Четверг, 16.08.2018
Журнал Клаузура

Юрий Андрийчук. «Можно ли влюбиться в картину?». О выставке картин Игоря Леонтьева

6 января новорожденного года состоялось открытие выставки картин Игоря Леонтьева

Можно ли влюбиться в картину? Не торопитесь отвечать. Я ведь говорю не о портрете, на котором изображена красивая женщина (как предмет обожания для мужчин) или мужчина (как предмет восхищения для женщин). Я о той картине, главная цель которой отражение чувствования мира, но без изображения людей, а если и с ними, то не для того, чтобы ими отдельно любоваться.

Я думал об этом, вглядываясь в картины художника Игоря Леонтьева на вернисаже, устроенном в тихом уголке Москвы, рядом с метро «Курская», в помещении бывшего винзавода. Место необычное, следы какой-то странности присутствуют повсюду, начиная с тоннеля на подступах к нему. Далее двор, кирпичные здания и огни стеклянных входов. Почему эта мысль пришла мне в голову именно здесь, в этом зале с картинами, – я не знаю, да и можно ли уловить след ее изначальный? Тут другие непознанные миры вступают в свое органичное взаимодействие, и не стоит их тревожить самокопаниями и домыслами. Пусть остаются тайной. Так и проще и верней.

Но я стоял на пересечении энергий, излучаемой картинами, я пропал для себя самого и окружающих с экрана локаторов сознания, я был под впечатлением – в забытьи, словно гипнотический сон вошел в мою голову и нашел там уютное для своего действия вместилище. Очень скоро я узнал ответ на вопрос, обозначенный вначале, и, сделав такое открытие, не радовался, а только удивлялся необыкновенности человеческой натуры.

Мне вспомнились слова Маяковского:

«Влип как!
Пришел к деревянной невесте!»*

Картины Игоря Леонтьева превращали на моих глазах из сплошного материала материи, которая, по словам Владимира Ленина, «копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них», в зримые предметы, а еще в невидимые духовные силы, заставляющие интеллект расщеплять атом, а затем складывать его в новые, порой фантастические, формы и явления.

Это метаморфозы привлекали любопытство, но и не только. Картины, обольщая глаза особенным изящным сочетанием красок, увлекали в окна, сквозь которые открывался новый заветный мир ощущений художника. Размещение предметов, их пропорции рождали мысль, которую не обязательно переводить в слово, но которая чувствовалась зрителем и волновала его бессознательно. Освещенные и оттененные образы по ту сторону окна являли узнаваемые черты нашего бытия, но там они существовали в новом порядке для нового мира, где время ускорилось, а история человечества и его цивилизации не успевала за ним обновляться. И потому образы людей из прошлого, современного и будущего пребывали порой в одной относительности, как и среда, которую они представляли. Мгновений здесь нет, и сказать, что картина что-то запечатлела, просто невозможно, поскольку мир художника пребывает в бесконечном движении. И сквозь этот глобальный перпетум мобиле проступает прозрение о вечном.

Ведущая выставки – поэт и искусствовед Ирина Денисова, кратко рассказала о творческом пути Игоря Леонтьева, о его живописи, многостилистике произведений, созданных им. И прочитала стихи, посвященные картинам художника. Были и другие выступления. Наталья Родионова – поэт, руководитель литературного объединения «Москва Поэтическая», поделилась своими впечатлениями. Брали слово и художники, и музыканты, и артисты…

У каждой выставки картин есть свое общее настроение. Особенно это проявляется на вернисаже, потому что тогда приходят самые заядлые знатоки и ценители, тогда обязательно бывает автор. 6 января – предпраздничный день, и наступающее Рождество своим благостным волнением тронуло, наверное, каждого, словно прикоснулся ангел мягким опереньем своих крыльев к человеку и уподобил его образцу всеобщей гармонии. Чистота духа побуждает в такие дни сделать что-то особенное, увидеть нечто необычное.

Возможно людей, которые появились на вернисаже, именно это волнение привело в зал с картинами Игоря Леонтьева. Неосознанное влечение к источнику высшей энергии, появившегося 6 января, распространилось по Москве каким-то чудесным образом. Выставка под названием «Возвращение к городу снов» предложила обогащение чувств и интуитивные открытия о вечном. И настроение на вернисаже складывалось из предрождественских ощущений и откровения картин Игоря Леонтьева.

Но чудес не бывает! – скажет человек современной цивилизации. Да, не бывает, если только речь идет не об искусстве, в котором все смешалось, как в доме Облонских, и не разобраться без веры в существование чуда, откуда что берется. Ничто не бывает неправдой или преувеличением, когда мы имеем дело с творчеством, где фантазия, воображение и сверхчувствование воплощаются в предмет обожания. Здесь господствует не логика, а чудо-логика, нет причин и следствий, а есть чудо-причины и чудо-следствия. Потому что искусство и есть чудо, ведущее свое начало от основания веков и не имеющее ни предела, ни конца.

После вернисажа во мне, в человеке, впавшем в уныние от безысходности, отсутствия собственной надобности на белом свете, снова воспламенилось желание думать о хорошем, верить в хорошее – чувственное и разумное, иррациональное и рациональное, наивное и интеллектуальное. Видимо, требуется людям эта высшая энергия для пополнения духовно-психологических сил.

Вот почему я снова собираюсь на выставку «Возвращение к городу снов» Игоря Леонтьева. Насколько мне известно, она продолжиться до 20 января 2018 г.

Юрий Андрийчук

* Цитата из стихотворения Маяковского «Скрипка и немножко нервно»

 


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в РОСКОМНАДЗОР
Рег. № Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Рег. № ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика