Новый сезон – и сразу премьера. «Этот спектакль для меня нечто новое, — говорит режиссёр, — может, поэтому я осторожно решил его сделать на чужой территории».
Чужим Евгения Писарева этому театру и его художественному руководителю, конечно, назвать нельзя – птенец Табакова сам говорит, что обязан мэтру своей творческой биографией, а на сцене Табакерки он играл в своё время в спектакле «Старый квартал» по Теннеси Уильямсу.
«Я из тех мужей, — откровенничает Писарев, — которые иногда жену пугают, чтобы больше ценила. Хотя совершенно не во всякий бы театр пошёл, с драматическим театром Театру Пушкина изменяю первый раз».
А если серьёзно, то «театр в театре» — погружение в мир иллюзий и их крушение — уже стали лейтмотивом творчества режиссёра. При этом ему импонирует такой перевод знаменитой шекспировской фразы: «Весь мир театр и все мы в нём актёры поневоле». Не какие-то прекрасные подмостки, где игра — сплошное удовольствие, а предлагаемые условия жизни, в которых каждый вынужден играть выбранную не им самим роль.
На фото: Игорь Петров (Хайд) и Виталий Егоров (Карл II)
Эдвард Кинастон – последний актёр из плеяды тех, что играли на английской сцене женские роли. Он отдал полжизни, чтобы обучиться этому ремеслу: «Четырнадцать мальчиков ютились в тесном подвале, где нас муштровали день и ночь. Брали вот такую уличную шпану, как я, и дрессировали. Учили всем женским фокусам. Натаскивали на каждое движение руки, каждый поворот головы…»
В этой очень непростой роли режиссёр видел единственного актёра: «Только Максим Матвеев, и, прежде всего потому, что важна была заинтересованность самого артиста, ведь персонаж довольно сложный, а на это решится не каждый. Нужен был исполнитель, готовый кинуться в путешествие в незнаемое».
Система, по которой мальчиков учили играть женские роли, утеряна, как войти в эту давно утекшую реку? «Максим полностью отдался этому, похудел больше меры, — рассказывает Писарев, — мне кажется, для него это был важный момент перехода в иное качество».
«Роль актёра, бывшего властителем грёз и дум, — продолжает Максим Матвеев, — потерявшего всё и возродившегося, конечно, подарок в амбициозном понимании этого слова. Да к тому же это время, когда театр был сугубо мужским, элитарным, когда женщина не допускалась до сцены, и в этом было своего рода священнодействие».
Но любовь короля Карла II к театру обернулась для храма Мельпомены самой настоящей реформацией – на сцену пришли женщины, и первой из них была Маргарет Хьюз. В спектакле «Кинастон» — это тоже перерождение, вернее поворот к нему.
Девушка, получившая от судьбы подарок без особых трудов, увидев силу непреодолимого желания Эдварда играть, стала раскрываться, как роза. «В финале спектакля, — говорит исполнительница роли Маргарет Аня Чиповская, — её контакт с Кинастоном ко многому приводит, пока ещё не раскрепощает, но скорлупу, наверное, снимет – становится очевидна суть».
На фото: Кирилл Рубцов (Виллерс, герцог Бэкингемский) и Аня Чиповская (Маргарет Хьюз)
Прекрасно наблюдать, как разгорается внутренний огонь актёра – ни вынужденное падение, ни трущобы, ничто не способно потушить эту силу и мощь, это божественное желание ИГРАТЬ, открываясь и пропуская через себя моря и океаны бурной энергии жизни. «Кинастон» для тех, кто хочет разгадывать загадки гениев.
«А ещё мне нравится, — говорит режиссёр, — что в этом спектакле мне удалось собрать и корифеев этой сцены, как Михаил Хомяков и Виталий Егоров, и вчерашних выпускников Школы Табакова. Для меня всегда важно соединение поколений в постановке – маститые актёры собираются и хотят чувствовать себя моложе, а молодые учатся у корифеев».
На фото обложки: Максим Матвеев (Эдвард Кинастон) и Евгения Борзых (Мария)
Фото Ксении Бубенец
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ