Пятница, 22.11.2024
Журнал Клаузура

Борис Шигин: «…Приходи ко мне иногда…»

Уже даже не упомнишь, когда началось наше знакомство с Борисом Владиленовичем Шигиным, известным поющим поэтом пензенской земли… Обстоятельства только память оставила, что знакомство было через литературный журнал «Сура», который выходит в Пензе и которым Шигин руководит многие-многие годы. Помнится, отправил я в журнал одно из своих эссе, особо не надеясь на ответ, поскольку знаю: современные редакции литературных журналов настолько оптимизированы, что не имеют штатных сотрудников, чтобы вступать в переписку с авторами. И вдруг с удивлением получил от главного редактора «Суры» хорошее дружелюбное письмо. Так завязалось наше творческое содружество, тем более приятное, что журнал «Сура» сегодня один из лучших литературных издательских проектов-«тяжеловесов», имеющих всероссийскую репутацию и десятилетия издательской традиции. Непростая сегодня задача – даже сохранить журнал. Потому что некоторые журналы так сохранили, что фактически схоронили! А Борису Шигину удалось «Суру» не просто сохранить, но и развивать, приумножать, чтобы журнал прирастал авторами и читателями.

А ведь Шигин вовсе не главный редактор в единственном и исключительном своем виде,  одним только  журналом «Сура» и занятый. Он еще и активно работающий автор. А до недавнего времени еще был и руководителем пензенской областной писательской организации Союза писателей России. Но, помнится, как то позвонил мне, поговорили о том, о сем, и говорит Борис Владиленович, мол, хочу попросить своих коллег-земляков, чтобы отпустили меня с должности предводителя пензенских писателей. Очень трудно совмещать руководство журналом и работу с писателями региона. Нельзя сидеть на двух стульях, надо выбирать что-то одно. А журнал «Сура» бросить я не могу… Я тогда подумал: «Во как! Иные писатели всеми силами лезут на руководящие посты литературных начальников. А тут наоборот – человек сам просит, чтобы его переизбрали. Неслыханный просто случай!»…

…Слушаю подаренный недавно диск авторских песен Шигина «Не печалься» и, отдыхая на этих песнях душой, понимаю, что только человек, чей жизненный девиз так созвучен названию диска, способен уйти с заветной для многих должности литературного чиновника, чтобы сохранить верность литературному журналу в самое нелитературное время в России:

Не грусти, забудь о боли, // Лучше песенку запой. // Ты пойми: не в нашей воле // Выбрать бурю иль покой. // Не горюй, уж скоро утро // В свете растворит печаль. // Ты его по-детски мудро // Лишь улыбкою встречай. // Не зови всё то, что было. // Было, не было ль – прошло. // Лето жаркое остыло. // Позабылось… Ну и что? // Брат Сентябрь дождями смоет, //Грусть уложит наповал. // Праздник друг Октябрь устроит — // Разноцветный карнавал! // Не видал с тобой я, что ли, //Неурядицы такой? // Вот и все, забудь о боли. // Лучше песенку запой.

Чего греха таить, порою барды, как называют поющих поэтов, работающие на стыке стихов, музыки, исполнительства, не всегда умеют гармонично сочетать в творчестве все три ипостаси. Чаще всего «в прогаре» оказываются почему-то стихи! Стало уже общим местом утверждение, что далеко не всё, что хорошо звучит со сцены в качестве песни, может быть с таким же удовольствием прочитано с листа. Пример Шигина нетипичен, но очень позитивен в том смысле, что его поэзия отлично читается самым придирчивым читателем и с листа. Без претензий и без позы льются его стихи в душу.

Песенка твоя, как лесенка, // Я карабкаюсь по ней. // Здорово, что эта песенка // делает тебя родной. // А моя – дорога дальняя, // Бесконечное живье. // Горькая, исповедальная, //Не допеть никак её… // Песенки на то и песенки: // Разные, как мы с тобой. // Песенки – друг к другу лесенки, // То отлив, а то прибой. // Главное, чтоб был не тесен нам // Песенки своей напев. // И тогда вдруг эта песенка // Станет близкою для всех //. Улетит, как птица вольная, // Кто ей мать, а кто отец? // Я доволен. Ты довольная. // Вот и песенке конец!

Член Союза писателей России и Заслуженный  работник культуры РФ Борис Шигин ныне один из самых статусных писателей Пензенского региона. Он является трижды  лауреатом Всероссийской литературной премии им. М.Ю. Лермонтова. Награжден большой золотой медалью Российского Фонда мира за благотворительную деятельность в рамках международной программы «Русская инициатива». В его творческом послужном списке  не только песни из альбомов «Мелодия души», «Пока горят костры», «Зазимье», «Не печалься», которые любят зрители и слушатели. Но и полюбившиеся читателям поэтические книги — «Моим друзьям», «Девятый возраст», «Новый ковчег», «Пока решает третья Парка». Стихи Шигина публиковались в российских литературно-художественных журналах: «Москва», «Русское эхо», «Волга-21 век», «Странник», «Подъём», «День и ночь», в Литературной газете и многих других уважаемых изданиях России.

Вроде все мне уже дано, // Сделал все и везде успел… // Лишь молитвы не пел давно, // Да, молитвы давно не пел. // Даже скорые поезда // Иногда тормозят в пути… // «Приходи ко мне иногда, // Иногда ко мне приходи» // Есть ли в тщетной молитве прок? // Бедняки – не указ дворцам // Разве что гордецам урок. // Да, урок самим гордецам. // Но и птица не вьет гнезда, // Если птица еще в пути… // «Приходи ко мне иногда, // Иногда ко мне приходи»….

Что-то подсказывает мне, что не только к женщине обращено стихотворение. Адресатами его в неменьшей степени можно считать вдохновение, друга, даже Бога, хотя о Боге тут не сказано ни слова… Пронзительная исповедальная нота позволяет так думать! Борис Шигин из тех авторов, которые никогда не хотят казаться значительнее себя самих. Они не берут на себя миссию поучать читателя. Отсюда и  прозрачная исповедальность, не «разрывание рубахи на груди», но доверительность, лишенная позерства.

Играет солнце в листьях клена: //Один прозрачен на просвет, // Другой горит темно-зеленым, // На третьем вовсе бликов нет… // Но все они в одном едины — //В неповторимости своей. // Нет в их оттенках середины, // Всяк лист – породистых кровей.

Обращение к любимой – один из лейтмотивов творчества Бориса Шигина. Чаще эти обращения грустны. Да ведь самые лучшие стихи о любви, как правило, грустные стихи. Потому что, как гениально сказал Пушкин: «Любовь прошла – явилась муза». Как правило, стихи любовной лирики пишутся вослед ушедшей любви, которую в силу своей несовершенной природы человек редко может понять и принять, как дар свыше:

… И ты ушла. Велела мне держаться. // И я держусь (куда ж теперь деваться?) // За прошлое, за стон, за сон, за бред… // А больше и опоры вроде нет. // Держусь за легкий след твоей улыбки, // За чары слов… Но так опоры зыбки, // Что сваливаюсь в пропасть бытия. // Все изменилось: я теперь – не я, // Лишь отзвуки, намки, блики, тени, // Мир наполняют запахи растений… // Но где же листья, гибкий ствол, цветы? // Увы, исчезли, как исчезла ты…

Светлая печаль поэзии Бориса Шигина сродни весенней печали. В ней нет «пышного природы увяданья», в ней есть осознание того, что впереди  много неизбежно хорошего, что небольшие печальные лирические отступления не могут отменить  «наступления» всепобеждающей жизни по всему «фронту» человеческой души.

В сердце светлая печаль, // А другой покуда нет. // Я скажу тебе «прощай» — // Улыбнешься мне в ответ. // Прокричишь «пока-пока» — // Как в реке укажешь брод. // И сама, как та река, // Убежишь за поворот. // Поворот Поворот. Вот такой поворот. // Что же делать, как же быть? // До сих пор не знаю я: //Брод искать иль все же плыть, // Будто легкая ладья? // Плыть… Да разве уплывешь // От твоих «пока-пока… // Ты куда меня несешь, // Сумасшедшая река?…

Любить и влюбляться… Это похоже, но это не одно и то же. Человек с человеком может расстаться, но когда встречается берег с волной, их «роман» обречен стать вечным. Может быть, и людям нелишне поучиться искусству любви у природы, к примеру, постоянству берега и волны, месяца и звезды:

Прости  меня, как берег вечный // Прощает глупую волну. // Еще сто раз влюблюсь беспечно, // Ну а люблю – тебя одну. // Не забывай, как забывает // Весна уроки злой зимы…

До появления письменности, поэзия была песней. Странствующие поэты-менестрели доносили свое вдохновение до людей через синтез музыки и  поэзии, которые были неразлучные сестры, и не спорили, которая из них главнее. Это раньше… Но разве что то особо изменилось? И сегодня поэзия и музыка остались сестрами. Ведь каждый поэт  мечтает, чтобы его стихи стали песнями, потому что понимает — песнями становятся далеко не все стихи, а лишь избранные народом и созвучные ему. При этом, думаю, каждый поющий поэт, как бы ни был востребован в своем исполнительском качестве, не может не хотеть, чтобы его читали с листа в книге, чтобы эти стихи сопровождали человека повсюду, став частью его жизни.

Я созрел. Я хочу свою книгу издать // И не буду от вас своих планов скрывать: // Пусть узнает весь мир о пиите! // Дивиденды меня успокоят вполне, // Впрочем, речь не совсем о высокой цене — // О бесценности, если хотите. // Есть мечта и существенный ориентир: // Я хочу, чтоб ее зачитали до дыр, // Чтоб вином заливали и кофе. // Пусть какой-нибудь юный филолог-студент, // Получив ее от президента в презент, // Не узнает мой старческий профиль. // Чтоб на полочке было ее не найти, // Чтоб она, как и я, пребывала в пути, // лоск и цвет, и страницы теряя. // Чтоб в больничной палате лежала с тобой // И с солдатом, когда протрубили отбой, // Чтоб читали ее, поверяя // Каждый вздох или выбранный путь… Если б так! // Не сломались бы только перо и верстак, // Не текла бы дырявая крыша. // Чтоб издатель поверил, редактор простил, // Чтобы Бог милосердный грехи отпустил, // И мой сборник таким бы и вышел…

С благодарностью принимать жизнь во всей ее непростоте человеку помогает только вера и только вера. Стихи духовной лирики у Бориса Шигина не грешат ежеминутным поминанием Бога, как порой бывает у некоторых авторов. В них растворена лирическая благодарность Создателю за возможность жить и творить, любить и надеяться, и согревать усталое сердце молитвой в храме. И закончить свое эссе я хочу стихотворением Бориса Шигина, которое считаю знаковым и даже программным в его творчестве:

Молитве сердце открывалось, // И крался ладан в складки риз. // С головок женских покрывала, // Как воск свечей, струились вниз. // Священник медленно и скупо // Совсем не в такт словам кадил… // И только свет души под купол //С молитвой страстной восходил. // О чем они там толковали — // Его, моя, твоя душа? // Как солнца блик на покрывале, // Была беседа хороша. // Пусть хор без нашего участья // Свои молитвы допоет //Ведь скорбный час стал часом счастья // Для тех, кто любит, верит, ждет.

Эдуард Анашкин,

член Союза писателей России,

лауреат всероссийских литературных премий «Традиция», «Имперская культура». Лауреат премии журнала «Сура»

Самарская область


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика