Четверг, 25.04.2024
Журнал Клаузура

Нина Турицына. Рецензия на рассказ «Высший императив» Дениса Луженского

Чуть не все ведущие современные писатели – и  В.Сорокин, и  В.Пелевин, и даже Д.Быков с М.Веллером отдали дань стилю fantasy. Это симптом нынешнего времени (или безвременья). «Метель» — вроде о России, но вне времени и пространства; «Затворник и Шестипалый» — вроде протест и призыв, чуть не к революции. Но это так же натянуто и отчасти комично, как когда-то советские искусствоведы объявили картину А,Рылова «В голубом просторе» символом Великой Октябрьской социалистической революции. «Оправдание» — вроде о сталинских лагерях, но как в кривом зеркале. «Гонец из Пизы»  — прекрасный реалистичный роман с  абсолютно смазанным окончанием. Ну, а где mainstream, туда же и эпигоны.

Вот автор Денис Луженский (Москва). Сроду не слыхала, что, конечно же, меня не красит. Набрала в yandex. Окончил истфак Шолоховского университета.

«Периодически работаю. Придумываю и верстаю всякую полиграфическую ерунду. Иногда – книги для друзей. Ещё почитываю и пописываю. Преимущественно фантастику.»  —  это резюме автора.

От того, что человек почитывает, очень сильно зависит то, что он пописывает. Тут сказывается эрудиция, жизненный опыт, размышления…

Как говорила З.Н.Гиппиус: «В прозе нет кустов, за которые можно спрятаться»

Существует  простое правило: Не пиши о том, чего не знаешь.

Но есть категория писателей, которые полагают, что писанием fantasy они могут это правило не выполнять.

Рассказ «Высший императив» удивляет уже названием.  Императивом  Кант называет  предложение, имеющее форму повеления. Императив может быть либо гипотетическим, либо категорическим. Первое – желаемое, второе – безусловное. И, как говорится, третьего не дано.

Что же тогда автор имел ввиду?

Обратимся к сюжету.

Трое – Феликс Мзареулов, Римма и Ростислав, от лица которого ведется рассказ, идут в горы. Они   — бывшие сокурсники по физмату, оставшиеся друзьями и по окончании вуза. Далее выясняется, что с Риммой он дружит уже 3 года (считая годы учебы в вузе, вроде должно быть больше, но так нескладно с математикой у выпускника физмата )

В горы они идут (цитирую):

«… впервые, — Фил улыбнулся  радушным тридцатидвухзубым оскалом урожденного южанина, — Мы не альпинисты, мы без снаряги. Чисто пробежаться до вершины и назад»

Всё это они объясняют встретившемуся у подножия горы англичанину Лансу, который детство провел в России, а теперь является доктором Эссекского университета.  А каких именно наук?  «Тут он немного растерялся, пустился в пространные объяснения. Доктором числится по части биологии, а  ведет курс «историко… архео… палео… Да нам хоть крипто, — великодушно решили мои друзья»

Вот так: русские не говорят по-русски, а больше жаргонизмами, а ученый не знает, какой  наукой  занимается.

Зато он рассказывает  «Есть презабавная теория: драконы на самом деле существовали. И были одной из трёх рас, перешедших порог разумности. Причем сделали это намного раньше, чем человек смог произнести первое членораздельное слово… Драконы развивались в борьбе с другими рептилиями, более крупными и многочисленными…

Огонь из пасти – вовсе не дань сказочной традиции, хотя с процессами дыхания он никак не связан, равно как и с магией. У дракона имеются особые железы, вырабатывающие вещество, подобное напалму»

Можно достигнуть порога разумности, а как его еще и перейти?

Ну ладно, перешли  и заговорили. Только вот нестыковка: у рептилий ВООБЩЕ нет голосового аппарата, и они могут издавать только свист и шипенье.

А напалм из пасти, причем без помощи магии?  Сгущенный бензин – вот что такое напалм, и t горения у него  не менее тысячи градусов. Из чего же состоит пасть сего создания, выдерживающая такую температуру?  А  к ней еще маленькое  нефтехимическое производство в  виде особых  желёз!

Ох, вот не надо гуманитариям с исторического факультета изображать из себя  выпускников физмата! Знаю случай, когда студента, не сумевшего сдать первую сессию на физмате, но не прогульщика и не лентяя, пожалели и перевели на исторический факультет, (это участник войны, затем известный украинский  писатель  Наум Славин), но не знаю ни одного факта, когда двоечника с исторического перевели бы на физмат.

А уж драконы, железами вырабатывающие  напалм?  – Тут знакомые инженеры-нефтяники просто лежали от смеха.

Что же было дальше?

 «- Как же они вымерли, все из себя сверхприспособленные?

—  Победителей в той войне не оказалось вовсе. Борьба велась не за территории, не за политическое или экономическое влияние, даже не за рабов.  Война велась не десятки, не сотни, а тысячи лет. В итоге Первые сокрушили расу драконов. Но и сами истощили свой потенциал. Их осталось слишком мало для полноценного этноса, они слишком привыкли выживать и забыли, что значит жить»

Так, драконы – это раса, а Первые – этнос. Разобрались. Только г.историк не знает, что в первом случае – это система популяций, а во втором всего лишь группа людей. То есть, простите, других существ.

Где логика? Группа ( этнос) сокрушила целую расу! Воюя не одну  тысячу лет! И не за политическое влияние!  Ну да, какое уж политическое влияние нужно дракону? В парламенте, что ли, заседать?  Так парламент – от слова parler – говорить, а драконы умели только шипеть.

Господи, прочитана только первая страница литературного еженедельника «Истоки» от 11.1 2012, где это напечатано, а далее —  еще две, таких же не читаемых, таких же лишенных элементарной логики, написанных таким же дубовым языком. А вот для развлекухи и эротическая сцена, как же нынче без нее:

«Рядом со мной лежала спящая Римма. Я повернулся на бок, лицом к Римме и коснулся её плеча.  Кожа ее показалась мне нестерпимо горячей, захотелось отдернуть руку, но я сделал обратное – потянулся к ней всем телом, прижался,  обнял, растворяясь в нежном жаре ее плоти. Желание пришло, подчиняясь воле разума, — не чувственное, но рассудочное, физиологически обоснованное»

Ланс оказался в конце рассказа негодяем, убийцей Риммы.

Об этом —  в таких словах: «Маленькая сломанная кукла в снежно-белой парке. Медно-красные волосы разметались по серой подущке валуна»

Понятно, что автор никогда не ходил в горы, даже не беседовал с альпинистами, но мог он сообразить, что в горы не ходят в белоснежных куртках – их будет не видно на снегу! И без вязаных шапочек тоже не ходят: морозно в снежных горах даже летом! Так что – картинка красивая … для гламурного журнала, но не более.

 А вот резюме самого автора о своем  рассказе:

«Обычный поход в горы. Необычное знакомство на лесной тропе. А в итоге — вопрос, ценою в жизнь: движут тобой простые человеческие чувства или ты лишь подчиняешься чужой генетической программе?»

А вот у него же  другие произведения:

Повесть «Право на человечность» (цикл)

«Что значит быть человеком? Что значит быть человечным? У тебя от рождения две ноги, две руки, одна голова… Ты человек? Ты человечный? И если ответ на первый вопрос — «нет»… имеешь ли ты право ответить на второй вопрос «да»?»

Там еще много про драконов (привожу синопсисы):

«Выход дракона»

Рассказ

При прочих равных зверь сильнее человека. Пробудите в человеке зверя, и вместе они победят даже более искусного бойца. Кем же нужно воевать, чтобы одолеть в поединке их обоих?

1 файл

«Три шага к чудовищу»

Повесть Право на человечность (цикл)

Андрис Вельд защищает род человеческий, истребляя чудовищ. Но однажды на его пути встают люди — хуже и опаснее тварей, на которых он охотится. Может ли Андрис перешагнуть через собственные принципы? Ведь он уверен, что именно они отделяют человека от чудовища.

1 файл

Дракончик с мягкой шёрсткой, или Муки творчества» (Виктор Папков)

Рассказ

Нелёгкое дело — фэнтези писать. Но ещё труднее — быть для писателя-фантаста любимым персонажем. Пирожки, они вкусные, конечно, но издатель… ох, этот издатель!

1 файл

«Будни драконоборцев»

Рассказ

Рыцари, драконы и принцессы… Штамп? Избитая тема? Автор этого сборника рассказов категорически не согласен. Он считает, что нет исчерпанных тем, есть лишь проблемы с фантазией. И со всей серьёзностью берётся это доказать.

Это все с сайта  Fantum.ru

Виноградова Виктория

всего произведений: 1

Лапицкий Денис

всего произведений: 7

Луженская Татьяна

всего произведений: 1

Луженский Денис

всего произведений: 7

Папков Виктор

всего произведений: 2

Пока напечатаны В.Папков и Д.Луженский.

Осталось ждать новых открытий.


1 комментарий

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика