Вторник, 19.03.2024
Журнал Клаузура

Сергей Богаченко. «Математика вокала»

Теоремы голосообразования

«Пение – это продленные слоги речи»

В отношении вокального умения в Италии, родине оперного искусства, говорят следующее, что «высшим умением вокального оперного искусства является достижение умения «петь, как говорить», и редкие мастера вокального искусства достигают этого уровня». То есть из мастеров пения единицы мастеров достигают этого уровня….

Зададим вопрос, а почему «как говорить»? Ответ лежит в конечной высшей цели итальянского оперного искусства – это правдиво передать на текстовом материале переживания героя… Следующий вопрос: «В рамках каких параметров можно говорить о правдивости передачи переживаний? Ответ, как направление – в рамках, прежде всего, речевой интонации, построенной в рамках норм литературного произношения того или иного языка.

Достаточно предложить варианты умения говорить, и вы сами ответите на это вопрос. Если речь косноязычная, то есть отклоняется от норм литературного произношения, то говорить о какой-то правдивости высоких чувств и переживаний уже не приходится – мы, как зрители, такому актеру не поверим. Обычно косноязычная речь присуща характерным персонажам второго и третьего плана, и тогда она тоже правдиво передает характер такого героя… Но добиться, прежде всего понятного, литературного, правильного произношения на вокальном тексте – это редкое умение, которое было свойственно в большей степени певцам прошлого. В рамках современного представления о классическом вокале, эти представления претерпели изменения в сторону «преднамеренного» искажения речевых гласных – их редуцирования, таких, как, например, «округление» звука, «прикрытие» звука, оно же речевых гласных, когда естественная речевая интонация воспринимается, как антиклассическая школа…. Но, как было оговорено в начале, староитальянская вокальная школа воспитания подразумевала именно речевую составляющую вокального умения, как высшего уровня умения. Я знаю, что итальянцы вообще не воспринимают искажения гласных в пении, и говорят: «Если «А», то надо петь именно «А», если «Э», то «Э»», и так в отношении всех вокальных гласных, поэтому на «западе» многим певцам приходится переучиваться….

Итак, по канонам староитальянской школы пения, «пение – это продленные слоги речи», построенные в рамках норм литературного произношения того или иного языка…

Таким образом, рассуждая о правильности вокального звука на теоретическом уровне нельзя забывать о вокальной речи, построенной на неискаженных гласных, и окрашенных эмоциональной составляющей вокального образа – главного инструмента певца.

Возникает вопрос: «Почему я говорю о вокальной речи, акцентируя доминирующую роль только гласных, которых в русском языке всего шесть – а, э, и, о, у, ы, тогда как согласных в речи в несколько раз больше?

И вот первая теорема-аксиома голосообразования ГЛ-1 и определяет и доказывает доминирующую роль только гласных в процессе вокального голосообразования…

Теорема-аксиома ГЛ-1

Согласные — беззвучные, гласные — голосовые!!!

Для простоты понимания теоремы заявлю ее суть – все фонемы разделяются на две группы – согласные и гласные, первые из которых не имеют никакого отношения к голосообразованию и с этой точки зрения являются беззвучными, а вторые имеют непосредственное отношение к голосообразованию и являются голосовыми.

Эта теорема настолько просто доказывается, что ее можно назвать аксиомой. Просто мы никогда не задумывались над простыми проявлениями человеческого голоса не только в сценической деятельности, но и в обычной речи. Когда начинаешь анализировать эти факты, то все становится очевидным – согласные беззвучными, а гласные голосовыми!

Другой вопрос и немало важный – это где лучше строить гласные для вокальной деятельности?  Но этот вопрос рассматривается в другой теореме ниже о наилучшем месте формирования гласных…. Итак, рассмотрим фонемы русского языка (этот анализ можно провести самостоятельно для любого языка!)

Фонемы русского языка

В общем случае все согласные беззвучные, хотя в полной мере это относится только к согласным – (к, с, т, х, ц, ч, ш, щ), которые по законам языковедения относятся к глухим согласным. Другие согласные в действительности произносятся на голосе – (б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р), и по законам языковедения относятся к звонким согласным. Можно сказать, что звонкие согласные подзвучиваются голосом, то есть фонацией голосовых складок.

Давайте выясним, на каком же голосе произносятся согласные? Для этого проговорите любой текст, только одними согласными, например, «проговорите любой текст, только одними согласными». Уберем гласные и получим следующий вариант: «пр-г-в-р-т- л-б-й т-кст, т-льк- —дн-м- с-гл-сн-м-» Проговорили? Обратите внимание, что, как бы вы не старались, уровень громкости такой «речи» будет на общем голосовом фоне настолько мал, что его будет не хватать даже для обычного общения, не говоря уже о сценической деятельности!

А теперь попробуйте пропеть этот же текст одними согласными: «пр-р-р-г-в-р- р-р-т- л-б-й-й-й т-кст, т-льк- —дн-н-н-м-м-м с-с-с-гл-л-л-сн-н-н –м-м-м -». Пропели? Как видите, получается очень смешно и то, что согласные вообще не поются, становится очевидным фактом!!! Кроме того, попытка повысить их громкость практически

А теперь попробуйте пропеть одними гласными: о-о-о-и-е ю-о е-, -о-о о-и-и о-а-ы-и». …. Как видите, это уже пение…. Попробуйте это пропеть все громче и громче. Как видите все очень просто получается. Таким образом, только гласные и есть голос, и делают речевой голос вокальным…. Как вы убедились, все очень просто доказывается – гласные вокальные-голосовые, а согласные беззвучные и не вокальные – и это аксиома, которую мы на практике только что для себя доказали!!!

Клинические проявления громкости согласных…

Если для вас этого эксперимента окажется недостаточно, то давайте обратимся к клинической практике.

В жизни можно иногда наблюдать людей с трубочкой в области гортани. Голосовые складки у них удалены по клиническим показаниям…. Есть люди с проблемами фонации голосовых складок, например, паралич голосовых складок или порез нервного канала, отвечающего за иннервацию голосовых складок. Так при операции на щитовидной железе были случаи, когда хирург случайно перерезал нерв, отвечающий за работу голосовых складок, и лишал человека голоса. Чтобы этого избежать, пациенту делают местный наркоз, и он должен во время операции постоянно что-то говорить…. По крайней мере, так было раньше.

Речь таких людей построена на «шумовом звуке», уровень громкости которой настолько мал, что, даже, находясь рядом(!), очень трудно понять, что, они говорят. Это вынуждает их писать многое на бумаге. Это и есть реальный уровень громкости согласных фонем! Поэтому в общем случае можно считать уровень громкости всех согласных равным нулю, и поэтому их смело можно называть беззвучными!

Но, не прибегая к клинике, вспомните вашу речь в эксперименте без голоса-гласных – оказалось, что громкость согласных фонем при «чистом» их произнесении практически была равна нулю!!! Другой вопрос, что мы в жизни не задумывались об этом и никогда не проверяли согласные на предмет их реальной громкости…. Но это уже другая сторона этого вопроса…!

Таким образом, как не крути, а утверждение, что «громкость согласных равна нулю!!!» – можно считать аксиомой!!! На нее можно всегда опереться, а при воспитании, как речевого голоса, так вокального, эту аксиому нужно помнить…! Особенно это важно при воспитании голосов, как драматических актеров, так и певцов.

Конечно, есть звуковые согласные такие как «ж», «с», «з», но их сильное утрирование будет создавать у зрителя впечатление дефектной дикции, например, «с» – дырки в передних зубах, «ш» – шепелявости, что естественно тоже неприемлемо.

Звуковое давление (громкость) оперных голосов…

Если эти выводы для некоторых покажутся не убедительными, то обратимся к жанру оперного пения, где уровень громкости голоса у хороших природных голосов может достигать 120–130 дБ на расстоянии 1 метра от ротового отверстия, что соответствует уровню громкости реактивного двигателя самолета! В пересчете на уровень гортани звуковое давление может достигать 150–170 дБ, то есть в 100 раз (!) больше! «Белое пятно» этого феномена заключается в том, что до сих пор не понятно, как человеческий организм выдерживает такую нагрузку? Таким образом, только гласные – это голос, а согласные – это…???!!!

Но вернемся к сценической деятельности…. Если говорить о сценической деятельности, в которой особенно раньше не принято было использование микрофонов, то можно смело сделать заявление, что все согласные беззвучные, поэтому к голосу они не имеют никакого отношения! Нет, все-таки я не прав! Согласные чаще ухудшают условия формирования голоса, а точнее гласных, создавая собой зажим на голосовой аппарат и, забирая энергию и дыхание у процесса голосообразования, результат которого проявляется на голосовых гласных!

Из этой теоремы вытекает, что все согласные беззвучные, поэтому для эффективного развития голоса необходимо заниматься гласными, гласными и еще раз гласными!!!

Голос – это гласные – а, э, и, о, у, ы…!!!

Возникает вопрос: «что такое голос?»

В живой природе голос у разных животных проявляется, как рык, вой, свист, шип и т.д. Человек тоже может проявлять свой голос, имитируя тех или иных зверей. Но в общении друг с другом мы используем речь – специфическое орудие коммуникативного общения, которая проявляется на конкретных гласных.

Вокальная деятельность человека сопровождается пением речевого текста, поэтому голос человека в данном случае надо рассматривать через призму голосовых гласныха, э, и, о, у, ы…!!!

Совокупность их проявления можно отождествлять с общим понятием «голос», типа понятия «здоровье»! Здоровье человека – это функция собирательная, которое состоит из состояния здоровья различных органов и частей тела. В данном случае надо лечить не здоровье, а конкретный орган или больную часть тела…! Так и при «лечении» вокально-речевого голоса надо рассматривать состояние «здоровья» его составляющих, то есть гласныха, э, и, о, у, ы, которые певец пел, поёт или будет петь…!!!

«Здоровье» гласных определяется их естественностью и соответствием их нормам речевого произношения того или иного языка…!!! Таким образом, в дальнейшем мы с вами будем говорить и обсуждать голос через призму конкретных гласныха, э, и, о, у, ы…!!!

Так как голос – это в конкретном случае проявление той или иной гласной, то логично, в анализе вокального умения, ввести двойное название – это «голос-гласная». Этим термином в дальнейшем мы и будем с вами оперировать…!!!

Практическое применение теоремы…

Для того чтобы это простое заявление-теорема не прозвучала голословно, запишите себя на диктофон и послушайте чем вы работаете? Гласными или все-таки согласными?!

Окажется, что у вас активно и громко звучат согласные! Создается впечатление четкой дикции! Кажется, что это хорошо, но это говорит о том, что основные ваши усилия направлены на беззвучные согласные!!! Таким образом, КПД (коэффициент полезного действия) вашего голосового аппарата очень низкий – много усилий уходит на беззвучные согласные. Это часто является причиной затрудненного пения голос-гласных высокой тесситуры.

Что делать? Ответ: «перенесите акцент и ваше внимание на гласные!!! Постарайтесь их «увидеть» в момент пения…! Таким образом, вы сможете сместить акцент в пении на голосовые гласные, что практически сразу повысит не только комфортность пения текстового материала, но и объем голоса и расширит ваш певческий диапазон…!

Оглянитесь вокруг…!

Следующим шагом является необходимость послушать, как поют те или иные певцы и певицы, и вы удивитесь, что редкие певцы поют гласными! Как правило, дикция у большинства невнятная, и вообще не понятно, какую гласную они поют в любой момент. Это говорит о том, что все гласные не четкие – редуцированные. Они поют «общим голосом», лишенным конкретных гласных!

Но есть и такие певцы, которые поют четкими, активными гласными, особенно представители итальянской школы, например, Мауро Августини, Грегори Кунде, Марио дель Монако, Франко Тенелли и другие. Их видеозаписи вы легко найдете в интернете на ютубе. Из русских певцов ярким представителем является певцы старой школы, ярким представителями которой были, Николай Огренич, С. Я. Лемешев, Алантов, Нестеренко и многие другие. Они великолепно владеют умением петь откровенными, речевыми гласными, как русского, так и итальянского языков….

Из женских голосов могу отметить сестер Розану и Карину Лисициан. Романсы в их исполнении наполнены художественной правдивостью речевой интонации. Народную артистку Татьяну Шмыгу, которая своим умением петь в речевой интонации, то есть «петь, как говорить», просто восхищала, и многие другие….

Забегая вперед…

В основном в погоне за дикцией многие певцы начинают четко артикулировать, выговаривая согласные, чем просто усложняют процесс формирования голоса-гласных, опоры и резонанса…. При этом ухудшается четкость гласных, которые строятся, как правило, во рту!!! В результате артикуляции «конфигурация» ротового пространства постоянно меняется, что затрудняет четко и стабильно сформировать ту или иную гласную на текстовом материале. Эта проблема особенно усугубляется при коротком их пропевании…. Но это будет рассмотрено в следующих теоремах – теоремах дикции (ДЦ).

Вывод: пойте четкими гласными, гласными и еще раз четкими гласными!!! Таким образом, первоначальная фраза: «Пение – это продленные слоги речи», неточна и требует корректировки. Правильная ее интерпретация такова: «Пение – это продленные ГЛАСНЫЕ слогов речи»!

Сергей Богаченко


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика