Новое
- Николай Новиков — просветитель, публицист, издатель (1744-1818)
- Искусство благотворительности: Всероссийский Съезд объединит культурную элиту и меценатов в Храме Христа Спасителя
- Четыре страны в одной биографии
- В это невозможно поверить
- Философский взгляд на лингвистику
- Александр Балтин. «Вольтовы дуги жизни». Рассказ
В каждом из нас сидит свой внутренний Чёрный человек
12.04.2019
Сборники стихотворений читать взахлёб и подряд от начала до конца трудно, хотя и возможно. Поэзия (если она настоящая) требует вдумчивого и неторопливого постижения, переживания и сопереживания. Я прочитал поэтический сборник Александра Товберга «Солнцеворон», почти не отрываясь, потому что было интересно. Это оригинальная, талантливая и необычная книга, в которой есть не только стихи, но и разговоры автора со своим «вторым я», прозаические отступления, да и поэтическая часть разнообразна, в ней присутствует и поэма, и очень разноплановая лирика, от философской до натуралистической. Признаюсь, что натуралистические моменты мне не близки, но они находятся в контексте повествования и потому в определенной мере оправданны. А в целом, вся книга Товберга – это поэтический, а временами – публицистический (иногда даже чересчур) разговор о жизни, времени и о себе, рассуждения о судьбах в истории и истории в каждой судьбе. Разговор очень неравнодушный, нервный, пристрастный, полный горечи и разочарований, но и, тем не менее, надежды. Сам автор об этом пишет откровенно, хоть и довольно мудрёно: «Единственным необходимым результатом этой книги является выработка определённого приближения к истине в данном пространственно-временном континууме, прожитом автором, являющимся владельцем этого продукта контекстного языкотворчества».
И, всё же, за показной бравадой и мудреностью на каждой странице проявляется честный и взволнованный взгляд на события минувшие и нынешние, вновь изумляющие своей трагической жестокостью, взаимной ненавистью и бессовестным равнодушием к собственной стране. События, ставшие кровоточащей раной, сломавшие судьбы сотен тысяч людей и забравшие жизни у десятков тысяч. События, в которых просматривается лик зловещего прошлого, оказавшегося вновь «живее всех живых». События, которые разделили людей на «чёрных» и «белых», и тех, кто старательно не замечает ничего, кроме собственного безразличия.
«...За розовым внешним не видно серого внутреннего… Зачем тревожить себя и задумываться о происходящем? Совесть же может проснуться. А так – моя хата с краю, никого не трогаю, «примусы починяю» etc. А вот «Когда вернутся новые фашисты» — тогда уже будет поздно рыпаться и причитать. Сами для них почву подготовили… -А я думаю, так называемые «фаши» никуда и не уходили. Просто затаились на время, а потом… В каждом из нас сидит свой внутренний Чёрный человек (фашистик), кто-то борется с ним, справляется, садит в клетку, не подкармливает фобиями, то есть не даёт ему развиваться, кто-то наоборот. Не умея противопоставить светлое «Я» тёмному, даёт последнему волю и скатывается в яму без солнца».
Александр Товберг всё замечает и ничего не скрывает. В его откровенности отражается время, в котором оказалось так много предательства и фальши, и он это время называет «эпохой спама и стока».
…Сгорает век Серебряный, дымы плывут, как аспиды
И Аннушка Каренина уже разлила маслице
Слетает пепел перистый, плоится запах ладанный
И сонная империя неслышно в небо падает…
—
Собираемся пó два, ждём таинственный знак.
Это время не подло, это мы его так
Человечим, чехвостим, заливаем в бетон.
Современность стервозна, если мы – её ток.
Запираемся в толпы, упускаем момент.
Эра спама и стока. Мы – её секонд-хенд.
Всё повторяется и всё, как будто, впервые. Может быть, поэтому автор представил в книге своеобразный лирико-публицистический исторический дайджест, объединяющий циклы «Предапокалипсис» и «Поэму Аб-сурда». Для кого-то, возможно, это станет откровением, кто-то пролистает небрежно и без интереса. Но это взгляд автора, который приглашает читателя осмыслить и попытаться понять события прошлого вместе с ним.
«…Циклы «Предапокалипсис» и «Поэма Аб-сурда» — как бы мостик к части 2-й книги – к очередной переломной микроэпохе – к той самой гражданской/социальной (асоциальной?) лирике, заключаю-щей/отражающей в себе последствия новой civilebellum, соответственно, очередных разочарований… Война стала бытовым фактом! Обывателю всё равно – чей погиб солдат. Вот это безобразно, уродливо, деформирующе, потому что абсолютно не по-людски. И до какой степени можно оскотиниваться – не знаю. Поскольку мы уже давно сжились с Апокалипсисом внутри, постольку и не заметили, как превратились в животных. …Выжившие человекозвери никогда не станут человекозаврами, которых они ввергли в водоворот распада… Быть собой — это главное. Человеком быть, только б не волком… «Лучшие люди» разбудили во мне человека, А потом — отвернулись — И в стаю ушли».
1 комментарий
seleorus
23.06.2019Архетипа два: Белый Старец снаружи и Черный человек внутри… К Пушкину злобный гений явился и вселился в 1823, а, чуть погодя, и Белый Старец.