Четверг, 25.04.2024
Журнал Клаузура

Дмитрий Бестолков. «За что я полюбил фильм «Влюбленные»?». Эссе

За что я полюбил фильм «Влюбленные»? Снятый в далеком 1969 году режиссером Эльёром Ишмухамедовым по сценарию Одельши Агишева, отчего он стал мне так понятен сегодня — в 2017-м? Пытаясь ответить на эти вопросы, я стал размышлять…

Меняются люди, взгляды, оценки, наступивший 21 век меняет второй десяток лет, но по-прежнему важным и значимым остаются вечные вопросы о том, что такое любовь, что такое дружба, почему так важно дорожить и тем и другим. Актуальные навсегда эти вопросы помогают осмыслить миропорядок, определяя в нем важное и второстепенное. Именно с этими вопросами обратились к зрителю создатели фильма «Влюблённые».

В контексте множества деталей, воссоздающих атмосферу 1960-х годов, черно-белая картина рассказывает о юношеских отношениях, о тех эмоциях, которые человек способен пережить во всем их многообразии и силе проявления именно в период ранней молодости.

Среди нескольких судеб героев фильма на первом плане три – парней Родина, Рустама и Тасоса. Родин (в исполнении Родиона Нахапетова), беззаветно влюблённый в Таню (Анастасию Вертинскую), Рустам (Рустам Сагдуллаев), остро переживающий за здоровье матери, ибо единственно с ней у него связано чувство семьи, Тасос (Карен Хачатурян), мечтающий о возвращении на родину – в Грецию, о долгожданной встрече с близкими людьми. В судьбе каждого из них есть свои радости и беды, но общая на всех дружба приводит их полному взаимопониманию. «Вообще-то тебя знакомить с девушками бесполезно», — как-то заметил Тасос в адрес Родина с легкой иронией. «Почему», — поинтересовался тот. «Для тебя лучше Тани никого нет», — ответил Тасос. После этих слов по лицу Родина проскользнула едва заметная улыбка (чувство, которое до этого момента было его тайной, стало очевидным для кого-то ещё), и он резонно перевел разговор в иную плоскость: «Смотри экзамены не завали…». «Он мне как брат», — будет рассказывать Тасос любимой девушке о Родине. «Не оставляйте его», — обратится Родин к друзьям, бегущим вслед за Рустамом, мучительно переживающим потерю матери и предательство отца, не пришедшего к ней на похороны. «Ну откуда же берутся такие люди», — воскликнет Рустам от безысходности и побежит, желая скрыться от самого себя, от жгучей боли, причиненной ему чужим человеком. «Лучше бы меня вообще не было», — прокричит отчаявшийся Рустам. Родин стремительно приблизиться к раздавленному горем другу. На их фигуры направят ослепляющий свет прожектора. «А ну убери свет, не в цирке! Убери свет», — прокричит Родин, и где-то на высоте прожектор медленно потухнет. «Возьми себя в руки, Рустам», — скажет Родин, и Рустам положит голову на плечо друга… «Вообще-то у него родственников навалом, — позже, в разговоре с Таней о Рустаме, подчеркнет Родин, — но все равно он один. Жалко пацана». «Если ты будешь рядом, не пропадет», — заметит Таня. «Ну, при чем тут я? Ему человек нужен близкий, вот как ты. Хорошо, если такой человек найдётся», — заметит Родин и с нежностью посмотрит девушке в глаза. А когда выяснится, что у Тани есть другой, то о любви как о подлинном чувстве Родин ей скажет следующее: «Когда нет настоящего, рано или поздно приходится врать. Но я не хочу так. Всё должно быть по-человечески. Иначе не стоит жить, понимаешь»?..

Три героя фильма – три истории любви. Любовь Родина к Тане, которая, в итоге, останется безответной, любовь Тасоса, которую прервет географическое расстояние (он вернётся на родину, в другое государство), любовь Рустама, которая увенчается счастьем обретения семьи (жены и ребенка). Каждый из героев влюблен в свою девушку, и каждый влюблен в саму жизнь, которая дарит ему не только свидания с дорогой сердцу подругой, но и встречи с друзьями, которые наполняют внутренний мир особенным светом. Миросозерцание героев на том этапе их жизненного пути, о котором идет речь, происходит преимущественно через дружбу, чрез маленький коллектив близких по духу товарищей. Так случилось, что Родин вырос без родителей (отец погиб на фронте Великой Отечественной войны, мать умерла молодой), без отца остался Рустам, Тасос, еще в детстве покинувший Грецию, долго думал, что он потерял мать и старшего брата навсегда. Эта зияющая пустота отсутствия заботы близких родственников заполнилась дружбой парней. Братом назовет Родина Тасос, уезжая, он успеет рассказать другу о своих надеждах на будущую жизнь. Сам Родин в конце фильма вместе с Рустамом будет встречать у распахнувшихся ворот роддома супругу Рустама с ребенком, возьмёт малыша на руки и рядом с молодыми родителями пойдёт радостный от чувства приобщения к их счастью, которое с той минуты станет и его счастьем тоже.

Искренность как главная примета советского синематографа эпохи оттепели, его обращенность к важнейшим нравственным темам, острым социальным вопросам, философским проблемам, его способность подталкивать зрителя к личностной рефлексии делают многие фильмы тех лет актуальными и сегодня для всех нас независимо от возраста, эстетических предпочтений, мировоззрения и т.д., но особенно для сегодняшних 17-20- летних парней и девушек, которые очень многим отличаются от своих сверстников из поколения 1960-х годов.

Дмитрий Бестолков


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика