Четверг, 28.03.2024
Журнал Клаузура

Алексей Курганов. Жаба Жабского, или Как относиться к «непризнанным гениям»? Литературоведческая публицистика или мысли по поводу…

В рассказе коломенского писателя Сергея Калабухина «Карьера Марка Жабского» сюжет незамысловат, но интересен и актуален: герой рассказа, этот самый Марк Жабский, считающий себя единственным в городе действительным писателем, обратился к городским властям то ли с просьбой, то ли с требованием назначить ему пожизненное содержание, мотивируя эту свою «требовательную» просьбу (или «просительное» требование) своей якобы литературной исключительностью (в общем, всё как у Баратынского: «… своеобразен гений. И собственным величием велик!» Если проще и понятнее, жаба Жабского душила.). Городские власти, попервоначалу опешив от такого неожиданного и откровенно нахального «пердимокля», в конце концов, пришли в себя и поступили мудро: халяву не предоставили, но предложили «гению» возможность трудиться заведующим одного из периферийных домов культуры. Увы, они не знали нашего «героя»! Трудиться – глагол совсем не про него! Нет-нет, он не отказался! Зачем! «Нам где бы работать, лишь бы не работать!». Через полгода выяснилось: «труженик» надежд не оправдал и «дом-культурную» работу совершенно не «тянул». Рассказ заканчивается тем, что Жабский так и не оставил своих надежд на городское «воспомоществование» и сейчас активно собирает подписи местной творческой и просто интеллигенции, чтобы халяву себе всё-таки выбить.

Уже слышу недоумённое: и что же в этой истории необычного? Обыкновенный, можно сказать, профессиональный лодырь решил, пользуясь современным слэнгом, «срубить по лёгкому бабок», но «срубления» не получилось (пока!). Такое сегодня если не сплошь, то вокруг и рядом! И при чём тут наша сегодняшняя современность? Остапы Бендеры были всегда – всегда и будут, а наглость, как известно – второе счастье!

Да, согласен: Бендеры — бессмертны (хотя какой из Жабского Бендер!). Вопрос в другом: а собственно, чего хотят от общества такие вот «господа-граждАне» жабские? Разве только лишь материального содержания? Не только. Признания, признания их гениальности! Вот что им нужно! В дилемме «кем быть лучше – неизвестным гением или известной бездарностью» они пытаются определить себя «золотой» серединой. То есть, гением – но известным. Точнее, ПРИЗНАННЫМ. Но в таком случае, неизбежно возникает вопрос следующий: КЕМ признанным? Читателем? Обществом? Властями? Спонсорами-содержателями? Или собратьями по литературному сочинительству?

Оптимальный вариант: всеми выше перечисленными, но это, конечно, полный абсурд. Такого, чтобы быть признанным всеми, просто НЕ БЫВАЕТ! Но ему на это, извините, начхать. Самомнение-то «прёт», а гениальность, как и серость, не бывает умеренной. И той и другой, нужен ВЫХОД, но выход за счёт СЕБЯ или за счёт ДРУГИХ – это вопрос принципа! Тем более, что это — принципиально разно, фундаментально принципиально! Потому что за счёт СЕБЯ – сложно. Для этого нужно действительно УДИВИТЬ и даже ПОРАЗИТЬ, но не родственников или собутыльников, а именно эти самые «широкие народно-читательские массы»! Второй вариант – за счёт других — более приятен и менее обременителен, хотя и рассчитан на традиционное российское «авось». «Авось» проникнутся, «авось» впечатлятся, «авось» сойдут с ума и предложат мне, красивому и гениальному, пожизненное содержание! Да, в этом «авосечном» жесте полным-полно наивности – но, с другой стороны, почему бы и не попробовать?

кавычкиКстати, Жабский — образ не собирательный, а совершенно конкретный, реально существующий (естественно, под другими именем и фамилией). Впрочем, чего удивительного в этой реальности: таких «жабских- жлобских» — море… Об уровне его популярности у читателей судить здесь не буду. Почему? Не хочу. Свято чту слова моего любимого Антона Павловича Чехова: «Нет того урода, который не нашел бы себе пары, и нет той чепухи, которая не нашла бы себе подходящего читателя». К тому же в комментариях к его текстам прочитал одно совершенно изумительное мнение его читательницы-почитательницы: «Если его (Жабского) не читают сегодня, то обязательно будут читать потомки!». Как говорится, нет слов. Поистине космические масштабы. Где уж, как говорится, нам, «простым» рабочим и крестьянам…

И в заключение. Как же относиться к «непризнанным гениям»? Предлагаю по-разному, каждому на его усмотрение. Лично я отношусь как к природному явлению: предотвратить его невозможно, поэтому и внимание на него обращать не стоит. Кроме того, присказка «талантам надо помогать – бездарности пробьются сами», права лишь отчасти. Потому как сначала надо чётко и конкретно определить, извините за тавтологию, ОПРЕДЕЛИТЕЛЕЙ этих самых талантов. Одно знаю совершено точно: никакие комиссии на эту роль не годятся. Да и на пророков в Отечестве полагаться глупо. Хотя бы потому, что их у нас просто НЕТ.

Алексей Курганов

Иллюстрация с сайта — zagopod.com


1 комментарий

  1. Галина

    «Как же относиться к «непризнанным гениям»? Предлагаю по-разному, каждому на его усмотрение. Лично я отношусь как к природному явлению: предотвратить его невозможно, поэтому и внимание на него обращать не стоит».
    Алексей Курганов
    Внимание можно, конечно, и не обращать, но только до тех пор, пока эти Жабские не станут, пользуясь своей феноменальной наглостью, топить таланты и занимать их места. Тогда это это явление станет уже социально опасным.

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика