Четверг, 18.07.2019
Журнал Клаузура

Русская литература ещё не умерла, но похороны уже идут. Реплика

Проблема эта не так безобидна, как может показаться. Ну, пишут все кому не лень. И раньше писали стихи в альбомы, дневники для себя и воспоминания для внуков.

Но это оставалось в семейных архивах. Вспомним, как Иннокентий Анненский, директор Царскосельского лицея, всю жизнь не издавал свои стихи, считая их недостаточно зрелыми для обнародования.

Ещё пример. Автобиографический роман У.С.Моэма рассказывает о литературной подёнщице, авторе бесчисленных нарративов, писанных с единственной целью прокормить себя и ребёнка. Они дешёвые, их раскупают, но сама писательница, умная, но задавленная бедностью, говорит о себе без обольщения: «Я пользуюсь большим успехом у судомоек.»

Не так ли говорит о себе и умная Устинова? «Пишу свои дурацкие детективы»

НО!  Гонорары Татьяны Витальевны не сопоставимы с жалкими заработками её бедной английской коллеги.  Устинову постоянно приглашают на встречи в верхах, на ТВ, она даже имеет там свою программу, она считается столпом современной литературы. На недавней «Агоре» так и не назвали имена главных писателей страны, обозначив их лишь начальными буквами: А, Д, У. Это те, у кого тиражи 100 000.

У Дмитрия Быкова и Михаила Веллера по 3000-5000.

Так это не литература — это политика.

Когда-то была 1000 писателей, а начальные тиражи по 100000, теперь писателей более 100000, а тираж 1000 считается большим тиражом. Но не надо быть наивным и думать, что количество перешло в качество. Таки нет!

Задача писателя, в сущности, проста: донести свои мысли до читателя.

Но для этого:

1 — должны быть мысли

2 — нужно уметь их донести

Не стоит думать, что читатель глупее тебя. Его не заставишь переворачивать страницы, если текст его не   увлекает, потому мало быть умным, нужно быть нескучным!

В конце концов, только читатель и определяет ценность книги. Если ее никто не может дочитать до конца, кроме литературного критика или историка литературы – то книга не состоялась.

Писатель зависит от читателя. И он должен об этом помнить.

К огромному сожалению, ничто в современном литературном мире не настраивает на истинную роль литературы: чтобы её читали и умнели от этого. Ведь ценность её – в умных мыслях. Умная и хорошо написанная книга заставляет размышлять, даже делать выписки из текста, она подталкивает   к самостоятельным выводам, к новым взглядам и решениям.

Как только отменили худсоветы (да и кому в них нынче сидеть?), как только исчезла за ненадобностью литературная критика (да и кому её профессионально писать?), как только началась эпоха издания книг за свой счёт — повалили кучи макулатуры. Все это было и в Англии, но там литература насчитывает на 700 лет больше, чем отечественная, стало быть, и литературный вкус развивали дольше. И писатель, и читатель понимает, для кого что писано.

Наши графоманы, отважно издающие свои опусы, искренне верят, что они развивают, а не хоронят литературу. По примеру советского  СП организуют свои бесчисленные союзы и союзники, занимают в них места председателей, заместителей председателей и  секретарей заместителей председателей, проводят свои самодельные конкурсы , где восседают в жюри и где чаще всего для участия, а то и  победы требуется всего одно стихотворение, лишь бы по теме данного «конкурса».

Проблема эта не только литературы, но и других искусств: композиторы, они же часто и исполнители — это те, кто написал одну-две песенки. Но нет никого не только уровня Стравинского, но даже поигравшего ему Прокофьева.

В этом потоке тонет всё — и хорошее, и плохое. Но поскольку плохого, то есть бесталанного всегда больше, чем талантливого — результаты нетрудно предугадать.

Это сильно портит вкус читателя. Он берет книгу, где непонятно, то ли автор сам её издал — издательств ныне немерено — то ли прошла она хотя бы минимальный отбор. Он её читает и опять не понимает, хорошо тут или плохо: ведь в аннотации указано, что автор — член какого-нибудь союза или даже председатель чего-нибудь, да ещё занял место в некоем конкурсе.

Хороший вкус воспитывается только на лучших образцах, а где же их взять, когда все заполонено поделками.  Редакторы и критики тоже люди, и у них, бывает, глаз «замыливается» на чтении бесконечной серятины.

Так что книг много, а читать нечего.

В общем, как говаривал М.М.Жванецкий, «Мы уже всех обогнали по количеству врачей теперь бы немного отстать по количеству больных».

Нина Турицына


комментариев 38

  1. Сергей

    Во, блин, настоящая критика поперла… Белинский в афуе…

  2. Марина

    Странное утверждение, что английская литература на 700 лет старше отечественной. Автор, видимо, вообще не знаком с историей литературы. Дмитрий Лихачев перевернулся в гробу.

  3. Виктор Алексеевич Русаков

    Познер!
    31.05.2019
    Себя не чувствую евреем!
    (по заявлению Познера)

    *

    Себя не чувствую евреем! –
    Под старость Познер произнёс…
    Лишь для того чтобы Емели,
    Строку еврейского примера
    Перед лицом своим имели:
    России-Матушки без грёз,
    Какой-то там – Гипербореи,
    От, русских, под Москвой берёз,
    Традиционно не дурели…

    Десяток тысяч РОДА лет,
    Русов известнейшей Бореи,
    Хам представляет ахинеей,
    И – рабским из неё народ,
    Белейшей расы-РА нетленной,
    Дошёл, дал жизнь всей АРА-черни,
    На стыке климата-эпох,
    Не исключая Иудею,
    И АРА из…Бранного племени,
    ОН, не предав семитов цвет,
    Вдруг заявил, – Я – НЕ евреем,
    Себя почувствовал, наглец, –
    Представьте на исходе лет
    И – НОНСЕНС Познера – Емелям!

    Зачем лукаво «отказался»,
    От крови, на исходе лет?
    Услышал, что Московья царство
    Орден готовит за: мытарство
    И исключительность побед? –
    Т.е. за Пурим, свечи Манежной,
    TV и за Смертельный полк,
    Преобразился он невежей,
    Картавя искажает слог…
    От камеры скрыть невозможно,
    Синхронизирован звук должно,
    С фейсом, глазами, – эпилог…

    К Руси полжизни притирался,
    Уничтожал РА-РАСЫ след,
    Пятиколонником смеялся,
    Как диссидент, клеймил успех
    Руси-России, – наслаждался,
    Ведь хвалят за бугром, сей грех…
    Теперь пред Русью распластался,
    Речью чертовской извращался,
    В лицо всем русским, вызвав смех!

    Себя не чувствует евреем?
    Тогда вопрос по-русски, – КЕМ:
    Русским, французом, ляхов племени,
    Из краковских поди – евреев
    Лукавит чёрт, что позабыл,
    Кровей-то – про-семитских генов,
    Он, явно, маскирует фейс,
    Без бороды, от брадобрея…

    Русско-явленный – не еврей?
    Но, и – не русский, и – не мачо,
    Лоб разобьёт о Стену Плача,
    Искусно-театрально плача, –
    Раввин зачтёт, и, между дел,
    Коли сопутствует удача,
    Подачу примет, и, без сдачи,
    Простит и выставит за дверь…
    ПА – индульгенции раздачи…

    Как знаем, раввинат не мстит,
    Своим заблудшим театралам…
    И не Талмудом иль Кораном,
    Венчает двух пейсатых тайно,
    А Библией, от Ватикана,
    Иль в синагоге, Нотердам,
    Из иудейских коль баранов
    Т.е. одинаково смердит…

    Он по-жидовски обернулся:
    И не – еврей, не – польский жид,
    Не заявил: стал Познер русским!
    Jude по-польски, по-французски,
    И, ни – евреем, ни – французом,
    АРА-семитом, не – РА-Русом,
    По театральному – блатным,
    Так и картавит слогом гусским.

    Таких, как он – в России – шустрых –
    Полным полно, при креслах Думы,
    Правительства, и, выше службах,
    Во всех TV, на праве дружбы,
    По вере, крови, все – должны
    Существованием друг другу:
    Корыто общее, услуга – зеленоватая,
    С испугу, здесь даже не проскочит мышь,
    Только любовницы-подруги,
    Как утверждённые услуги,
    Всех ведомств, из Москвы в Париж!

    *

    P.S.
    Себя не чувствует евреем,
    Забыл и идиш, и иврит?
    Нет, не забыл, и, без сомненья,
    Он на одном, ИЗ, говорит…
    Нам – РУССКИМ без конца твердит: –
    Переходите на французский,
    Иль на английский, иль ПО-русский,
    Т.е. на – немецкий, – паразит: –
    Почувствуйте себя НЕ РУССКИМ,
    Как НЕ ЕВРЕЕМ я, по-русски,
    Он нам – всем Русам – говорит…

    Отвечу Познеру, как – РУССКИЙ: –
    Наш разговорный, коль, – Санскрит –
    РЕЧЬ и ЯЗЫК, как – ГЛАС БОРЕИ,
    Задолго, первый жрец ИВРит,
    По мифологии ЕВРопы,
    Списав языческий портрет
    В идол-поклонной Иудеи,
    Вдруг «перешил», как кутюрье,
    Старый на новый – new-деревни,
    Точно портной, из АРА-мейского,
    В формате сленга иудейского,
    Явилась в мир семья ЕВРеев,
    Став АРА-Русами НЕ древними,
    Т.е. АРАбами, – презренными,
    Ассимилированных Бореями,
    Что вызывает полный гнев,
    У всех раввинов на Планете!

    Ядро готовится ЦАРЬ-ПУШКИ,
    Русов Послание из стен,
    Кремлёвских! – Эрнсту направляем,
    Протест ПО-РУССКИ: – Запрещаем,
    Пиарить Познера, в ответ, –
    Тем – ВВП – уведомляем!
    Стихом Страну объединяем,
    Единой Речью! – Запрещаем
    Картавить на весь Белый Свет
    С экрана, в прессе, – ожидаем
    Защиту Русов от пейсатых,
    С Кремлёвских начиная стен…

    *

    31.05.19
    Москва, река Десна,
    VicRus
    (без редакции)

  4. андрей

    Многие читатели грешат антисемитизмом.Быков,Веллер,Жванецкий-это еврейские писатели, как Владимир Жаботинский,например,а вовсе не русские.Или вы думаете у евреев не может быть своей литературы?Поэтому,если обсуждать русскую литературу,то обсуждать русскую литературу.

  5. Михаил

    Вааще литература это много букв и много мыслей

  6. Евгений

    Практически все выше перечисленные имена — это не калории для роста НАСТОЯЩЕЙ литературы, а звучный треск, после употребления гороха. Большинство отметившихся в комментариях авторов по всем признакам разучились читать, это потребители компьютерной фило-жвачки, соцсетевой дешёвки или, в лучшем случае,- «проза.ru». В настоящее время на Руси есть только три писателя, чьи романа- социальные глыбы, по которым защищают диссертации в Сорбонне, университете Гёте, и.т.д. Они — над литературной сиюминутностью и практически не имеют никакого отношения к лит. тусовочной трескотне. Они — над критикой,, над известностью Эти авторы : Чебалин, Алёшкин, Проханов. Если хотите знать, кого сохранит и сбережёт ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ВРЕМЯ — читайте их романы, затрачивая на это чудовищное количество Разума и Духовных сил. Но на это едва ли способен нынешний читатель, по которому уже справлена тризна. .

  7. Татьяна

    Не считаем нужны тратить время на Д.Быкова. И политика тут не в деле. В деле пошлость взглядов.И поддержу товарища, что говорит: «Не торопитесь убивать русскую литературу. Она неубиваема.» Время сотрет таких писак, как Сорокин, Пелевин — и Быков. Останутся Чудаковы и Шишкины, вплетутся в школьные программы. А психиатры будут еще долго спорить о феномене Поттерианы: что только не делает с людьми СМИ,. Но только Автор останется, останется Читатель, и в их молчаливый диалог никакая цифра не воткнется — ни единицей, ни нулем.

    • Евгений

      Проханов?Этот»беременный Россией» маразматик,на второй минуте своего бреда переходящий на превосходные эпитеты в виде прилагательных,и только к двадцатой возвращающийся к глаголам и существительным?Не могу даже представить,что это чучело вообще когда-то могло заинтересовать своей писаниной…Разве что заставить каких-то замполитов в медвежьих углах разложить его брошюрки в качестве туалетной бумаги…Даже бровеносный Леонид Ильич его бесспорно талантливее.

  8. Михаил

    «У Дмитрия Быкова и Михаила Веллера по 3000-5000»

    Да куда им больше-то? Это бы продать…

  9. Борис

    Автор прав. Литература является товаром, где спрос определяет предложение. А каков уровень культуры, таков и спрос. (Знаю не понаслышке, пишу детективные и приключенческие повести, за многие из них получил гонорары от одного из популярных приключенческих журналов.)

    • Лариса

      Михаилу: Веллер на мой взгляд — один из лучших современных писателей. Если он вам не по вкусу, хотелось бы знать, а кто по вкусу? Еще к тем современным писателям, которых читаю с удовольствием, я бы добавила Андрея Битова. У него даже отдельные предложения так вкусно написаны, что хочется перечитывать

      • Михаил

        Были советские писатели, которых можно было считать продолжателями золотого и серебряного века русской литературы.
        А с 90-х годов один мусор, мразь, нерусь какая-то русскоязычная.
        Нерусь даже не столько по крови, сколько по мировосприятию.

        • Евгений

          И чем Вас,мадам,обаял Мойша Швеллер?Отогните пальчики в перечислении его пасквилей,которые Вы изволите считать «литературой»?Вы,случайно,не за приятеля по синагоге или другому какому месту сборищ «богоизбранных» топите?Так поищите хотя бы реально стОящих людей среди соплеменников,а не злобного и истеричного лузера от литературы и лоха по жизни!

        • андрей

          Согласен с Вами ,Лариса-Веллер — один из лучших современных еврейских писателей.Еврейская литература,как литература и других малых народов России,освободилась от оков тоталитаризма в 1991 году и начала процветать.Но всё же речь здесь о русской литературе.

          • Анна
             / 

            Ну если М.Веллер -еврейский писатель, тогда А.Пушкин-африканский писатель.

        • Павел А

          да, Битов прекрасен. Классик.

      • Евгений М

        Помните,была мода на Довлатова?Потом Пелевина.Потом все вдруг рванулись к Булгакову.Дело,по-моему не в каком-то надуманном кризисе-литература не умрёт, Читатель ищет краткости и и четкости излагаемых мыслей ,а евреи здесь вне конкуренции.

  10. Наталья

    Вспоминаю Чеховский рассказ,в котором столичные девицы и провинциальная кузина попали на похороны Тургенева. И какой-то светский хлыщ там рассуждает о литературе. Он говорит о том,что Тургенев пишет слишком много о природе,а потом вспоминает какого-то французского автора и его роман «Клейкая». Так выслушавшая все это девочка- провинциалка,забыв робость,готова дать отпор болвану. Литература в России была этакой сверх ценностью. Сейчас сознание людей пытаются перекроить в духе мультикультурализма.. Кстати,хорошей литературы у мультикультурных нет. Там реклама и комиксы. Но у нас есть корни и традиции. Значит вернётся и литература.

  11. КАПЕРАНГ

    Читайте сетевую литературу. Прежде всего stihi.ru и proza.ru/ Там достаточно профессиональной критики, которая позволяет ориентироваться в этом море

  12. conmotor

    У Стравинского есть конечно Весна Священная,но в остальном Прокофьев гораздо лучше.

  13. Валентин

    И ещё, хотите дам мудрый совет:
    Не пытайтесь убивать русскую литературу, она очень живуча, и сама история страны привила ей такой стойкий иммунитет против заразы безграмотности и пошлости, что позволяет выживать даже во время таких катастрофических эпидемий, как реформы нашей образовательной системы. Не сомневаюсь, что на место Пушкина и Лермонтова, Толстого и Чехова, обязательно придут новые великие поэты и писатели, а рукописи будущих Булгаковых не смогут сгореть в ваших редакторских крематориях.
    Надеюсь, Салтыкова-Щедрина Вы читали, так вот, однажды, он мне сказал:
    «Только литература неподвластна законам тления. Она одна не признаёт смерти».

  14. Роман

    Если Быкова,Веллера и Жваневского считать светочами русской литературы,то действительно это похороны.

    • Павел А

      неистово плюсую.

    • Игорь Ломакин

      Абсолютно согласен. Веллер, похоже, копировал и копирует Солженицына по стилистике и «красочности». Абсолютно никакая литература.
      У Солженицына только одна СЕРАЯ краска и невыносчимо скучный, описательскиий язык. Там нет бытописания, нет чувственности, присутствующей всегда в любой жизни, пусть и в зачаточном состоянии. Там сплошь одна сухая хроника… У Веллера пацанская манера изложения. Он лично переносит своё настроение на текущие событитя, применяя чисто оценочные эпитеты и обороты. Ему нравится слово «идиот», которое он лепит во все свои опусы, якобы для колоритности.
      Как ПИСАТЕЛЬ, Веллер — несостоявшийся человек.
      После которого у читателя ничего не остаётся в закромах черепов. Нет крылатых выражений, нет поводов для цитирования, для восторгов или не Пустое, либерастное местоположение в своеобразной тусовке, которое можно охарактеризовать общелиберастным заклятием: «расиябудетсвабодной».

  15. Клавдия

    Автор замахнулась на тему, которая ей явно не по плечу. Эмоций больше, чем мыслей. Изложение сумбурное, грешит алогичностью, кое-где неграмотностью. Обнардование этого опуса, впрочем, еще одно подтверждение кризиса цензуры, о котором идет речь в статье. Не литературы, а запрета на свободу слова. Так что, вопрос, как говрится, обоюдострый…

    • Виктор

      Наверно, всё-таки, Жванецкого? Хотя дело тут не только в правильности написания фамилии известного юмориста, но и в том, что вообще считать «Литературой». Автор, как я понял, считает, что это определяет читатель. Так сказать «голосует рублём». Ели так, то, пожалуй, не нужны не литературные критики, ни Худсоветы. Читает «народ» Татьяну Устинову, значит, она и есть «настоящий писатель».

      • Анна

        Устинова — ещё не самое страшное, народ ведь и Бузовых со всякими Робски читает…

    • Ирина

      Чкм Вам не угодили Веллер и Быков ?

  16. Людмила

    В последнее время мне стал нравится Сергей Минаев, заинтересовал, зацепил. Социальная диагностика присутствует. И очень точны картинки времени, среды. Но о нем почему-то помалкивают. Вот и вы Устинову-халтурщицу упомянули, хотя она, на мой взгляд, полный отстой, к тому же есть большие сомнения, что она самолично что-то пишет, а не наняла для этого «литнегров», уж больно разнятся ее опусы. Персонифицированный издательский проект (ПИП), как Ю.Поляков Устинову обозначил. Да и Веллер — это не литература и не писатель, Дм.Быков — тем более. Надеюсь, литература все-таки как -нибудь выплывет, и талантливые литературы, думаю, есть, хотя им, конечно, трудно проявиться среди сегодняшнего мусора. Но ничего не поделаешь, прогресс не остановим, а к цензуре и курированию издательского дела возврата нет.

    • Анна

      Это ещё с начала 2000-х идёт: Пелевин, Минаев. Помню, подруга, работавшая в книжном магазине, и не пропускавшая ни одной громкой новинки, нарекла их гениями современности (сама или подсказал кто — не знаю), я же была слегка разочарована. А эти современные критики, которые проталкивают всякую муть (в т. ч. зарубежную)! Я лучше ещё раз Достоевского перечитаю.

    • Евгений

      Ровно тем,чем они угождают Вам.Мерзостью и ненавистью к России и русскому народу прежде всего.Хотя живут на деньги тех,кого так истово и искренне ненавидят.Что им мешает делать это из каких-нибудь лимитрофных «государств» или обетованной прародины?Или там никто не заметит их «борьбы с режимом»,
      не подкинет копеечку?А жить трудом не кошерно?

  17. Никодим

    Автор не прав. Похороны давно прошли
    Труп русской литературы без аппетита
    сожрали черви. За последние 25 лет
    ни одной настоящей, народной книжки,
    кроме Филатовского «Федота».
    Что там ВпопУстинова,
    и МанДашкова с МанДанцовай?
    У тех же Зельцентруда (Бздыкова) и Швеллера
    один собачий, антинародный, бред.
    А ведь при совейской власти были
    и Астафьев, и Тендряков, и РасПутин с Абрамовым.
    И поэтов настоящих парочка, но каких!
    Высоцкий-Вознесенский:
    «Можно и не быть поэтом
    Но нельзя терпеть, пойми;
    Как кричит полоска света,
    Прищемлённая дверьми».
    Одна песня Высоцкого бывала для нас событием.
    А он их писал сотни.
    Даже «Континент» из Парижа был
    горазд на литературу.
    Меня порадовали настоящим терцины
    Д. Бобышева (пишу по памяти!)
    «Да не сочтется эта речь за наглость:
    Не Городу и Миру, ей о ней,
    Своей стране скажу я с глазу на глаз
    Ей-ей же правду, издали видней.
    Пусть никогда я не увижу боле
    Сарай, перрон, и лужу, и вокзал,
    Ну, что ж пускай, предпочитаю волю.
    Умру зато свободным, я сказал!..»

    Мой друг работает на главном заводе города
    (металлургическом) зарабатывает 17.000 в месяц.
    5.000 выворачивают как штраф
    за невыплаченные ранее алименты.
    Ему, его жене, и дочке-дошкольнице
    остаётся 12 тысяч на месяц. Живут в халупе.
    Не пьют. Вчера он пытался у собригадника
    занять до 16 мая 500 рублей. Тот говорит:
    — Ты Андрюня уже пятый подходишь,
    нечего мне занять!
    А у директора завода зарплата
    в месяц 8.000.000.000-!
    Какая литература?
    Прокламации нужны,
    листовки, борьба!
    Снова фашисты в городе!

    • Павел А

      На мой взгляд Отшельник и Шестипалый — по духу совершенно русские персонажи. С Достоевским расхождений на мой скромный взгляд, немного.

  18. Владимир

    Автор, безусловно, права. Только вот удачливого Жванецкого и кокетничающую Устинову никак не могу принять в качестве критиков. Как не могу считать Стравинского победителем Прокофьева. А господин Чердык Никакневмрущий со своим гениальным Сокуровым — под Читателем, а заодно и Зрителем, понимает только себя, ну, и таких же, как он, незнаек и недоумок, а заодно и недоучек, судя по глупостям, им написанным… Одним словом, эстетствующий либерас. Или либераст.

    • Татьяна

      Восемь миллиардов в месяц? Нереальная цифра. Но у советского рабочего доходы были не больше, чем у вашего товарища, и до зарплаты постоянно занимали. А уж об интеллигенции и говорить нечего. Я закончила два вуза, моя первая зарплата была 80 рублей, а продавщица пива получала 100.

      • Анна

        Так надо было на завод идти на вредное производство: работа в полторы смены, на пенсию в 45 лет, каждый год на море и з/п 350-400 рублей, почти как у академика!

    • Ха-Ха-Тун-Чик

      8 миллиардов зарплата в месяц?!

      Жирует буржуй! :-))))

      А если серьезно, «директор завода» — такой же наемный персонал. Если он не совладелец бизнеса, то едва ли и полмиллиона зарабатывает. И, если он успешно управляет крупным заводом (развивает производство и повышает показатели, вместо того, чтобы доводить до банкротства), то это — не много.

  19. Чахлык Нэвмырущий

    «… В конце концов, только читатель и определяет ценность книги…» конец цитаты.
    — КАКОЙ УЖЖАС !!
    Как может масса определять качество продукта ??
    Назначать гениальным книгу, музыку, фильм могут ТОЛЬКО либеральные эстеты !!
    Поэтому, Сокуров — ГЕНИЙ, а Гайдай — отстой, для пипла.
    А что гениальные фильмы Сокурова народ смотреть не хочет, так, как сказал Незнайка — «НЕ ДОРОСЛИ ВЫ ЕЩЁ ДО МОЕЙ МУЗЫКИ !!…»

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в РОСКОМНАДЗОР
Рег. № Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Рег. № ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика