Четверг, 28.03.2024
Журнал Клаузура

Станислав Коренблит. «Синтез слова и музыки — способ запоминания и разновидность (педагогической) мнемоники». ЧАСТЬ 3

ЧАСТЬ 1 ЧАСТЬ 2

11. О пользе пения стихов. Выдержки из физиологии и психологии

Человек называет себя Homo Sapiens, этим он выделяет себя из немыслящей природы и делает себя её властелином. Однако Sapiens человек стал довольно недавно, и так же недавно появилась наука — свидетельство полного развития его умственных сил. Искусство и музыка старше науки и старше мышления: в искусстве человек выражает своё отношение к природе и жизни, в искусстве мысль растворена в чувстве и слита с ним нераздельно — искусство как творческое самовыражение человека и способ его взаимодействия с миром возникло раньше абстрактного мышления и раньше науки. А это значит, что человеческий мозг формировался сначала в рамках художества — песен, плясок и ритуалов; он формировался тогда, когда человек покрывал стены пещер магическими рисунками, мозг формировался тогда, когда человек слагал стихи и пел песни, и только потом, через многие тысячелетия этот же самый мозг вычислил ход планет, проник в тайны вещества и познал законы эволюции живой природы.

Homo Musicus, Человек Музыкальный, слушающий музыку, сочиняющий и исполняющий ее, старше чем Homo Sapiens. Человек музицировал еще тогда, когда он не умел измерять и вычислять и понятие числа только брезжило в его уме, он музицировал тогда, когда он не мог для каждого события в природе — дождя, засухи и града — найти его причину. Он музицировал и тогда, когда он не умел ещё обрабатывать землю и не умел строить суда, пересекающие моря. Музыка уже в глубочайшей древности была средоточием чувств и мыслей человека, Музыка помогала ему общаться с ближними, она участвовала в открытии Слова, потому что явилась раньше его. Ещё не было математической науки, но в музыкальном ритме сущность пропорций, симметрии и отношения единиц времени уже открылись человеку. Ещё не было геометрии, но в мелодиях, которые пел человек, уже было представление о существовании верха и низа, о разных «точках пространства», которые обозначали разные по высоте звуки. Древнейший человек мыслил с помощью музыки ещё до того, как открыл абстрактное мышление и научился пользоваться понятиями. Умственные навыки человека на протяжении тысячелетий складывались в рамках искусства Музыки с тем, чтобы потом отделиться от неё.

Единство музыки и речи признано всеми учёными: известно, что они восходят к общим корням и имеют общее происхождение — текст словесный и текст музыкальный воспринимаются как осмысленное сообщение, облечённое в определенную форму. И музыка и речь состоят из звуков-фонем, объединённых в «слова»-знаки, которые в свою очередь формируют законченные высказывания. Их структура опирается на линейные последовательности элементов, организованных в соответствии с правилами. Музыковеды довольно долго воспринимали выражения «музыкальный язык» и «музыкальная речь» метафорически, хотя близость музыки и речи, сходство их иерархической структуры и способов функционирования наталкивало на мысль о реальном и действительном, а не образно-аналоговом характере этой близости. Еще в конце 60-х годов музыковед Е.Назайкинский писал: «Рассмотрение связей музыки и речи показывает также, что не частности, не копирование музыкой отдельных речевых оборотов, а общие закономерности объединяют музыкальное и речевое восприятие. Именно здесь следует искать взаимосвязи музыки и речи, и именно здесь они гораздо значительней и многообразнее, чем это можно было предполагать».

Цивилизация признала выдающуюся роль музыки в становлении человеческого мозга. Древние греки говорили о гармонии небесных сфер, считая, что в космосе звучит музыка и выражает его законы: не понимая и не зная музыку, нельзя понять и природу. Древние китайцы считали музыку формулой мира, уподобляя отношения звуков отношению любых величин, вещей и предметов. В европейском средневековье музыка наряду с геометрией и астрономией входила в число наук. Музыку человечество никогда не отделяло от мышления, считая её частью мышления и в некоторой степени его источником. Мышление и мыслительные операции — сравнение, установление отношений, анализ и синтез, разложение на части и объединение в целое — органично присутствуют в музыке, и вполне возможно, эти умственные навыки из музыки перешли в царство абстрактной мысли, перекидывая психологический мост между миром искусства и миром науки, между миром эмоционально-чувственного мышления и мышления абстрактно-логического.

Музыка и Мысль близки и нераздельны: вторая явилась из первой, формировалась в её недрах на протяжении всего процесса филогенеза, и человек, желающий сформировать своё мышление природным образом, желающий вернуться к психологическим истокам мышления и дать ему прорасти естественно, неизбежно должен обратиться к музыке. Он должен стать Homo Musicus для того, чтобы в будущем превратиться в Homo Sapiens: таков был процесс эволюции человеческого мозга, и нет ничего правильней, чем в воспитании своих умственных сил припасть к музыкальному истоку. Мыслить в музыке и отталкиваться от музыки легче, чем без неё. Научиться мыслить в звуках и затем перенести своё умение на другие сферы – это психологически органично, поскольку опирается на естественный ход эволюции. Так формировался человеческий род, и так же может формироваться мышление каждого отдельного человека, сознающего себя продуктом эволюции человеческого рода и продолжателем его традиций. Это цитата из статьи Д.Кирнарской. С точки зрения генетической памяти поведения, музыкальная эмпатия возникла гораздо раньше, чем пишет Кирнарская, но с основным ходом мысли можно согласиться.

Музыка (пение без слов) подготовила инфраструктуру и технологию для возникновения речи, что обосновывается Д.Кирнарской в книге «Музыкальные способности» наблюдениями над музыкальной жизнью младенцев до и после рождения. Есть и более простые аргументы – в некоторых кавказских языках 50 согласных, что доступно только носителям языка. Пение гораздо проще речи. Музыкальные отделы мозга с развитием речи вынуждены были потесниться и уступить вербальным отделам часть своей мозговой «территории»; при этом родственные отношения «соседей» и обмен информации между ними сохраняются на протяжении многих тысяч лет, образуя в мозгу единое речемузыкальное пространство. Его основы заложило пение: музыка приняла в себя и вырастила в своих недрах словесную речь, первая речь была еще речемузыкой, где аффективная и сообщающая функции были слиты. В известном смысле переход от Homo Musicus к Homo Sapiens совершился в рамках речемузыки, и отделение второго от первого ознаменовалось появлением независимой словесной речи, рождением вербального языка. Пение – наиболее фундаментальное свидетельство речемузыкальной близости и ее средоточие. (Отрывок из диссертаци проректора РАМ им.Гнесиных Д.Кирнарской)

Р.Шутер-Дайсон и К.Гэбриэл (Shuter-Dyson,R.; Gabriel,C.), обобщая множество исследований о влиянии интенсивных певческих занятий на развитие детской речи, особо отмечали успехи младенцев, вовлеченных в певческую практику. Они быстрее заговорили и речь их была сложнее, они сразу же приступили к составлению предложений из трёх слов, в то время как другие младенцы подошли к этому этапу лишь через несколько месяцев. М.Кальмар (Kalmar, М.) cообщает об аналогичных опытах с трехлётними детьми, которые занимались пением по системе Кодая. Эксперимент длился три года, результат показал несравнимо более значительные успехи экспериментальной группы по сравнению с контрольной в вербальном развитии.

Группа бразильских нейропсихологов под руководством Р.Ранво (Ranvaud, R.) уточнили полученные данные. Они работали с музыкантом-любителем, страдающим амузией с полным сохранением речевых функций. Больной не узнавал знакомые инструментальные мелодии, например, увертюру к «Севильскому цирюльнику» или «Сороковую» Моцарта. Но если ему играли музыку знакомой песни, он сразу же вспоминал её название и текст: сохранившиеся в памяти слова песни помогали больному вспомнить мелодию, слово «вытягивало» за собой музыку. Музыка и текст песни достаточно автономны, чтобы текст мог выжить в памяти больного, когда музыка угасла, но в то же время мелодия и стихи достаточно связаны, чтобы одно могло потянуть за собой другое. Если выживут стихи, то выживет и музыка. Песня — продукт особо прочного, «двойного залегания» в человеческом мозгу: ее текстовые и музыкальные компоненты и связаны и в то же время относительно независимы.

Канадский эксперимент показал, как сохраненное слово возродило к жизни музыку. Проведенный много ранее, в середине восьмидесятых опыт Даниэля Жакома (Jacome, Daniel) показал более интересный для музыкантов обратный процесс. Больной жесточайшей афазией, немузыкант и любитель музыки занялся самолечением: ему не помогали никакие средства, его речь была полностью поражена, но он начал инстинктивно насвистывать знакомую музыку. Так он лечился более двух лет и в конце концов речь вернулась к нему; врачи оценили это едва ли не как чудо. Музыка возродила речь и ещё раз подтвердила свою роль в качестве возбудителя речи, её непосредственного стимулятора. Эту свою функцию музыка демонстрировала и в других условиях, когда отстающие в навыках чтения дети догоняли своих товарищей с помощью музыкальных упражнений. Группа ученых под руководством И.Гурвица (Hurwitz,I.) занималась с плохо читающими детьми-дислексиками, испытывающими затруднения в освоении речи и чтении. В результате музыкальных занятий навыки чтения в экспериментальной группе по сравнению с контрольной выровнялись и подошли к уровню нормальных детей, не страдающих никакими речевыми расстройствами. Здесь, как и в опытах с больными афазией, музыка «вылечила» детей, вернула развитие их речи в нормальное русло.

Верным признаком вербальных способностей служит память на слова. О её развитии мечтают миллионы людей, изучающих иностранные языки. Психологические эксперименты показывают, что один из путей развития такой памяти — систематические занятия музыкой. В 1998 году независимо друг от друга американские и китайские учёные выполнили один и тот же эксперимент, предлагая студенткам колледжа запомнить батарею слов. Одна группа студенток состояла из девушек, до 12 лет занимавшихся музыкой; другая группа испытуемых такого опыта не имела. «Музыкальная» группа по качеству запоминания слов значительно обошла «немузыкальную», хотя со времени интенсивных музыкальных занятий прошло уже около 10 лет… Этот результат был опубликован китайскими учеными в престижном журнале «Природа» (Nature).

Не случайно многие писатели и поэты были музыкально одарёнными людьми. Писатель и драматург Бомарше — один из интереснейших исполнителей XVIII века, которого часто приглашали в королевский дворец поиграть на арфе. Лев Толстой был знатоком и любителем музыки, в доме у него всегда бывали музыканты. Писатели Стендаль и Ромен Роллан обладали талантом и познаниями, которым позавидовали бы музыканты-профессионалы: труды о музыке и написанные этими писателями биографии выдающихся композиторов остаются непревзойденными до сих пор. Томас Манн был одним из наиболее музыкально образованных людей первой половины ХХ века; его роман «Доктор Фаустус», созданный под влиянием дружбы с Арнольдом Шенбергом, говорит о музыке и психологии её творцов больше чем десятки научных трудов. Прекрасным композитором, одним из первых романтиков был писатель Э-Т. Гофман, автор оперы «Ундина». У истоков французской комической оперы стоял философ, писатель и композитор-дилетант Жан-Жак Руссо, автор оперы «Деревенский колдун», ставшей музыкальным «хитом» середины XVIII века. Вероятно, интимная связь музыки и слова на уровне интонирования объясняет близость музыкального и вербального талантов — композиторы пытаются писать стихи, сочиняя романсы на собственные тексты, а поэты и писатели музицируют и слушают музыку…

В третьем тысячелетии связь музыки и речи на мозговом уровне — неоспоримый факт. Эта связь объясняет многократно замеченную «помощь», которую оказывает музыка и в изучении языка, и в освоении навыков чтения, и в излечении речевых расстройств. Homo Musicus в качестве оратора и слушателя имеет значительные преимущества, потому что он владеет смысловым ключом речи — осмысленным интонированием, которое он чувствует и понимает более детально чем немузыкант. Поэтому музыкант и музыкальный ребёнок лучше читает, раньше приобщается к речи и эффективнее использует ее. «Вначале был Звук, от которого отделилось Слово — таков ход эволюции, в соответствии с которым человек воспринимает речь и распоряжается своими вербальными способностями.» – цитата из Д.Кирнарской.

12.  Что говорят теоретики музыки о памяти

Н.Н.Вашкевич: «…человеческая речь изначально содержит в себе мелодическую составляющую. Эта составляющая отражает эмоциональное состояние человека и используется не только для выражения таких состояний, как, скажем, радость, гнев, угроза, сомнение со всеми многочисленными их оттенками, но и различает вопрос, утверждение, отрицание, согласие. Мелодия в языке – это движение тона в пределах слога или его пошаговое изменение от слога к слогу. Так что изначально мелодия состоит из неделимых частиц – речевых слогов, составляющих человеческую речь. Речевая мелодия в своем базовом содержании универсальна для всех языков мира. Ее понимают даже животные. Что там животные, если этот язык понятен даже растениям, о чем знают опытные огородники и ученые экспериментаторы. Музыка речи – это та часть языковых знаков, которая является общим, как для сознания, так и бессознания. По этой причине музыка в целом ряде случаев оказывается более эффективным орудием воздействия на психику, чем слова. Это объясняется так же тем, что движение тона (мелодия) и ритм в отличие от слов не блокируются перегородкой, существующей между сознанием и бессознательным, то есть между оперативными и системными файлами мозга. Получается, что мелодия выполняет роль троянского коня, протаскивая за собой слова в подсознание».

Другой теоретик Теплов Б.М. установил, что доминирование слуховых образов у музыканта вовсе не отменяет значения образов других модальностей. Слияние различных по модальности образов порождает синтетический, полимодальный образ. У лиц с высоко развитым «внутренним слухом» имеет место не только возникновение слуховых представлений лишь после зрительного восприятия, а непосредственное «слышание глазами», т.е. превращение зрительного восприятия нотного текста (добавим: и обычного текста) в зрительно-слуховое восприятие. Сам нотный текст начинает переживаться ими слуховым образом.

Образы предметов и явлений, которые возникают в мозгу в результате воздействия их на анализаторы, не исчезают бесследно после прекращения этого воздействия. Образы сохраняются и в отсутствие этих предметов и явлений в виде так называемых представлений памяти. Представления памяти — это образы тех предметов или явлений, которые мы воспринимали раньше, а сейчас воспроизводим мысленно. Представления могут быть зри­тельные, слуховые, обонятельные, вкусовые и осязательные. Представления памяти в отли­чие от образов восприятия, конечно, бледнее, менее устойчивы и не так богаты деталями, но они составляют важный элемент нашего закреплённого прошлого опыта.

Память — это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения и воспроизведения.

На запоминание сильно влияет эмоциональное отношение че­ловека к тому, что запоминается. Все то, что вызывает у чело­века яркую эмоциональную реакцию, откладывает глубокий след в сознании и запоминается прочно и надолго.

Из приведенного ясно, что теоретики музыки имеют такое же видение проблем понятия памяти.

13. Счастливые исключения из правил, почему они всё-таки бывают

Выводя за скобки сразу гениальную музыку к песням, которая значительно превосходит сам текст по художественному мастерству, приведем несколько соображений на этот счет.

1. Огромные шансы у композиторов (и, пожалуй, это основной довод) «попасть» в текст и максимально его проиллюстрировать можно в случае знакомства или даже дружбы двух соавторов стихов и музыки.

2. Написание большого количества музыкальных произведений на стихи одного и того же поэта тоже оставляет много шансов, что хотя бы часть всех сочиненных произведений «попадёт» максимально в текст.

Но у приведенных случаев есть один, но существенный недостаток: чаще всего (за редким исключением) композитор сочиняет музыкальное произведение и «подчиняет» текст своей музыке.

И наконец, третий вариант:

Композитор изначально ставит себе целью проиллюстрировать стихотворение с учётом всех особенностей текста, иными словами он фактически сочиняет не музыкальное произведение (по канонам песенного жанра), а музыкальное сопровождение к тексту (в нашем случае – мнемонистическую подсказку). При таком подходе сочинённая песня полностью подходит нам для выполнения задачи запомнить текст стихотворения.

14. Выводы и заключения

Рассматривая всё стихотворение как массив информации, который необходимо запомнить, предложенный нами индивидуальный звукоряд, опевающий все знаки препинания, обязательно меняясь мелодически каждые 4 или 8 строк (но лейтмотив сохраняется), а иногда и предоставляя ключевым четверостишиям свой звукоряд и собственную мелодию – мы обязательно обособляем и наделяем отличными от других стихов свойствами или признаками каждую строку и, соответственно, слово. А значит – нами предложен новый метод запоминания стихотворений, который, используя известные приёмы и способы усвоения стихов, даст школам более эффективный результат (подробнее о предъявляемых требованиях к композитору, выполняющему мнемонистические задачи мы ознакомим вас в другой статье).

  1. Предложенные нами песни фактически очень близки к самой декламации стихов – художественному чтению стихов или прозы в эмоционально приподнятой манере. Декламация музыкальная – верное воспроизведение в речитативе характерных интонаций – повышений, понижений, акцентов и т. д. — выразительной человеческой речи.
  2. Необходимо внедрять в образовательный процесс и наиболее полно использовать известные и доступные песни с соблюдением авторских прав (если в них нет произвольных изменений канонического текста) на изучаемые в школе стихи. Например, стихи С.Есенина «Письмо к матери», «Не жалею, не зову, не плачу…» прекрасно звучат в песнях Г.Пономаренко и легко запоминаются.
  3. Нельзя в учебном процессе использовать песни, в которых искажен (или «исправлен» стих поэта) в целях недопущения запоминания не канонического стихотворения поэта.
  4. Следует всемерно поощрять создание профессиональными композиторами (в первую очередь), любителями и даже самими учениками песен на стихи, изучаемые в школе.
  5. Для педагогической практики в полной мере можно применять песни, созданные нами по специально разработанным требованиям, которые позволяют даже инофонам легко запоминать стихотворения классиков (об этом подробнее в другой статье).
  6. Предложенный нами способ освоения лирики русских поэтов является дополнительным и несомненно на сегодняшний день новым приёмом мнемотехники.

15. Литература

1. Большая советская энциклопедия

2. Книга М. Зиганова, В. Козаренко «Мнемотехника: Запоминание на основе визуального мышления»

3. Блок А.А., О назначении поэта, 1921

4. Френсис Йейтс ИСКУССТВО ПАМЯТИ

5. Назайкинский, Е. (1967) Речевой опыт и музыкальное восприятие. Эстетические очерки. М., Музыка, вып.2. с.245-283, с.282

6. «33 ответа на 33 вопроса». Издательство Московского  университета 1993 г.

7. Мнемоника.ру — тренировка памяти в интернет. Набор упражнений для запоминания пар слов, последовательностей цифр и слов и пр.

8. Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев «Методика развития речи детей дошкольного возраста», М., 1977 г.

9. Инга Николаевна Топешко – филолог, переводчик, преподаватель, Западно-Сибирский Институт Милтона Эриксона, Новосибирск.

10. Андрей Архангельский «Поэзия и проза в переводах Шостаковича»

11. Козаренко В.А. Психология и тренировка памяти, мнемотехника 2002-2008, Россия, Москва.

Интернет-ресурсы

1. Официальный сайт факультета психологии МГУ: http://www.psy.msu.ru

2. Неофициальный сайт факультета психологии МГУ: http://www.flogiston.ru

3. Портал «Psychology.ru»: http://www.psychology.ru

4. Первичность эстетики в эволюции человека. ( Палеофутуролог, 14:21 19.01.2009 )

5. Электронная библиотека портала Auditorium.ru: http://www.auditorium.ru

6. Википедия: http://prometheus.kai.ru/mif_r.htm

7. Cловарь по естественным наукам. Глоссарий.ру

8. http://www.rusmedserver.ru/med/obschaya/192.html

9. http://www.moi-detsad.ru/metod19-6.htm

10. http://mnemotexnika.narod.ru/ist_09.htm

11. http://mnemotexnika.narod.ru

12. http://www.vse-pomni.ru/1.html

13. http://ru.wikipedia.org/wiki/

14. http://www.sunhome.ru/religion/12504/p5

15. Эстетика Шопенгауэра http://www.wikiznanie.ru/  http://ru.wikipedia.org/

Дополнительно. Читайте по теме:

Станислав Коренблит. «Синтез слова и музыки: рекомендации к музыкальной интерпретации, песенному оформлению поэтических произведений для школьников (из личного опыта)»


1 комментарий

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика