Четверг, 21.11.2024
Журнал Клаузура

Станислав Коренблит. «Синтез слова и музыки: рекомендации к музыкальной интерпретации, песенному оформлению поэтических произведений для школьников (из личного опыта)»

В настоящее время гигиенические требования безопасности для здоровья школьников регулируются следующими основными документами:

1. СанПиН 2.2.2/2.4.1340 — 03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»;

2. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Существующая нормативно-правовая база, устанавливающая гигиенические требования безопасности для здоровья школьников, требует серьезной доработки в части:

• классификации технических устройств, используемых для образовательных целей, в том числе имеющих в своём составе компьютерные компоненты;

• обеспечения однозначной интерпретации используемых формулировок;

• более полного соответствия различным стадиям и особенностям учебного процесса;

• учета динамических особенностей электронного учебного контента.

К музыкальной интерпретации и песенному оформлению произведений русской поэтической классики для использования в преподавании русского языка для российских школьников, включая школьников у которых русский язык является неродным, предлагаются следующие рекомендации:

1. При написании мелодий к стихотворениям – инструментальное сопровождение должно включать в себя не менее 10 музыкальных инструментов.

Этот численный состав достаточен, чтобы создать стилизованную или самостоятельную песню для индивидуального музыкального сопровождения каждого стихотворения. Он может совместить возможности простого/«бытового» сопровождения (гитара, баян, фортепиано), камерного (небольшой состав из 2-5 инструментов – дуэт, квартет, квинтет, бит-состав из 3 гитар, синтезатора и ударной установки) и оркестром (симфоническим, народным, джаз-бандом), совмещая преимущества каждого музыкального коллектива.

В то же время этого состава достаточно для поддержания и раскрытия эмоционального образа поэтического произведения, переложенного на ноты.

2. Музыкальный образ должен соответствовать поэтическому содержанию с учётом индивидуального синтаксиса поэтического произведения.

Требование соответствия музыкального образа поэтическому содержанию с учетом индивидуального синтаксиса поэтического произведения предъявляется, поскольку все гласные должны быть внятно пропеты, а согласные должны быть слышны, сдвоенные согласные различимы, пунктуация стихотворения понятна (исполнение должно быть достаточным, чтобы записать со слуха текст).

Образование звуков русского (и неродного языка для инофонов), особенности ударения, мелодии, ритма должны иметь характерное типичное общее уникальное звучание. Сумма этих особенностей и должна составить артикуляционную и мелодико-ритмическую базу языка.

3. Ритмическое богатство музыки должно соответствовать ритмическому богатству поэтического произведения.

3.1. мелодия должна иллюстрировать и сопровождать ритм стихотворения, а не создавать собственный ритм;

3.2. музыкальная составляющая не должна подавлять смысл и эмоциональную составляющую стихотворения в песне;

3.3. мелодия должна полностью воспроизводить синтаксис поэтического произведения, допускается вариации основного мотива (вариации на тему) в целях более точного сопровождения синтаксиса стихотворения;

3.4. соотношение громкости записи звука музыкального/инструментального сопровождения должно быть в следующей пропорции: 30% — инструментальное сопровождение, 70% — вокал (голос, голоса).

4. В исполнении песен допускается речитатив и мелодекламация для использования интонационно-ритмических возможностей естественной речи.

4.1. применение речитатива определяется структурой текста и распределением акцентов речи, для него не обязательна тематическая повторность;

4.2. основные интонации речитатива должны соответствовать характерным интонациям речи/стиха.

Песни должны подходить для художественно-синкретического метода использования их детьми на уроках русского языка, литературы, МХК, истории, информатики, компьютерной графики, дополнительного образования.

5. При создании мелодий должна применяться куплетно-припевная/«запевно-припевная» музыкальная форма — широко распространённая песенная форма в народной, академической, рок и популярной музыке, основанная на чередовании двух мелодий — куплета и припева.

Можно применять куплетно-припевную форму с припевом и без припева.

При создании мелодий можно применять куплетную музыкальную форму (реже «строфическая» форма) — широко распространённая песенная форма в народной, академической, рок и популярной музыке, основанная на повторении одной мелодии (без изменений) с разным текстом (разные стихотворные строфы). Схема куплетной формы А А А.

Допускается применение мелодии, варьирующейся с каждым повторением (вариационно-куплетная форма). Схема вариационно-куплетной формы А1 А2 А3.

Схемы куплетно-припевной формы: А В А В А В, А А B A, А В В А. Допускается вариативное музыкальное сопровождение стихотворения А1 В А2 В А3 или А1 В1 А2 В2.

6. Требования к произношению слов:

6.1. слова должны быть пропеты с внятным, ясным и отчетливым произношением;

6.2. четко пропетыми фразами, словами и каждым звуком в отдельности, т. е. с хорошей дикцией;

6.3. недопустимо небрежное, неряшливое пропевание, при котором звуки и слова воспроизводятся при недостаточно открытом рте (как бы сквозь зубы), недопеваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно воспроизводятся согласные;

6.4. при пении требуется придерживаться литературных норм произношения, устранять в своем пении различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударения в словах.

К нелитературному пропеванию относится побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как они написаны: что (вместо што), его (вместо ево), счастье (щастье) и т. д. (с учетом произношения слов во время написания стихотворения).

Отклонением от нормы литературного произношения является пение с национальным акцентом, с характерными особенностями местных говоров: яканьем (вясна вместо весна), цоканьем (цто вместо что и др.), с неправильным ударением в словах (документ, портфель, магазин, километр).

В пении должны быть выражены тончайшие оттенки чувств, мыслей. Это достигается не только с помощью соответствующих слов, но и благодаря правильному использованию интонационных средств выразительности: силы голоса, темпа, логического ударения, пауз, ритма, тембра, мелодии.

6.5. во избежание утомления учеников исключать монотонное/не эмоциональное пение, снижающее интерес к содержанию текста. Пение вокалиста должно быть эмоционально насыщенным, богатым интонациями, достаточно громким и неторопливым (когда это позволяет ритм песни);

6.6. для достижения лучших результатов необходимо использовать неторопливый темп, который повышает отчетливость пропевания слов, и, наоборот, ускоренный темп делает её нечеткой, смазанной, трудной для восприятия. Замедленное пение ученикам легче воспринимать, легче следить за содержанием текста, запоминать текст;

6.7. окончания слов должны быть слышны, а не угадываться;

6.8. сдвоенные согласные или рядом стоящие буквы при окончании слова и начале следующего слова (НН, СС, ТТ), должны восприниматься на слух как две буквы, а не одна;

6.9. рядом стоящие буквы С и З, П и Б не должны сливаться в один звук.

Допускается в прелюдии, интерлюдии и коде вокальное исполнение без слов/мгогоголосие.

6.10. при повторе строки или отдельных слов необходимо применение бэк-вокала, при повторе в третий раз – требуется применение двух бэк-вокалов;

6.11. не допускается править тексты для создания более благозвучной мелодии.

В исключительных случаях допускается изъятие строф, значительно удлиняющих длительность произведения/не входящих в напечатанную в учебнике версию стихотворения или не понятных по содержанию для учащихся соответствующих ступеней образования школы/инофонов.

7. Регистр вокальной партии песен должен отвечать натуральному объёму не поставленного голоса.

8. Диапазон песен должен учитывать четыре основных стадии развития детского голоса:

— 7—9 лет — младший домутационный возраст;

— 10—13 лет — старший домутационный возраст;

— 13—15 лет — мутация (изменение детского голоса в период полового созревания подростка);

— 16—18 лет — послемутационный период, становление голоса взрослого человека.

У младших школьников (до 10—11-ти лет) голос имеет чисто детское звучание, поэтому при создании музыкального произведения должно учитываться, что звук голоса нежный, легкий, в соответствии с такими понятиями как «головное звучание», «фальцетное звучание» или «высокое резонирование».

При написании мелодии учитывать, что голос каждого человека имеет диапазон в полторы октавы.

Средняя продолжительность одного звука (например, ноты «ми») без изменения тона и на одном дыхании не должна превышать 20-25 с.

9. Требования к основной музыкальной теме:

9.1. основная музыкальная тема песни должна быть в следующем диапазоне:

— Для 1-го сборника:

Для детей 7—9 лет — от до-ре 1 октавы до ре 2 октавы;

1) Для 2-го сборника:

Для подростков: альтов — от ля-си малой октавы до ре-до 2 октавы,

Для сопрано — от до-ре 1 октавы до фа-соль 2 октавы;

2) Для 3-го сборника:

Для юношей — от ре-до малой октавы до си малой октавы — до 1 октавы.

Допускаются применение нот в мелодии, находящихся на границе трех тесситурных регистров: нижнего, среднего и высокого, т.н. «переходных» нот как не ключевых в мелодии.

9.2. мелодии песен, написанные в малой октаве должны давать возможность исполнять песню и на октаву выше в 1 октаве без потери эмоционального воздействия песни;

9.3. мелодии песен, написанные во второй октаве должны давать возможность исполнять песню и на октаву ниже в 1 октаве без потери эмоционального воздействия песни;

9.4. песни должны быть написаны для тонового охвата певческого голоса, который значительно шире разговорного (от 4-х нот до 1,5 октавы);

9.5. звучание записанного голоса должно быть в тоновом диапазоне человеческого голоса, который представлен последовательностью тонов (могут быть произведены голосовым аппаратом в пределах границ между самым низким и самым высоким звуками), т.е. в пределах человеческого голоса от 64 до 1356 герц;

9.6. при написании музыки требуется создать вокальную партию, чтобы голосовой аппарат учащихся не уставал, давал возможность правильно дышать и артикулировать;

9.7. при написании музыки необходимо использование разнообразных пауз для использования в вокале;

9.8. для создания эмоциональной составляющей песни необходимо гибкое изменение громкости голоса как средства достижения выразительности вокала, его разнообразия;

9.9. не допускается сильное повышение громкости, которое подавляет более тонкие, качественные параметры вокала, упрощает и делает монотонным интонационный рисунок.

При записи вокала необходимо максимально обеспечить благозвучность голоса, свободу его звучания, отсутствием напряжения, мускульных зажимов. Такая свобода достигается ценой долгих упражнений.

При создании вокальной партии максимально использовать полётность голоса — способность быть хорошо слышимым на значительном расстоянии без увеличения громкости звучания аудио-проигрывателя.

Дополнительно. Читайте по теме:

Станислав Коренблит. «Синтез слова и музыки – способ запоминания и разновидность (педагогической) мнемоники»


комментария 3

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика