Новое
- Александр Полежаев (1804 -1838) — русский поэт первой трети XIX века
- Хвала во имя и хвала вопреки
- «Сидони в Японии» — сказка или быль?
- Русский поэтический канон: век ХХ, гамбургский счёт
- Владивосток – столица ДВ. Ляля Алексакова выпустила клип посвященный родному краю
- Великая миссия Кшиштофа Кесьловского
О конференции «Гендерные сюжеты в культуре и СМИ на постсоветском пространстве»
18.04.2016Особенности гендерных отношений в России в наше время стали иные. Что же изменилось? Культура гендерных отношений в своих лучших проявлениях, в идеале стремится к гармонии. Но понятие гармонии меняется. В христианской культуре отношение к женщине совсем иное, чем в иудаистской, в буддистской или в мусульманской.
В России, многонациональной, все смешано, как в «доме Облонских». Поэтому сложнее происходит поиск и становление гендерных отношений.
В XIX веке русская культура дала мировые образцы русской литературы, бессмертные гендерные сюжеты от Настасьи Филипповны из «Идиота» Достоевского, до «Анны Карениной» Толстого. Не случайно Лев Николаевич выбирает главной героиней Анну – она детская писательница. Но оказавшись изолированной от общества, нарушившей его каноны «домостроя», героиня становится наркоманкой. Не случайно этот роман самый читаемый в мире. Писатель, как в зеркале, показывает, как и почему общество лишает женщину ее права на материнство, на творчество, на личное счастье. И тем самым губит ее. Достоевский еще ярче рисует картину неизбежного возмездия разрушения гармоничных отношений между женщиной и мужчиной: Смердяков, внебрачный сын Карамазова, не только убивает своего отца, но и подвергает страшным испытаниям всех его брачных, законных сыновей и Дмитрия, и Ивана, и Алексея.
Писатели часто оказываются сами в ситуации неполной семьи, сиротства, оторванности от одного из родителей. Назовем даже самые известные имена: Лермонтов, Пушкин, Лев Толстой… Список можно продолжить и из русских писателей и из писателей из зарубежья. И мы видим как бы творческое, художественное воссоздание полноты на протяжении всего их творческого пути.
Традиции в гендерных отношениях иногда являются сильнее, чем социально-политические изменения, сдвиги. Революционно-демократическое движение расшатывало устои, но слишком медленно менялись гендерные отношения в силу тысячелетних традиций.
От Домостроя к советской семье переход был слишком стремительный и почти насильственный. И за 70 с небольшим лет выработался новый тип поведения отношений между мужчинами и женщинами. К сожалению, гармонии, при которой бы дети и женщины были защищены от произвола государства и мужской экспансии не произошло. Мать-одиночка получала от советского государства 5 рублей в месяц на содержание своего незаконно (внебрачно) рожденного ребенка (при средней зарплате 75 рублей в месяц). По сути, женщина в период беременности и ухода за ребенком оказывалась в беззащитном положении. И молодые мамочки вынуждены была отдавать детей в детские дома. Но так как журналистика и литература были слишком идеологизированы и политизированы, то это социальное неравноправие скрывалось, не исследовалось, не изменялось.
Со сменой экономической формации на постсоветском пространстве положение женщины изменилось, но не улучшилось, появились новые риски и угрозы гендерному равенству.
Гендерная ценура как элемент культуры определяет и то, что в Государственной Думе очень низкий, менее 10 процентов, процент женщин-депутатов.
Культура связана с образованием, в школах чаще работают женщины, но их зарплата иногда меньше прожиточного минимума.
И чтобы получить престижную, высокооплачиваемую работу женщины идут на компромисс, рассматривая секс, как один из вариантов выживания. Это не всегда насилие в недопустимо грубой форме, Иногда это «профессиональный роман», заранее предполагающий, что ребенок, рожденный женщиной, будет воспитываться без отца. Дети, рожденные в таких условиях, подвергаются комплексу неполноценности. Преодоление сексизма – важно для формирования нового поколения.
Три типа женщин: в центре, как в фарватере, равные мужчинам от природы, от рождения и воспитания, слева, те, кто хотят и умеют жить за счет мужчин, и справа, те, кто страдают от тирании и бесправия. Родив ребенка, выйдя замуж или разведясь, женщина может перейти из одной категории в другую.
Первые и вторые ищут гармонии самостоятельно, сами и разберутся, для них нет проблемы неравенства с мужчинами. А вот третьи, воспеваемые поэтами, как «прекрасные незнакомки», просят помощи у общества, гендерная проблема – это их слабости и их сломленные судьбы. Но на протяжении многих веков формировался эталон женщины, как слабой, требующий мужской защиты. Культура и традиции вступили в противоречие? Но ни одна из религий и культур не учит мужчин издеваться над женщинами. Кто же виноват?
В периоды социальных потрясений и экономических кризисов больше всего страдают женщины и дети.
Бунин в лучших рассказах и новеллах, в «Темных аллеях» дает удивительно эмоционально яркий портрет поведения мужчины и женщины на рубеже веков. Во многих рассказах читатель натолкнется на фразу «через полчаса он вышел». У него есть и «дурочка», и «красавица», которые в нищете и социальном бесправии. Но за яркий показ подлинных отношений, писатель вынужден был жить в эмиграции.
Андрей Платонов в «Счастливой Москве» дает картину перехода женщины из рук в руки. Но это не проституция, не падение нравов. Это путь выживания в мире, где женщина остается в гендерном, в социальном и сексуальном рабстве. Кто первым кинет в нее камень? Христианское учение о Марии Магдалине в 20 веке?
Современная «женская» литература вскрывает социальные язвы, разъедающие общество. Но нет еще достаточного анализа и критики, в чем своеобразие новой русской прозы в вопросе гендерного развития.
На конференции принимали участие писательницы, журналистки, режиссеры, продюсеры и общественные деятели из ФРГ Ольга Игнатова, из Франции Элен Мелаиз Израиля Таня Кисилевски, из Белоруссии Ирина Соломатина, из Грузии Вера Церетели, Юлия Харашвили и Яна Исраэлян, из Монголии Хашхуу Наранжаргал, из Казахстана Розлана Таукина, из Украины Сергей и Ирина Жеребкины.
В интеллектуальной дискуссии по женской прозе приняли участие Светлана Василенко и Лидия Григорьева (Великобритания). Интеллектуальная дискуссия по женской прозе
Темы, которые обсуждались, были самые разнообразные: гендер и интернет – противодействие новым угрозам, специфика российского гендера, гендерное насилие и способы защиты.
Представительство ООН в Российской Федерации: «Основополагающим принципом Устава ООН, принятого мировыми лидерами в 1945 году, является «равноправие мужчин и женщин», и все государства несут ответственность за защиту и поощрение женщин. Эффективное обеспечение прав женщин требует, в первую очередь, комплексного понимания социальной структуры и соотношения сил, которые формируют не только законы и политику, но и экономическую и социальную динамику, а также семейную и общественную жизнь».
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ