Воскресенье, 24.11.2024
Журнал Клаузура

Представление портрета Михаила Лермонтова

Произошло знаменательное событие: библиотека им. М.Ю. Лермонтова получила в дар портрет Михаила Юрьевича Лермонтова кисти крупного современного художника Игоря Леонтьева.

Мастер изобразил на полотне молодого человека погруженным в раздумья.

Во взгляде Михаила Лермонтова зритель может увидеть многое: печаль, напряженность, тревогу, сосредоточенность, прозорливость. Великий поэт, прозаик, драматург, философ и живописец всматривается в жизнь и видит будущность через время и пространство. Человек, написавший «Предсказание», «Молитва», «Парус», «Демон» и другие провидческие шедевры, не имел пределов и границ в постижения мира. И это хорошо изображено на картине.

Созерцающий портрет поэта непременно заметит, что есть только один эполет, который обозначает статус офицера Лермонтова. Второй эполет отсутствует. Во-первых, так решил художник, потому что это и не важно, все поклонники прекрасно и так всё знают о великом творце.  Во-вторых, по свидетельствам той исторической поры, офицеры, бывало, надевали эполеты разнообразного вида и формы, не по уставу, да и Михаил Лермонтов, по тем же источникам, был «плохим служакой», поэтому точность в изображении эполета не очень важна. Упор живописец сделал на лицо, на личность поэта.

На фото: художник Игорь Леонтьев и портрет Лермонтова его кисти

Есть еще один элемент картины, который удивляет и привлекает внимание — это треугольник рядом с левым эполетом. Вероятно, он призван намекнуть на твердый воротничок, который также был неизменным атрибутом офицерского облачения. Этот треугольник удивительного серо-голубого цвета, который может поставить в тупик и искушенного зрителя. Но здесь можно заметить чисто художественный замысел. Игорь Леонтьев, будучи превосходным мастером живописи, таким образом держит композиционное равновесие, потому что этот треугольник взаимодействует с треугольником горы, которая изображена в таких же красках за спиной Лермонтова в правом углу полотна.

Есть и еще один неявный символ, который можно увидеть в этом треугольнике. Ведь это же парус, который пристроился на правом плече гения! Почему же он не белеет, как описал его поэт в знаменитом стихотворении? Можно предположить, что художник таким образом (помимо композиционного построения) хотел новаторски отойти от привычного образа белеющего паруса и подчеркнуть то, что «он, мятежный, ищет бури» — ведь во время бури всё темнеет…

За плечом поэта на заднем плане — гора, напоминающая зрителю о связи Михаила Юрьевича с Кавказом. Гора при этом является символом как божественных сил (верх), возвышения над обыденным, так и выступает средоточием смерти (низ). Великий поэт всю жизнь творил шедевры и всю жизнь испытывал стремление к смерти…

На фото: Художник Игорь Леонтьев передает заведующей библиотекой Галине Киреевой портрет Лермонтова

Внимательный зритель заметит еще один штрих на представляемом полотне – это кракелюр, то есть трещинки, которые возникают на старинных полотнах, в результате воздействия внешней среды слой масляной краски растрескивается и образуется сетка трещин.

Художник мастерски прописал кракелюр на челе Лермонтова и на тревожном небе. Зачем? Для живописца, который хочет, чтобы его творчество осталось в истории, кракелюр означает то, что его картина сохранилась в музее, пережила века. Таким образом Игорь Леонтьев намекает на то, что, возможно, и эта художественная работа будет в историографии портретов Лермонтова; он явственно показывает на языке живописи, что сам Михаил Юрьевич Лермонтов точно остался на века. Что неоспоримо.

Портрет Лермонтова кисти Игоря Леонтьева побуждает современников XXI века взглянуть на личность Лермонтова по-новому, и, возможно, увидеть то, что было до этого скрыто.
Теперь коллекция портретов Лермонтова в библиотеке его имени пополнилась.

Посмотрите на портрет Лермонтова и прочитайте стихи, глядя на его портрет. Вы еще раз убедитесь, насколько точно большой художник Игорь Леонтьев проник в сущность и личность гения русской поэзии.

Предсказание

Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь;
Когда детей, когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон;
Когда чума от смрадных, мертвых тел
Начнет бродить среди печальных сел,
Чтобы платком из хижин вызывать,
И станет глад сей бедный край терзать;
И зарево окрасит волны рек:
В тот день явится мощный человек,
И ты его узнаешь — и поймешь,
Зачем в руке его булатный нож;
И горе для тебя!- твой плач, твой стон
Ему тогда покажется смешон;
И будет все ужасно, мрачно в нем,
Как плащ его с возвышенным челом.

Ирина Денисова

культурный обозреватель литературно-публицистического просветительского журнала «Клаузура»


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика