Суббота, 27.04.2024
Журнал Клаузура

К тридцатилетию сериала «Следствие ведут Знатоки»

Алексей Курганов – Сергей Коновалов

«Наша служба и опасна, и трудна…»,

или

«Бах — бух…»

Сегодня я хочу выйти из ставших уже привычными литературных «рамок» и поговорить о телевидении. А именно, о сериале «Следствие ведут Знатоки» которому в следующем году исполнится тридцать лет. Хотя говорить о тридцатилетии ВСЕГО сериала не совсем правильно: в 1989 году закончили снимать ОСНОВНОЙ блок сериала (дело 22, «Мафия» с Пороховщиковым и Булгаковой). После чего было ещё несколько серий (где Кибрит заменила некто Китаева), но удачными их не назовёшь, и поэтому задуманное продолжение «утухло» закономерно и само собой.

Что же касается основного сериала, который заканчивается двадцать второй серией, то здесь, по сути, и обсуждать нечего. Великолепная многолетняя телеработа, которая и сегодня, по прошествии уже трёх десятков лет, смотрится, что говорится, на одном дыхании. Повторяю: тридцать лет прошло! ТОЙ страны  уже давно нет, а значит той идеологии нет, и тех порядков тоже нет – а смотрится! Почему? В чём причина? Разговариваю на эту и параллельные темы с мои давним знакомым, выпускником Ленинградской Академии культуры,  культурологом (и, думаю, не сильно  ошибусь, если назову его ещё и киноведом) Сергеем Коноваловым.

— Сергей Владимирович, а почему съёмки основной части сериала закончились именно в 1989 году?

— Причина печальна: серьёзно заболела Эльза Леждей (Зиночка Кибрит) и уже не могла сниматься. Её, конечно, трудно назвать выдающейся актрисой (хотя и была заслуженной артисткой РСФСР), да и популярность к ней пришла именно что с ролью Зиночки. Но всё же, всё же…

— Да и Мартынюк (Знаменский), и Каневский (Томин) тоже до этого сериала популярностью похвастаться не могли…

— Согласен.  И Мартынюк, и Каневский работали (как говорят в актёрской среде, «служили») в те годы в театре на Малой Бронной, по тогдашним меркам – не самом популярном московском театре, так что с этими милицейскими ролями им выпал не просо великолепный а в чём-то даже козырной случай. И они, как люди здравомыслящие, его, конечно, не упустили.  А Леждей вообще числилась актрисой Театра киноактёра. То есть, театра, который и был создан-то единственно для того, чтобы киноартисты, которых не приглашали на съёмки, могли хотя бы здесь зарабатывать себе на существование. Кстати, Алексей Николаевич, в тему и киноактёрства и вообще той невостребованности, в которую рано или поздно попадают артисты по причине отсутствия ролей в театрах и кино. «Следствие ведут знатоки» были прекрасным подспорьем для таких вот актёрских «застоев». Ведь именно через этот сериал прошли десятки известных,   малоизвестных и до того никому неизвестных актёров.  Навскидку: народные артисты СССР Леонид Броневой, Армен Джигарханян, Георгий Менглет, Леонид Марков, Владимир Самойлов, Борис Тенин, Владимир Кенигсон, а также народные артисты РСФСР и народные артисты РФ Николай Караченцов, Леонид Куравлёв, Наталья Гундарева, Александр Михайлов, Борис Иванов, Пётр Щербаков, Юрий Катин-Ярцев, Всеволод Шиловский, Евгений Герасимов, Всеволод Сафонов, Марина Неелова, Лидия Федосеева-Шукшина, Александр Пороховщиков, Сергей Проханов и другие.

— Да, «Следствие ведут Знатоки» был для них великолепным приработком. Нужно ли объяснять КАКИЕ за этим сериалом стояли деньги, если инициатором создания сериала был никто иной как САМ Николай Анисимович Щёлоков, тогдашний всесильный министр внутренних дел?

— Не помню, где прочитал, что он сам торопился с работы всякий раз домой, чтобы успеть посмотреть очередную серию. Вроде бы забавный факт, а с другой стороны, вполне объяснимый: во-первых, великолепная игра актёров, а во-вторых, поскольку он сам инициировал создание этого сериала (именно для того, чтобы, как это тогда говорилось, «очеловечить» образ советского милиционера в глазах широкой общественности), то должен был убедиться, что деньги в это дело вложены не зря. Так что поступал именно что по-хозяйски.

— И это, как вы говорите, «дело» создателям сериала удалось. И всё-таки: в чём же это «очеловечивание» всё-таки выразилось?

— Хотел было сказать «в искренности», но скажу по-другому: в    н е п о р о ч н о с т и  показанных в сериале сотрудников органов  внутренних дел. Прежде всего,  великолепной троицы – Знаменского, Томина, Кибрит. Да, эта непорочность порой зашкаливала, порой доходила до абсурда (в одной из серий, например, они собираются по случаю какого-то праздника, а на столе нет не то, что водки или коньяка – даже бутылки сухого вина! Только чай! Глупость, конечно, но глупость прощаемая).

— Но это естественно, что в таком грандиознейшем проекте были и успехи, и неудачи…

— Да. Были удачные сюжеты, были и явно слабые. Не хочу говорить о слабых (какой смысл?), а вот к явным удачам отношу два фильма  — «Из жизни фруктов», в котором наш «вечный Ленин», артист Каюров исполняет роль важной «шишки» из Комитета Народного контроля (помните такую организацию?) и «Ответный удар» с великолепнейшим Георгием Менглетом в роли директора свалки.

— Каюров мне, что говорится «не глянется», да и никогда в силу своей исключительной «правильности» не гляделся (но это моё личное мнение!) а вот Менглет… Видел его в Театре Сатиры в роли Кучумова в « Бешеных деньгах» Островского и «Молчи грусть, молчи» в роли Подколёсина. Профессионализм высшей пробы.

— Кстати, я специально зашёл на один из театральных сайтов и узнал такой любопытный факт: Менглет в 1943 году создал и стал художественным руководителем Первого фронтового театра Таджикской ССР, который, исколесив множество фронтовых дорог с концертной программой «Салом, друзья!», закончил свой путь в 1944 году в Румынии. Так что к обаянию прибавьте и смелость, и даже  мужество, поскольку выступления на фронте ( а наверняка бывало, что  и на самой передовой) требовали немалого именно что  мужества.

— Да, это бесспорно. А вот если говорить о роли директора свалки Воронцова в вышеназванном «Ответном ударе», то это само обаяние, причём на уровне самого настоящего, самого высококлассного гротеска! Поневоле сравниваю с портретами нынешних жуликов – и как же они не просто мелки, а безобразно мелки по сравнению с Евгением Евгеньевичем Воронцовым! «Барином», как его совершенно точно охарактеризовал Томин.

— Кстати, и другие персонажи этого фильма  тоже отличаются фактурностью, а значит, и запоминаемостью. Тот же Носик (Ферапонтиков), Бах (Ромашин. Который в Москва-реку «бух»), две модельки-профурсетки, одну из которых сыграла ныне. Увы, покойная Алла Балтер…

— И заключительный вопрос: почему сегодняшние бесчисленные сериалы не только не дотягивают – их даже сравнивать невозможно со «Знатоками»?

— А на этот вроде бы очень сложный вопрос у меня  есть удивительно простой ответ: сериал «Следствие ведут Знатоки» — о ЛЮДЯХ, а нынешние «ментовско-полицейские» сериалы – о ФУНКЦИЯХ, которые здешние персонажи исполняют. А в сути функций нет ничего привлекательного. Потому что в них нет и быть не может ЧЕЛОВЕЧНОСТИ (если хотите, характеров). В них – одно голимое действие: чемоданы денег, дикие крики,  кровь, стрельба, взрывы, кишки на заборе, мозги на асфальте… Это забавно наблюдать минут десять, двадцать, от силы – серию. Дальше – надоедает, потому что совершеннейшие  безликость, заштампованность, впечатление, что они сняты «под копирку». Кому ТАКОЕ может быть интересно?

— Спасибо, Сергей Владимирович, за интересный разговор и за интересные факты. До следующих встреч.

Алексей Курганов

прозаик

г. Коломна, Московская область

 


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика