешано все без смысла и без разбора и где четко выражена одна идея – ЗАРАБОТАТЬ побыстрее пока там все блестит! А потом хоть трава не расти
При этом конечно государство должно поддерживать Эрмитаж как нашу сокровищницу и его сотрудников на должном уровне существования. Сейчас, для того, чтобы заработать 20-25 тыс. в месяц, сотрудники и персонал готовы по 12 часов обеспечивать проведение мероприятий и боятся, что потеряют свои несколько тысяч премиальных к мизерной зарплате. Куда уходят миллионные прибыли от коммерческой работы в Эрмитаже, лучше не задумываться
Замечу, что в статье речь только об официальной, разрешенной, узаконенной коммерции в Эрмитаже, а существует еще огромная криминальная сеть нелегального бизнеса вокруг него. Но это уже совсем другая история, о ней не раз писали СМИ. А вот о легальном бизнесе в Эрмитаже почему-то умалчивают, об этом не принято говорить, хотя разницы между ними практически нет, разве только неуплаченные налоги и доходы, уходящие мимо. Говорят, что в Эрмитаже борются с нелегальным бизнесом. Говорят…Кто их там поймет? Особенно нам, посетителям, со стороны все едино.
Светские и развлекательные мероприятия в Эрмитаже (моменты организации и проведения)
Подготовка к банкету в Иорданской галерее
_
_
_
_
_
Актеры и музыканты перед выступлением
_
Материалы получены по собственным наблюдениям авторов
Фото – личная собственность авторов.
Перепечатка только со ссылкой на первоисточник!!!
От редакции: Имена авторов вымышленные. Настоящих имен авторов редакция назвать не может по ряду обстоятельств.
комментариев 5
Елена и Константин(авторы)
09.10.2012«Скоро начнут кровати сдавать разгулявшимся гостям, а следом дарить друг другу экспонаты за какие-нибудь “заслуги”!»
Нам тоже приходила идея следующим шагом в развитии Эрмитажа сделать из него валютную гостиницу
А вдруг эта идея — сдавать в Эрмитаже апартаменты посуточно и на длит.срок понравится руководству Эрмитажа, и они это осуществят? Будем чувствовать себя виноватыми за подсказку. Думаем, она ближе к реальности, чем приостановка коммерческой деятельности, от которой не откажутся, пока она приносит доход. В наше время ведь главное чтобы был доход. Остальное не важно
Обидно конечно и то, что эти мероприятия, концерты наши граждане не видят, их не афишируют. Это все в чистом виде для продажи ИМ, «за бугор». Мы уже распродали туда природные ресурсы. Теперь распродаем культурные. А дальше что?
Павел Альтмарк
05.10.2012То. что я сейчас прочитал- это чудовищно!В голове не укладывается,что Эрмитаж стал местом тусовок разношерстного сброда, иначе и не назовешь теперешних «ценителей искусства». Несомненно это происходит при полном попустительстве руководства страной, которое получает свою долю от этого беспредела. Я считаю, что необходимо обратиться в Юнеско и поставить их в известность о происходящем. Пусть они хотя бы проинформируют мировую общественность о происходящем в Эрмитаже.
Владимир
04.10.2012Готовят плацдарм для Гельмана! Скоро начнут кровати сдавать разгулявшимся гостям, а следом дарить друг другу экспонаты за какие-нибудь «заслуги»!
Вот они за что не возьмуться в области культуры, все получается баня с бабами или «винзавод». Под это дело и наука перестроилась!
Следовало бы провести в Эрмитаже ревизию по полной без оглядки на «лица»!
Вадим Виноградов
03.10.2012После нихъ — хоть потопъ!
Вот это явление, о котором сообщено, как раз и доказывает,
Что такого безбожия не было даже при советчиках.
Ешь, пей, веселись — завтра умрешь!
Разве не это вместе с тусующимися в Эрмитаже исповедует
главный хранитель Эрмитажа Петровский?
Да, достаточно на экране ТВ увидеть его презрительный,
постоянно ухмыляющийся вид, вспомнить его: — Не дождетесь!,
когда вся страна ждала его увольнения за промажу экспонатов,
чтобы понять,что другого отношения к Эрмитажу со стороны его
хранителей и быть не может. Торгаши, как видим, ныне и в храме
искусств! Кто изгонит их оттуда?
Pingback
20.09.2012http://klauzura.ru/2012/08/soderzhanie-vypusk-10-16-oktyabr/