Пятница, 26.04.2024
Журнал Клаузура

Интервью с солисткой камерного фестиваля «Рахманиновские вечера» пианисткой, лауреатом ряда международных конкурсов Элеонорой Карпуховой

15 ноября 2013 года завершается камерный фестиваль «Рахманиновские вечера», посвященный 140-летию Сергея Рахманинова. В этот день состоится заключительный концерт, в котором примут участие лауреаты международных конкурсов: Элеонора Карпухова (фортепиано), Юлия Игонина (скрипка), Марк Дробинский (виолончель, Франция).

Наша Первая Международная Открытая Афиша «ПроАртИнфо» побывала в гостях у солистки фестиваля Элеоноры Карпуховой и организатора проекта Валентины Зеленской (агентство V-Media).

Афиша «ПроАртИнфо»: Здравствуйте, Элеонора!

Элеонора Карпухова: Добрый вечер, Дмитрий!

Афиша «ПроАртИнфо»: Элеонора, вы знаете, что наша Афиша «ПроАртИнфо» и «Рахманиновские вечера» являемся информационными партнерами. К сожалению, лично я слабо знаком с вашим творчеством, но время работает на нас и уверен, что в ближайшее время познакомлюсь. У меня в руках биография, в которой подробно расписан ваш творческий путь. Из этого текста я узнал, что вы участник ряда престижных конкурсов. И не только участник, но еще и призер. Для начала нашей беседы хотел бы спросить, какой из конкурсов вам больше всего запомнился с эмоциональной точки зрения.

Элеонора Карпухова: Трудно сказать какой из конкурсов больше запомнился. Конечно, запоминаются те, в которых ты получаешь высокий результат, премию, награды, выходишь в финал и играешь в результате с оркестром и т.д. Большинство конкурсов, особенно крупных, устроены так, что финал уже вроде бы и не конкурс, а полноценное выступление с оркестром перед слушателями, зрителями. К этому стремятся практически все конкурсанты – пройти отборочную программу и попасть на выступление с оркестром. Конечно, именно с эмоциональной точки зрения, это очень приятно и волнительно. Это наиболее запоминающееся событие… Те конкурсы, в которых я дошла до выступления с оркестром запомнились больше всего…
Была у меня одна экзотическая поездка в Чили. Там конкурс проходит по разным специальностям. Одна из пяти специальностей – фортепиано. И вот там, на этом большом четырехтурном конкурсе до финала доходят всего 3 человека, и одна премия. Нет ни вторых, ни третьих. Эти три человека играют в финале концерт с оркестром, а приз получает один. Для остальных призом является букет цветов, положительные отзывы…

Афиша «ПроАртИнфо»: …аплодисменты…

Элеонора Карпухова: Аплодисменты! Да! Любовь публики, журналистов, статьи… Но все же, я считаю, что одна премия — это чересчур сурово и негуманно. Вот они так решили. Поэтому в плане экзотического мероприятия он запомнился больше всего (Афиша «ПроАртИнфо» – на XXIX конкурсе «Dr.Luis Sigall-Vina del Mar» (Чили) Элеонора Карпухова получила I Премию)

Афиша «ПроАртИнфо»: Элеонора, вспомните ваш самый первый конкурс и сравните его с остальными последующими…

Элеонора Карпухова: Первый в каком плане? В плане творческой биографии…

Афиша «ПроАртИнфо»: …в вашей жизни

Элеонора Карпухова: Мой первый конкурс был еще в юношестве. В Самаре конкурс Кабалевского. Сейчас уже очень известное мероприятие, к которому присоединилась Москва. А раньше он был специально устроен для учащихся музыкальных школ и первокурсников училищ… Если я не путаю… Но. Кроме Москвы. Они не пускали Москву, потому что считали, что в столице столько мероприятий, что она может жить и без конкурса Кабалевского… Потом это ушло и стали приезжать представители со всей России, в том числе и из Москвы. Москва стала завоевывать Самару, стали получать премии… Я сейчас потеряла со многими связь и не очень знаю, что там происходит. Тогда тоже финальная часть была с оркестром, только обязательно должно быть произведение Кабалевского. И это был мой первый серьезный конкурс!

На фото: Элеонора Карпухова. 2004 год, Лиссабон (Португалия). Конкурс Виана да Мотта, финальный концерт с оркестр. (Фото: архив агентства V-Media)

Афиша «ПроАртИнфо»: А вам сколько было тогда лет?

Элеонора Карпухова: Одиннадцать лет…

Афиша «ПроАртИнфо»: Первое волнение, переживание…

Элеонора Карпухова: …для современного ребенка, серьезно занимающегося музыкой, это не так уж и рано. Сейчас есть знаменитый конкурс «Щелкунчик», в котором дети с 9 лет играют так, что ты слушаешь и удивляешься – как это так?! Как это возможно, и что с ним сделали, что он к девяти годам так замечательно исполняет… Сейчас возраст конкурсантов изменился. Изменились и требования, и критерии оценки… Конкурс Кабалевского мне и запомнился тем, что пришлось очень много и упорно работать над ним. На протяжении всей программы конкурса нужно было находится в напряжении, не было возможности расслабиться… Кроме моральной стороны еще и чисто физически это было тяжело.

На фото: Во время репетиции. (Фото: К. Дрыганова)

Афиша «ПроАртИнфо»: Элеонора, а как родные и близкие отнеслись к вашему участию на первом в жизни конкурсе?

Элеонора Карпухова: Вы знаете, у меня музыкальная семья… Конечно, были рады… Но отнеслись к этому, как к ступеньке, которая должна вести на следующей уровень. Никто, конечно, в обморок от счастья не упал, но были довольны, потому что был хороший результат.

Афиша «ПроАртИнфо»: То есть отнеслись серьезно…

Элеонора Карпухова: Да… И вообще, мое образование и образование тех, кого определяют с ранних лет в искусство, в музыку требует серьезного, недетского отношения, в том числе и со стороны родителей. Практически не бывает времени на отдых… На второй план уходит все. Это то, чему ты посвящаешь все свое время, весь свой досуг. Музыка и есть досуг.

Афиша «ПроАртИнфо»: Живете только музыкой?

Элеонора Карпухова: Да… Но если ей заниматься серьезно. Я сейчас смотрю на детей, которые учатся с моим сыном, а он у меня не учится так профессионально, как я в свое время, то замечаю разницу. Сразу видно, когда у ребенка уже определен путь. У таких детей лето начинается с восьмичасовых занятий, с изучения новых произведений, нового репертуара и т.д. …Но надо сказать, как устроена психика ребенка, когда дети определяют для себя какой-то путь – я буду не этим, а этим. Не так. Обычно направляют родители. Если аккуратно, грамотно направить ребенка, он потом не воспринимает это как непосильную ношу.

Афиша «ПроАртИнфо»: Понятно, что с чего начинается. Элеонора, давайте теперь перейдем к нашему времени. Поговорим о вашем проекте «Рахманиновские вечера», в которым вы являетесь не только солисткой, но и одним из организаторов. Расскажите о нем. Как возникла идея? С чего все началось? Что в проекте нравится больше, а может быть, что-то вы хотели бы поменять?

Элеонора Карпухова: Сразу скажу, что изменить ничего не хотелось бы. Мы хотели сделать фестиваль отличным от фестивалей, проводимых крупными организациями в больших пафосных залах, когда участвуют оркестры, хоры и множество приглашенных. Мы с Валентиной Зеленской задумали сделать такое камерное празднование 140-летие творчества Рахманинова. А считаю, что Рахманинов, Чайковский, Скрябин – это три титана русской музыки, которые известны всем и каждому… Так вот… Мы задумали такие приятные камерные вечера, на которых будет звучать фортепианная, вокальная и инструментальная музыка. Вот собственно мы и провели четыре концерта. Пятый будет заключительным, который состоится на Красной площади. Особенно мне приятно, что, по моему мнению, затея удалась. Мы ее осуществили. Было непросто, много приложено сил, много организационных вопросов, которые мы, в конце концов, разрешили. Я очень надеюсь, что и последний концерт фестиваля тоже пройдет хорошо, с успехом…
Я очень уважаю, горячо люблю Сергея Рахманинова. И мне бы хотелось, чтобы его музыка звучала как можно чаще и как можно больше. Я хотела бы, чтобы публика, пришедшая на концерт ко мне, полюбила эту музыку также горячо, как люблю ее я.

Афиша «ПроАртИнфо»: Элеонора, а у вас есть самое любимое произведение Сергея Рахманинова?

Элеонора Карпухова: Нет. Самого любимого нет. Потому что, за что ни возьмись, все хочется играть…и хочется играть…постоянно играть… Я вообще к любой программе, к любому концерту, в который включены произведения Рахманинова, отношусь с особым внимание и трепетом. Это мой автор!

Афиша «ПроАртИнфо»: Тогда другой вопрос. Какое для вас самое сложное произведение Сергея Рахманинова? Которое потребовало от вас больше сил и технических, и моральных?

Элеонора Карпухова: Что самое интересное, именно сейчас я готовлю к заключительному концерту виолончельную сонату, до этого я ее не играла. Готовлю только в связи с этим вечером.
Это камерное произведение, невероятно сложное в освоении! Мы еще не репетировали с виолончелистом… Очень сложный фортепианный текст, огромное количество фактуры. Виолончелисту необходимо дать выйти вперед, как солисту…немного волнуюсь за репетиции.

Афиша «ПроАртИнфо»: А где будет звучать это произведение, да и весь заключительный концерт?

Элеонора Карпухова: На Красной площади 15 ноября в Историческом музее. Там есть невероятно красивое помещение и по архитектуре, и по атмосфере… Называется «Парадные сени»… Руководство музея организует там вечера, даже есть еженедельные программы, культурные мероприятия… И вот мы там будем выступать. Эта соната станет центральным произведением этого вечера. Концерт будет длиться полтора часа без антракта.

Афиша «ПроАртИнфо»: Расскажите о вашем коллективе. Давно ли вы выступаете вместе или только в этом проекте…

Элеонора Карпухова: Только в этом проекте. Так получилось, что у нас произошли некоторые перестановки. Я впервые буду играть со скрипачкой, а виолончелист только должен приехать из Франции. Он — выпускник нашей консерватории, учился в классе Ростроповича. Это счастливый факт в биографии музыканта! Мне очень приятно, что он согласился участвовать в концерте, и я с нетерпением жду встречи с ним.

Афиша «ПроАртИнфо»: Элеонора, давайте вернемся к истокам проекта «Рахманиновские вечера». С чего все начиналось? Как вы познакомились?

Элеонора Карпухова: С Валентиной или с музыкантами?

Афиша «ПроАртИнфо»: Со всеми…

Элеонора Карпухова: С Валентиной Зеленской нас просто судьба свела. Мне даже трудно сказать, как мы познакомились. Вдруг мы оказались знакомы. Это было на Международном конкурсе пианистов им. Скрябина на фортепианном конкурсе, который проходил прошлым летом. Этот конкурс проводил мой профессор, народный артист Михаил Воскресенский. На этом конкурсе Валентина помогала в его организации, проводила прямые трансляции и медийную поддержку… С тех пор мы и оказались с ней знакомы. Я считаю, что это большая удача для меня.
Я рассказала Валентине о своих проектах, задумках, о предстоящем годе Рахманинова и что можно было бы сделать в связи с этим… И она заинтересовалась…

Афиша «ПроАртИнфо»: …а у вас уже был проект?

Элеонора Карпухова: Да. Он у меня уже достаточно давно. Я хотела организовать ряд камерных концертов. Не в больших залах без лишней помпезности. Небольшие уютные вечера, посвященные Рахманинову.
Обычно когда нет привязки к какому-то событию или дате, то с чего бы их проводить…

Афиша «ПроАртИнфо»: …можно придумать повод…

Элеонора Карпухова: …ну, странно было бы, если вся Москва и Россия празднует год Вагнера, а ты проводишь Рахманиновские вечера. С чего бы это?

Афиша «ПроАртИнфо»: …а почему бы и нет, если влюблены в творчество великого композитора?

Элеонора Карпухова: Ну, нет. В таком случае нужно делать либо фестиваль, как в Казане имени Сергея Рахманинова ежегодно в одно и то же время… Это не требует привязки к конкретной дате… Но поскольку на тот момент мы еще не были знакомы с Валентиной, то я и не предполагала, как и что можно было бы сделать с чего начать. А когда я рассказала о своей задумке Валентине, то она тут же ее поддержала. Мы совместно обдумали все нюансы… Валя привнесла много интересных мыслей, идей на этот счет… И так, мы постепенно разработали целую концепцию «Рахманиновских вечеров». Как это будет, сколько будет концертов, где будем проводить… Ну, дальше уже была целая эпопея с поиском площадок для концертов, с организацией самого процесса… У нас оставалось не так много времени, а залы бронируются далеко заранее.
А музыканты? С музыкантами проще. Я постоянно нахожусь в стенах Московской консерватории им. П.И.Чайковского, вращаюсь в среде музыкантов… а это в результате приводит к тому, что все друг друга знают, все с кем-то когда-то знакомы или дружны.
А вот с виолончелистом Марком Дробинским это отдельная история. Я поехала в мае на фестиваль во Францию и там, среди приглашенных участников, был и он. Мы участвовали в одном фестивале, когда Марк сказал, что собирается осенью в Россию. Я ему тут же предложила участие в наших «Рахманиновских вечерах». Он ответил, что ему это интересно, что он знает эту сонату и неоднократно ее играл… Поэтому дату заключительного концерта мы определили с учетом его визита в Россию.

Афиша «ПроАртИнфо»: А кроме виолончелиста…?

Элеонора Карпухова: У нас есть еще скрипачка Юлия Игонина, она — молодой талантливый музыкант, выпускница Московской консерватории, где сейчас тоже преподает.. график ее гастролей и концертных выступлений очень плотный и мы рады, что она согласилась с нами выступить.

Афиша «ПроАртИнфо»: А где состоялся первый концерт «Рахманиновских вечеров»?

Элеонора Карпухова: Первый концерт состоялся в небольшом очень симпатичном зале – это «Зеркальный зал» Государственного Института Искусствознания. Этот легендарный дом на Козицком связан с именем Сергея Соболевского, Адама Мицкевича… Ключевским, Самариным… Он пропитан духом российской культуры и искусства… Там своя особенная атмосфера, своя публика, которая постоянно посещает проводимые там мероприятия. Каждую среду у них бывают концерты. Раньше я там выступала сольно и с певицей…

На фото: Элеонора Карпухова с певицей Валерией Зеленской в «Зеркальном зале» (фото: С.Арещенко)

На фото: Элеонора Карпухова с певицей Валерией Зеленской в «Зеркальном зале» (фото: С.Арещенко)

Афиша «ПроАртИнфо»: …удачно?

Элеонора Карпухова: …очень удачно. Было много зрителей, слушателей… После концерта подходили, благодарили… Неожиданно приятно. Неожиданно, потому что концерт был длинный и мы думали, что люди устанут… Но вообще, в России почитатели музыки — люди очень терпеливые и благодарные. Готовы слушать большие концерты… На западе это практически не принято. Там существует правило: чем значительней исполнитель, тем меньше он играет. Его всегда должно быть мало… У нас публика не так воспринимает концерт. Чем большее значение имеет солист, тем больше и больше хотят его слышать и слушать.

Афиша «ПроАртИнфо»: А у вас уже появились постоянные слушатели, поклонники?

Элеонора Карпухова: Да, конечно! Хотя и здесь удивительно, ведь «Рахманиновские вечера» это не совсем фестиваль, это цикл концертов, которые объединены одной идеей. А идея – объединить разные жанры творчества любимого композитора… И уже с первого концерта появились люди, которые потом пришли и на второй, и на третий… Привели своих знакомых, друзей… Есть и те, кто пришел случайно…

Валентина Зеленская: Удивительно, что публика молодая. Мы не ожидали увидеть столько юных лиц…

Элеонора Карпухова: Да… Старшее поколение, особенно тех, кто знает меня и ходит на мои выступления, мы специально приглашаем. А вот молодое поколение приходи само. Видимо, это благодаря рекламе через интернет, и ваша Афиша «ПроАртИнфо» сыграла важную роль в этом деле… Так что я надеюсь, что на этом, заключительном концерте…

Афиша «ПроАртИнфо»: …будет аншлаг!

Элеонора Карпухова: …будет аншлаг! Обязательно!

Афиша «ПроАртИнфо»: Это хорошо…! Ну что же, Рахманиновский пятиугольник завершается пятым углом. Главным углом! И как я понял из нашего разговора, это был процесс не простой – трудоемкий и волнительный. И что же дальше? Вы ставите точку или запятую?

Элеонора Карпухова: Очень хотелось бы, чтобы это была запятая. Рахманинов настолько горячо мной любимый… А потом, он очень универсальный композитор. Он писал практически во всех жанрах. Писал симфоническую музыку, фортепианную, камерную… Я буду надеяться на запятую. Будут еще проекты…

Афиша «ПроАртИнфо»: …связанные с именем Рахманинова?

Элеонора Карпухова: Нет, не обязательно. Мы сейчас закончим и публике, и нам нужно будет отдохнуть… Есть работа над чем-то другим. Пока не буду говорить с чем… Афиша «ПроАртИнфо» узнает первая.

Валентина Зеленская: Очень много приглашений из регионов. Мы их рассматриваем. Интересные предложения от Дальнего Востока и Сибири.

Элеонора Карпухова: …Была сыграна очень интересная двухрояльная программа произведений Рахманинова с коллегой, с музыкантом Виктором Гинзбургом, который очень много лет сотрудничает со знаковой фигурой на нашем музыкальном небосклоне Александром Рудиным. Мы с ним исполняли двухрояльную программу в Царицыно… Было очень интересно. Дело в том, что Симфонические танцы мы исполняем в аранжировке с ударными. Есть такой музыкант, мой большой друг Виктор Деревянко, он из России, но живет ныне в Италии. Он сделал интересное переложение – из партитуры взял партию ударных, что-то убрал у второго рояля… в общем получилось как произведение с оркестром. Всю фактуру, которая есть в клавире мы играем плюс добавляются ударные… Отзывы от слушателей очень положительные. Возможно, у этого проекта будет продолжение…

На фото: Элеонора Карпухова с Виктором Гинзбургом. Во время выступления в Царицыно. Двухрояльная программа (Фото: К.Дрыганова)

Афиша «ПроАртИнфо»: Любопытно! Мы обязательно будем следить за вашими проектами и рассказывать нашим читателям!
И напоследок, расскажите какой-нибудь «серьёзный анекдот» из музыкальной среды.

Элеонора Карпухова: …жаль, что нет с собой «шпаргалки», она бы мне сейчас очень пригодилась…

Афиша «ПроАртИнфо»: …может, вспомните?

Элеонора Карпухова: Вы знаете, я вспомнила! Правда, это не анекдот, а забавный случай. Наш сегодняшний разговор, так или иначе, вокруг Рахманинова, поэтому на нем и завершим интервью этой историей.
С Рахманиновым всегда случалось очень много неожиданного и забавного, это можно прочесть и в его опубликованных письмах, и в мемуарах, которые писали его друзья и знакомые.
Так вот, Рахманинова связывала многолетняя и тесная дружба с Шаляпиным.  Сергей Васильевич вспоминает об одном курьезе. Шаляпин очень любил поддевать музыкантов, не упускал возможности над кем-нибудь подтрунивать и посмеиваться. На одной из репетиций (в то время Сергей Васильевич возглавлял Большой Театр) Рахманинов заметил, что Шаляпин, не занятый в этом концерте, стоит в стороне со странным видом. У Федора Ивановича был полуоткрыт рот, а взгляд устремлен куда-то в сторону. Как говорил Рахманинов, лицо у него было совершенно дурацким. Сергей Васильевич стоял за дирижёрским пультом и обратил внимание на «выкрутасы» друга, он явно кого-то изображает! Рахманинов долго не мог понять кого. Когда Сергей Васильевич понял, кого изображал его друг, это его не обидело, даже позабавило, но, тем ни менее, «рот мой во время дирижирования закрылся навсегда», — поделился композитор позднее.

Афиша «ПроАртИнфо»: Большое спасибо, Элеонора! Большое спасибо, Валентина! Интересный у нас получился разговор! Надеюсь, до скорых встреч!

Элеонора Карпухова: И вам спасибо, Дмитрий! Обязательно еще увидимся!

Валентина Зеленская: Приходите к нам на заключительный концерт «Рахманиновских вечеров»!

Афиша «ПроАртИнфо»: Буду стараться! До свидания!

На фото: Наш фотохудожник Ксения РИКЛЕС за работой во время интервью

_______________________________________________________

Интервью*: Дмитрий ПЛЫНОВ

Фото (с логотипом Афиши «ПроАртИнфо»): © Ксения РИКЛЕС

_________________________

Справка

Элеонора Карпухова родилась в Казани. Обучалась в ЦССМШ при Московской консерватории (класс проф. В.В.Кастельского), затем поступила в Московскую консерваторию, которую закончила в 2000 году. Музыкальное образование завершила в ассистентуре-стажировке в 2003 году в классе профессора М.С.Воскресенского.

В годы учебы пианистка успешно выступала с сольными концертами и в составе камерных ансамблей по городам России и за рубежом, принимала участие в международных конкурсах и неоднократно становилась лауреатом:

1996 — Международный конкурс пианистов «Citta’ di Senigallia», Италия (III премия);

2002 — XVIII Международный конкурс «Varallo Sessia», Италия (II премия) и XXIX конкурс «Dr.Luis Sigall-Vina del Mar», Чили (I Премия);

2004 — Международный конкурс пианистов «Zlatko Grgosevic» в Загребе, Хорватия (II премия) и конкурс пианистов «Jose Vianna da Motta» в Лиссабоне, Португалия (II премия).
Элеонора Карпухова регулярно выступает в России, на Украине, во Франции, Италии, Нидерландах, Германии, Австрии, Испании, Бразилии, Чили (фестиваль Semanas Musicales), Португалии (Madeira musica, Festival de Sintra).

Ее концерты с большим успехом проходят на сценах Малого и Рахманиновского залов Московской консерватории, Salle Cortot в Париже, Saal Gasteig в Мюнхене, Teatro «Gil Vicente» в Коимбре (Португалия), Fundacao Calouste Gulbenkian в Лиссабоне (Португалия), концертных залах в Сантьяго, Вальпараисо, Винья дель Мар (Чили), залах филармоний Киева, Казани, Донецка, Харькова и других городов. Элеонора Карпухова сотрудничает с дирижёрами Ю.Янко, С.Солдатовым, Д.Колобовым, Алваро Кассуто, Даниэлем Назаретом, Михаэлем Цилмом, Даниэль дель Пино Клинге, Лораном Вагнером, Августаном Дюмэ.

Выступает с оркестрами Orquesta Sinfonica de Chile, Orquestra Simsonica de Providencia (Chile), Orquestra Universidad San Sebastian (Chile) Orquestra do Algarve (Portugal), Orquestra Metropolitana (Portugal), Orquestra Fundacao Gulbenkian (Portugal).

* — Аудиозапись интервью состоялась 11.10.2013 года, в помещении Московской Государственной консерватории им. П.И.Чайковского


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика