Издательство «Зебра Е» выпустило двухтомник «Небо». Эти с невероятной любовью к театру книги — сотворчество Романа Виктюка и Татьяны Печегиной.
Роман Григорьевич Виктюк, как известно, ставит только о любви, он против рацио. Он давно и очень хорошо понял, что другой темы в жизни просто не существует, говоря словами Цветаевой, у него на сцене она действует лицами.
А иначе как в наилучшем своём виде раскрывались бы в его постановках таланты Демидовой и Образцовой, Тереховой и Аросевой, Дорониной и Фрейндлих, да мало ли… Они входили в вихрь необъяснимой энергии и просто следовали за ней, не сопротивляясь. В этом весь Виктюк. Ведь он и сам живёт так же.
И не только ставя спектакли. Чего стоит абсолютно мистическая история с Домом Света на Стромынке. Двадцать лет он мечтал открыть «глаза» слепому шедевру архитектора Мельникова, и двадцать лет его актёры, для которых театр в жизни главное, согревали холодное, продуваемое ветрами здание своими телами. Открыл – случилось, сегодня театр согревается теплом зрительских сердец.
На фото: заслуженный артист РФ Дмитрий Бозин (слева) и актёр и режиссёр Игорь Неведров (справа)
Он верит, что всё в мире предопределено и просто не сопротивляясь миру, проявляет то, что задумано свыше, ставит то, чего не хватает миру в настоящий момент. И здесь не поможет ничего кроме любви – она и есть та самая интуиция, что легко ведёт по тропинкам, ведущим в небо.
«Сейчас мы как раз находимся в том периоде, — пишет Роман Виктюк, — когда пустота торжествует. Эпоха Кали-Юги, если вспомнить индийскую философию. Поэтому именно сейчас без неба, без солнца, без Бога, без творчества труднее всего выжить. Необходимы вспышки великих, их откровения вопреки этой темноте и пустоте. Появление тех, кто не может не бороться. Потому что озарения этих вспышек дают человеку веру в то, что всё пойдёт так, как должно быть. Нужно просто дожидаться и не терять в себе божественного начала».
На фото: актёр Александр Дзюба
Открыв первую страницу двухтомника, вы больше не сможете оторваться. Интересно будет всё – и Азбука режиссёра (вот хотя бы буква «С»: Сумасшествие – сумасшествие на уровне святости – в этом есть смысл театра), и его воспоминания о великих людях театра, неповторимые рассказы о постановках, а также слова о нём тех, кто с Виктюком работал или работает по сей день.
Читая эти тома, тот, кто видел и знает его спектакли, обязательно захочет посмотреть их ещё, пусть даже в сотый раз. А тот, кто ещё не был на планете Театра Виктюка, обязательно захочет там побывать, и уж точно будет прилетать туда снова и снова, чтобы наслаждаться красотой, гармонией и каждый раз пытаться разгадать тайну этого магнита.
Итак, Виктюк немыслим без любви, а те, кто с ним рядом – не мыслят себя без любви к нему. Совпадением называет своё двадцатилетнее созвучие с творчеством Романа Григорьевича нынешний руководитель литературно-драматической части его театра, театральный критик и журналист Татьяна Печегина. Не будь этого нежного созвучия, не случилось бы продолжения нашумевшего в своё время «Романа с самим собой», не увидели бы читатели этого 500-страничного наикрасивейшего кружевного повествования о режиссёре-легенде. Любовь творит чудеса. Всегда. Если она любовь.
Фото Полины Капицы и Юлии Жеребцовой
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ